ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 193»









ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

инструктора по плаванию
Кирюшиной Ирины Николаевна

























г. Воронеж
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 193» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье и эмоциональном благополучии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
- творческая организация общеобразовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала;
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Программа выстроена по четырем направлениям:
- физическое;
- социально-личностное;
- познавательно – речевое;
- художественно – эстетическое.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Главные принципы организации НОД по обучению плаванию сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Роль плавания
При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки чистоплотность и аккуратность.
Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечнососудистой и опорно-двигательной системы, способствует развитию органов дыхания. Это ещё и обучение дошкольников сложноорганизованным действиям, и способ становления навыков саморегуляции, и преодоление страхов, связанных с водой.

Методика обучения
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет развивающий характер. Главные принципы сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
В основном на занятиях используются рекомендации Т. И. Осокиной (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Учение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М.: «Просвещение», 1991).
Ведущее место занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игры, как правило, содержат ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении используются простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме и назначению: плавательные круги, доски, надувные игрушки и пр.

Оборудование бассейна
Бассейн оснащён удобной лестницей, установленной в вертикальном положении и имеющей соответствующие поручни, для спуска детей в воду и подъёма при выходе из воды. Для обеспечения безопасности и предупреждения травматизма ступени лестницы покрыты резиной, при выходе из бассейна и из душевой резиновые коврики. На одной из длинных сторон ванны бассейна установлен поручень, обеспечивающий безопасность детей в воде (это приспособление используется и для выполнения некоторых упражнений), на другой стороне переливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны. Имеются 3 душевые для мытья детей перед началом занятий и после их окончания. Для просушивания волос приобретены фены.
Строго соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы, согласно которых проводится дезинфекция (помещения, ванны бассейна, резиновых шапочек и т.д.) и регулярное проветривание.
В нашем бассейне поддерживается такая температура:

Возраст детей (группа):
4–6 лет (ст. и ср.гр.);
1,5 4 г. (ясли, 1 и 2 мл.гр)

Температура воды в бассейне
26 29
30 32


Температура воздуха в бассейне
24 28
28 30

Температура воздуха в душевой
24 27
26 28

Температура воздуха в раздевалке
23 26
26 28

Температура воздуха в переходной
22 24
24 25

Температура воздуха в группе
20 22
22 24

Объём воды в бассейне 16,67 кубических метров.
Организация НОД по плаванию
Перед началом сезона НОД по плаванию с детьми проводят специальные беседы, на которых рассказывают о правилах личной гигиены и о правилах поведения в бассейне, в раздевалках, в душевых, объясняют значение водных процедур, купания и плавания для укрепления здоровья, закаливания.
Выход из группы. Наиболее удобная одежда на пути к бассейну из группы и обратно удлинённый халат с капюшоном, трикотажные брюки и футболка, носки; главное, вещь должна удобно сниматься. Переодевшись и взяв индивидуальные купальные принадлежности, первая подгруппа детей в сопровождении помощника воспитателя отправляется в бассейн.
Подготовка к занятию. В раздевалке детей встречают инструктор по плаванию и медсестра бассейна, которые в случае необходимости (в основном ребята выполняют все действия самостоятельно) помогают раздеться, сложить одежду, принять душ и надеть резиновые шапочки.
Разминка проводится для детей садовых групп (с 3-х лет). На этом этапе занятия разогреваются, подготавливаются необходимые группы мышц.
Пребывание в воде. Выполнение специально подобранных упражнений, соответствующих цели занятия.
Среди них:
упражнения по ознакомлению со свойствами воды;
упражнения, обучающие погружению и всплытию;
упражнения для выработки навыка лежания;
упражнения для выработки навыка скольжения;
упражнения, обучающие дыханию;
упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения;
упражнения на овладение простейшими прыжками.
В конце свободное плавание.
Завершение занятия. Выход из воды. Душ. Вытирание полотенцами. Переодевание, сушение волос. Возвращение в группу в сопровождении помощника воспитателя (который к этому времени уже привёл вторую подгруппу).
На протяжении всего пребывания детей в помещении бассейна ведётся контроль над соблюдением всех норм техники безопасности.
В результате обучения все дети хорошо держатся на воде, умеют плавать кролем, продолжительное время скользят на поверхности воды, самостоятельно регулируют вдох и выдох, у них выработано положительное отношение к плаванию, водным процедурам. Дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют инфекционными заболеваниями.
Примерные цели НОД по плаванию
Для ясельной группы:
1. упражнять в ходьбе вдоль бортика, держась за поручни; 2. приучать самостоятельно передвигаться в кругу в разных направлениях; 3. упражнение «Лягушата» (работать ножками в воде); 4. упражнение «Дождик» (держаться за бортик одной рукой и брызгать другой).
Для старшей группы:
Диагностика
Достижения воспитанников определяются в процессе диагностических занятий. Занятия включены в календарно-тематическое планирование НОД на учебный год, не нарушают ход общеобразовательного процесса и позволяют получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Каждое занятие имеет конкретные задачи, связанные с определением уровня освоения программного материала, показатели и критерии оценки. В ходе диагностического занятия заносятся полученные результаты (в соответствии критериями оценки) в диагностические бланки, что позволяет проводить общую оценку освоения того или иного раздела и освоение программы каждым ребенком. Периодичность проведения диагностических мероприятий – 2 раза в год (в начале года и в конце года).

15