Программа по обучению плаванию детей 5 -7 лет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №242 СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
(ДОУ №242 СО РАН)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая ДОУ №242 СО РАН
_______________________ А.В.Некрасова
_______________________________2014г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ
«Дельфинчик»
Направление: физкультурно-спортивное
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Л.В.Забалуева
Инструктор по плаванию I кв. кат.
Красноярск, 2014
Содержание
Рецензия …………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Методическое обеспечение программы…………………………………………8
Перспективное планирование…………………………………………………..11
Литература ………………………………………………………………………17
Рецензия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________
________________
________________
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155) и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, развитие физических качеств, гармоничного физического развития. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Результатами целого ряда исследователей и практиков убедительно доказано, что детям этого возраста доступно овладение сложнокоординированных движений. В первые шесть лет жизни общее развитие ребенка очень тесно связано с физическим воспитанием. В этот период осваивается большая часть всех основных двигательных действий.
Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания всех образовательных учреждений и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми происходит из-за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
По последним данным Минобрнауки Российской Федерации в состоянии здоровья дошкольников наблюдается резкое ухудшение. К шестилетнему возрасту 50% детей уже имеют 4-5 различных отклонений в состоянии здоровья. Причем у 30-40% из них отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 20% имеют низкий уровень развития физических качеств и к семи годам их число возрастает до 30%. Учитывая, что плавание способствует коррекции нарушений, лечению целого ряда заболеваний, поэтому занятия плаванием в этом возрасте особенно актуальны.
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико. Для естественного развития ребёнка – дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. И. Осокиной (Осокина Т.Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: М., 2001).
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, - важный фактор гармоничного развития любого человека.
Вода – это стихия, которая может приносить человеку как пользу, так и вред; всегда остаётся вероятность опасных событий.
Особенностью данной программы (для одаренных детей) является использование технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, а так же элементам прикладного плавания.
Перед школой выпускники детских садов, дети 6-7 лет, должны вплотную приблизиться к выполнению норматива - проплывать от 10ти до 25 метров, владея 2мя способами плавания.
Учитывая эти особенности, целью программы «Дельфинчик» является: создание среды, в которой возможно формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение плавать спортивными способами. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
способствовать формированию техники спортивными способами плавания (кроль на груди, кроль на спине);
знакомить с общими представлениями о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
способствовать обучению простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формировать основы техники прикладного плавания.
Оздоровительная
способствовать укреплению здоровья дошкольников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Воспитательная
способствовать воспитанию положительного отношения к здоровому образу жизни, потребности в регулярных физических упражнениях, соблюдению гигиенических норм и правил.
Развивающая
способствовать развитию двигательных умений и навыков детей, психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражнений, их дозировки возрастным особенностям занимающихся. Важно, чтобы было оптимальное соответствие во всем.
Закономерности возрастных периодов развития детского организма отражены в особенностях телосложения, уровне физического развития, физической подготовленности, психических и личностных качествах у детей в каждом возрастном периоде.
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все органы, но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного освоения разнообразных движений.
В дошкольном периоде закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. У них быстро развивается мышечная система, и совершенствуются движения. Становится более устойчивым внимание.
На занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем (ССС). Дошкольник дышит поверхностно и более часто, чем взрослый. Это ведет к некоторому застою воздуха в легких, а растущий организм ребенка требует ускорения доставки кислорода к тканям. Поэтому особенно важны в этом возрасте занятия физическими упражнениями и в первую очередь плаванием. Известно, что именно при занятиях плаванием особенно быстро увеличивается жизненная емкость легких.
Деятельность ССС дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Нервная регуляция сердца у них несовершенна. Поэтому оно быстро возбуждается, легко нарушается его ритмичность сокращений и довольно быстро сердечная мышца утомляется при физических нагрузках. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физическими упражнениями включаются разнообразные виды деятельности.
Методика с одновременным освоением большого количества разнообразных плавательных движений, которая положена в основу данной «программы» подходит для обучения плаванию.
У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен и в скелете много хрящевой ткани. Этим объясняется мягкость и податливость костей.
Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше развивается кора головного мозга, управляющая всей его жизнедеятельностью. В результате влияния физических упражнений на организм у детей образуется много новых условных рефлексов, они становятся активнее, внимательнее, координированнее, укрепляется опорно – двигательный аппарт (ОДА), дыхание становится более глубоким и ритмичным, деятельность ССС становится более эффективной.
Занятия плаванием особенно важны в возрасте 5-7 лет. Благодаря этим занятиям успешно решаются все основные акценты дошкольного возраста.
Доступность и полезность занятий плаванием для дошкольников давно научно обоснована, исследована и доказана результатами целого ряда исследователей и практиков. Плавательные движения дошкольник совершает при помощи крупных мышечных групп верхних и нижних конечностей, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты. Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Органы кровообращения находятся в облегченных условиях, благодаря горизонтальному положению тела в воде, снижается давление на еще не сформированный до конца опорно двигательный аппарат. Благотворно сказываются занятия плаванием на развитии дыхательной системы. Большая динамическая работа ног при плавании в безопорном положении оказывают укрепляющее воздействие на формирование стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием. В лечебной физической культуре плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке, тугоподвижности суставов и различных последствий полиомиелита.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы «Дельфинчик» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и безопасности занятий.
Перед началом занятий в бассейне месяц (сентябрь) посвящается общеразвивающим и специальным упражнениям на суше (в спортивном зале, спортивной площадке на улице, на бортике бассейна).
Данная программа отвечает требованиям:
- доступна дошкольному возрасту;
- соответствует задачам и условиям проводимых занятий;
- включает методические резервы увеличения динамических действий на воде;
- начинается обучение с одновременного обучения движений руками далее ногами спортивными способами плавания. При этом сокращается до минимума формирование навыка проплывания нескольких метров облегченными способами уже на первых занятиях в удобных сочетаниях для каждого обучаемого;
- ускоряет освоение спортивных способов; способствует постепенному освоению остальных способов;
- постоянно увеличивается максимально возможное проплываемое расстояние без отдыха сначала одним лучше получающимся способом, а затем и остальными, меняя их.
Для соблюдения правильного построения занятий применяется четкое использование всех педагогических принципов обучения со строгим выполнением таких методических условий, как:
преемственность упражнений: от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному;
постепенность: от простого к сложному;
использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.
Для повышения эффективности обучения руководствуемся положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Поставлена задача – найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности, так как обучение, построенное на таком принципе, более эффективно. Кроме того, это повышает еще и заинтересованность к занятиям самих обучаемых.
При определении последовательности освоения упражнений учитывается закономерность переноса навыков. Особенно эффективно использование этого положения на начальном этапе обучения, когда все движения выполняются в упрощенных формах, т.е. в облегченных способах, доступных обучаемым. Это дает возможность быстрее осваивать более сложные, спортивные, но имеющие много общего в структуре движений с облегченными способами, в которых движения руками и ногами из спортивных способов.
При обучении используется групповой и индивидуальный методы обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям сначала поперек бассейна, т.е. по его ширине, затем по длине бассейна. Осваивают они их по-разному, индивидуально. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе, когда дети еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений остаются общими для всех. Впоследствии для освоения движений используется поточный метод – по периметру бассейна.
Кроме того, на начальном этапе обучения, который продолжается два месяца – октябрь, ноябрь обучаемым предоставляется возможность из большого количества движений разных способов, начиная с ног, а затем рук и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этого своего первого, легче получающегося способа помогает в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы, как по элементам, так и в полной координации.
Следующий этап: декабрь, январь, февраль, март посвящается совершенствованию спортивных способов. Кроме того, на протяжении всего года (2-3 раза в месяц) проводится тестирование плавательной подготовленности: проплывания максимально возможного расстояния без отдыха и выполнения стандартов, как своим избранным способом, а затем и разными, меняя их во время проплывания.
Завершается год проведением соревнований внутри детского сада и с выходом на район и город.
Форма занятий
Учебно-тренировочные занятия.
Соревнования.
Спортивные праздники.
Развлечения на воде
Формы подведения итогов реализации программы
Контрольные упражнения: проплывание кролем на груди, на спине и прикладным способом плавания.
Сдача контрольных нормативов: проплываание избранным способом 10 - 25 м. без остановки.
Участие в соревнованиях.
Методы
Объяснительно-иллюстративный: осуществляется рассказ, беседа, демонстрация, Деятельность ребенка направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания - знакомства»).
Репродуктивный метод (преподавателем составляется задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, и, таким образом, ребенок сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, выполняет двигательное действие и т.д.; в результате формируются «знания-копии».
Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагогом, прежде чем излагать материал, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем показывается способ решения поставленной задачи. Дети как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска
Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию и деятельности.
Перспективное планирование
Физическое развитие (по ФГОС) включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи
перед поступлением в школу научить плавать на расстояние до10-25 метров;
закрепить знания о правилах безопасности на воде;
учить знаниям способов помощи уставшему на воде товарищу итранспортировки пострадавшего;
учить простейшим знаниям о реакции организма на нагрузку(частота сердечных сокращений) - ЧСС;
учить дыханию с поворотом головы вправо и влево, удалятьпопавшую воду изо рта и носа, не прекращая дыхания;
-.совершенствовать технику отдельных элементов способов плавания: плавание на одних руках с предметом (доской, кругом, «поплавком») и без них; плавание на одних ногах с предметом в руках (доской, игрушкой, мячом и т.д.) и без них
совершенствовать согласование движений рук, ног с различнымивариантами дыхания при плавании различными способами;
совершенствовать спады в воду из разных положений;
совершенствовать повороты, при плавании на груди;
учить использованию элементов прикладного плавания.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Упражнения на суше
- Общеразвивающие упражнения, в т. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.
- Комплексы специальных упражнений пловца для различных способов плавания.
- Простейшие комплексы упражнений (4-6) для включения в занятия утренней гимнастики и в другие формы двигательной деятельности режима детского сада; для заданий родителям.
- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, кролем на груди, кролем на спине.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином.
- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
- Лежать на воде в положении «звездочка» на груди и на спине с максимальной продолжительностью.
- Скольжение на груди с переворотом на спину и наоборот.
- Кувырки вперед, назад в воде на месте и при плавании.
- Эстафеты, игры в воде.
Упражнения в воде
- Плавание по «элементам» и в отдельных сочетаниях на овладение техники спортивных способов плавания.
- Совершенствование движений руками, ногами всеми способами плавания.
- Совершенствование различных вариантов дыхания.
- Совершенствование согласования движений рук, ног, дыхания при плавании различными способами.
- Плавание в одежде.
- Выполнение способов транспортировки, буксировки, переноса груза над водой.
- Совершенствование спадов в воду, поворотов при плавании на груди и на спине.
Примечание. Все упражнения выполняются с использованием вспомогательных средств и без них.
Требования
Уметь:
выполнять 15-20-25 выдохов в воду;
выполнять упражнение «отдых на воде» в течение 15-17-20 сек;
выполнять скольжение на груди 4-5-6 м;
при нырянии в длину (3-4 м) доставать со дна игрушки;
плавать на скорость на одних ногах на груди и на спинеразличными способами, в т.ч. со вспомогательными средствами(доска, ласты) 15-20-25 м;
плавать со сменой способов - 10-15-25 м;
плавать в одежде - 5-7 м;
буксировать предметы на воде - 3-4-5 м.
Стандарты
Проплывать любым способом без остановки 10-20-25 и более метров.
Планирование занятий
Месяц Количество занятий Содержание занятий
Сентябрь 6 Общеразвивающие и специальные плавательные упражнения в спортивном зале, на улице, на спортивной площадке, на бортике бассейна для подготовки к упражнениям в воде
Октябрь – ноябрь – декабрь 24 В бассейне детского сада:
- одновременное обучение сначала облегченным, неспортивным, а затем спортивным способам плавания по элементам техники и с полным согласованием движений руками, дыханием;
- обучение спадам, прыжкам в воду, поворотам;
- 2-3 раза в каждом месяце – тестирование плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.
Январь – февраль
12 - совершенствование плавания спортивными способами;
- совершенствование соскоков, спадов, прыжков в оду, поворотов;
- обучение элементам прикладного плавания;
- 2-3 раза в каждом месяце – тестирование плавательной подготовленности с проплыванием максимально возможных дистанций избранным способом и со сменой способов.
Март 8 - совершенствование плавания спортивными способами;
- совершенствование соскоков, спадов, прыжков в воду, поворотов;
- тестирование плавательной подготовленности
- совершенствование спортивных способов плавания
- плавание в одежде
Апрель 8 - подготовка к соревнованиям
- участие в соревнованиях
Ошибки при выполнении плавательных движений элементов способов плавания, плавания спортивными способами в полной координации
№ Наименование упражнений Ошибки при выполнении
1 Скольжение на груди Чрезмерное прогибание туловища.
Высокое расположение головы.
Толчок одной ногой от бортика.
2 Скольжение на спине Скольжение сидя.
Голова сильно отклонена назад.
Толчок одной ногой от бортика.
3 Движения руками при плавании кролем на груди «Глажение» рукой.
Широкий гребок.
Неполный, короткий гребок.
Рука опускается в воду с локтя
4 Движения руками при плавании кролем на спине Неполный гребок.
Широкий гребок.
Поворот туловища за рукой.
5 Движения руками при плавании брассом Широкий гребок.
Руки не до конца выходят вперед после гребка.
6 Движения ногами при плавании кролем на груди Сильное сгибание в коленях.
Глубокое положение ног.
Широкое положение ног.
Большая амплитуда движений.
7 Движения ногами при плавании кролем на спине Ноги низко.
Ноги высоко.
Перекатывание с бока на бок.
9 Движения ногами при плавании дельфином Сгибание только в коленях.
10 Согласование движений рук, ног, дыхания при плавании кролем на груди Отклонения от средней линии.
Неполный выдох, ранний вдох.
Низкое или высокое положение головы.
Голова для вдоха поднимается вверх, а не поворачивается в сторону.
11 Согласование движений рук, ног, дыхания при плавании кролем на спине Остановка рук у бедра.
Широкое вкладывание рук.
12 Повороты при плавании кролем «Подбирание» руки.
Далекий, близкий подход к повороту.
Плохая группировка во время поворота.
13 Спад в воду из положения сидя на бортике Голова сильно откинута назад.
Сильно согнуты ноги.
Падение в воду близко к бортику.
Ожидаемый результат при двухразовых занятиях (30-35 мин) в неделю:
Возраст (5-7 лет)
Стандарт
«Программы» 10 -25 метров% выполнения (без вспомогательных средств) 50 - 80
Литература
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
«Закон об образовании РФ» (Принят 21 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ);
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций. СанПиН 2.4.1.2660-10 " (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г № 91.);
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика «Сфера», М, 2007
Булгакова Н.Ж. и др. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. «Академия», М., 2008
Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе, 1974
Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию, 1973
Викулов А.Д. Плавание. ООО «Издательство Владос-Пресс», 2006
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств, 1978
Дэбби Лоуренс. Аквааэробика. Упражнения в воде. М., «Гранд», 2000
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология «СпортАкадемПресс», М., 2001
Кистяковский И.Ю. Рекомендации по обучению детей плаванию, 1976
Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания М., Всероссийская федерация плавания, 2000
Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. М., «ФиС», СпротАккдемПресс, 2008
Матвеев А.П.Методика физического воспитания в начальной школе. ООО «Издательство Владос-Прессс», М., 2008 по физической культуре 1-4 и 5-11 классов, М. 2006.
Никитский Б.Н., Васильев В.С. Плавание, 1975
Осокина Т.Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: М., 2001
Программа начального обучения плаванию (ОСВОД), 1979
Протченко Т.А., Семенов Ю.А, Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,
2003. - 80.: ил, - (Методика)
Протченко Т.А., Семенов Ю.А. наглядные пособия (3 плаката). Учись плавать. «Айрис», М, 2003
Рыбак М.В., Занятия в бассейне с дошкольниками, М.;ТЦ Сфера 2012
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. М., Творческий центр, 2010
Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию, 1990
Федеральные государственные требования к ДОУ. УЦ «Перспектива», 2012
http://24.rospotrebnadzor.ruhttp://www.edu.ru/http://fcior.edu.ru/