Разработка урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова











Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:
«ПРИЧИНЫ ССОРЫ ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА»




Шуликова Г.В., учитель
русского языка и литературы
МБОУ Васильево-Шамшевская
СОШ №8 Кагальницкого района
Ростовской области


Тема урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова
Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Задачи: помочь учащимся
выявить место первой главы в композиции романа;
определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые
привели к ссоре двух давних друзей;
определить роль интерьера и речевой реплики крепостного в создании
ситуации ссоры;
выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании
образов и выражении авторской позиции;
определить, какими нравственными критериями определяют свою
позицию Троекуров и Дубровский;
стимулировать определение собственной позиции ребенка в
оценке поведения, характера, принципов жизни героев.
Дидактические цели и задачи:
Знать:
роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;
художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;
художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;
какой характер носит сопоставление двух героев;
какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни
Троекуров и Дубровский;
в чем причина ссоры Троекурова и Дубровского;
авторскую позицию в оценке поведения героев.
Уметь:
находить способы создания образа и характеристики;
определять авторскую позицию и выражать собственную в оценке поведения
героев.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Ход урока
Подготовка к работе с текстом. Выявление первоначальных
читательских впечатлений.
- Вы прочитали роман. Кто из героев вам понравился и почему?
-Кто вызвал неприязнь?
-Какие эпизоды романа запомнились и чем именно?
-Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А.С.Пушкина «Дубровский». Начнем занятие с небольшого задания. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)
«С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)
-Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?
-Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?
-Они поссорились.
-Подберите синоним к слову ссора.
-Раздор, разлад, конфликт.
-Что такое конфликт?
Чтение определения конфликта по словарю.
-Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?
Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.
-Как же так, почему поссорились?
Чтение записанных на доске целей урока.

II. Работа с текстом первой главы.
Беседа по вопросам:
-А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).
-А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).
2.Работа по таблице «Дубровский и Троекуров»
Способы создания образа
Троекуров
Дубровский

Общее в судьбах героях
женились по любви, скоро овдовели

Социальное положение
Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качество характера
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах
Горячий охотник

Отношение соседей
Рады были угождать, трепетали при его имени
Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам
Строго и своенравно



3.Беседа по вопросам:
- На каком приеме строит автор характеристики героев? (На приеме противопоставления)
-Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)
-А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)
-Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?
-Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?
-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?
-Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?
-Какой случай изменил все в отношениях героев?
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова»
Задания для групп: найти в прочитанном тексте доказательства вины
Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).
Выразительное чтение отрывка романа от слов «Раз в начале осени Кирила
Петрович собирался в отъезжее поле» до слов «Но мысли его приняли другое направление». (Указываются страницы учебника с нужным текстом)
Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.
Троекуров
Дубровский
Парамошка

«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».
«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
«да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
«На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».
«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».
«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
«а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».


Беседа по вопросам:
-Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?
-Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?
-Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их
положение?
(Слушает варианты ответов учащихся)
-А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.
Пушкинское ли это изображение?
4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».
-Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?
(Слушает варианты ответов детей)
-Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе
показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей», громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?
-Художник в своей книге «Годы жизни и работы» писал: «В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова», Удалось ли это сделать Д.Шмаринову?
5.Беседа по вопросам:
-Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?
-Сожалеет ли Троекуров о случившемся?
-Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
-Как Троекуров хочет наказать Дубровского?
6. Чтение эпизода «Встреча с Шабашкиным» (от слов «Расхаживая тяжелыми
шагами взад и вперед по зале до слов «Шабашкин поклонился до земли, вышел вон»
(Учитель указывает страницы с нужным текстом романа)
7.Беседа по вопросам:
-Каким мы увидели Троекурова в этом эпизоде?
- Как характеризует Троекурова его обращение к Шабашкину: «Как бишь
тебя зовут»?
-Как автор показывает подобострастие Шабашкина?
-Как вы поняли словосочетание «маленький человек»?
8.Повторное чтение эпизода.
-Как будем читать слова Троекурова?
-С какой интонацией прочитаем слова Шабашкина?
IV. Подведение итогов урока.
-Почему же поссорились Дубровский и Троекуров?
V. Задание на дом:
1. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные».
2. Озаглавить главы II-IV.
3. Индивидуальное задание:
Пересказ эпизода в суде от лица Троекурова.
Пересказ эпизода в суде от лица Дубровского.
Подготовить рассказ «Жизнь Дубровского в Петербурге» по плану:
-Какой образ жизни вел молодой Дубровский?
-Как относились к нему товарищи?
-О чем мечтает Дубровский?
-Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?
-Какие чувства пробудила у Дубровского весть о болезни отца?
Подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны
Бузыревой.
Подготовить чтение по ролям диалога Дубровского с кучером
Антоном от слов «Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер» до слов «И лошади его побежали крупной рысью».
15