Рабочая Программа Зеленая планета подготовительной группы


Принята на заседании педсовета протокол № 1 от2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Зеленая планета»
подготовительной группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №175
на 2015 - 2016 учебный год.
I
Воспитатель: Иванова В.Н.Пояснительная записка
Природа - не только великий учитель, она, прежде всего, еще и великий воспитатель.
Сухомлинский В.А.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающим миром. Но в настоящее время экология — это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек — не главное действующее лицо, а разумная часть природы.
Все мы - дети “Природы”. Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностнонормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Экологическое образование и воспитание дошкольника — это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Обострение экологической проблемы диктует необходимость просветительной работы по формированию у дошкольника экологического сознания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно -научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма), культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В нашей стране охрана природы - дело государственной важности. В Конституции нашей страны записано: Граждане России обязаны беречь природу, охранять её богатства. Умение жить в согласии с природой, и с окружающей средой следует начать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Наша задача состоит в
ом, чтобы подвести к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому программа направлена на развитие чувства общности детей с природой. В экологическом воспитании малышей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждения увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.
Чтобы реализовывать принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам.
Понимание самоценности природы.
Осознание ребенком себя как части природы.
. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
Воспитание у детей активной жизненной позиции.
Обучение азам элементарной экологической безопасности.
Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Цель программы:
Содержание программы направлено на достижения цели экологического воспитания дошкольника
Сформировать у детей ценностный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде
Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи программы:Обучающие:
Дать детям системные знания об окружающем его мире в- соответствии с его возрастом и способностями;
Научить применять на практике цолученные знания;
Учить детей быть ответственными за свои поступки;
Формировать культуру поведения в природе;
Обогащать представления об окружающем мире;
Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
Воспитцтелъные:Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
Воспитывать потребность в общении с природой;
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Структура программы
Она состоит из нескольких блоков, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке выделены обучающий и воспитывающий компоненты.
Первый блок — «Я и природа» — знакомит детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специально разработанным рисункам наш обычный дом и «дом-природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые тесно связаны друг с другом и человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от объектов, сделанных руками человека, отличия живой и неживой природы.
Затем дети более подробно знакомятся с отдельными компонентами природы — это блоки «Вода», «Воздух», «Почва», «Солнце», «Растения», «Животные».
Следующий уровень — на основе уже полученной информации изучаются взаимосвязи между всеми компонентами на примере леса (блок занятий «Лес»).
И завершается программа блоком занятий, в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения! При этом воспитатель опирается на материалы всех предыдущих блоков.
Каждый блок состоит из комплекса тем, позволяющих познакомить детей с проблемами биологической, социальной, прикладной экологии, в том числе с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Например, изучая блок «Вода», дошкольники знакомятся с водой в природе, различными водоемами, свойствами и состояниями воды в природе, водными животными и растениями, значением воды в жизни живых организмов, включая человека, необходимостью экономить воду, причинами и последствиями загрязнения рек, морей, путями их охраны, учатся видеть красоту росы, инея, дождя, снега, рек, водопадов. Все темы связаны друг с другом. Так, знания о свойствах воды нужны при изучении приспособленности водных организмов к среде обитания, а объяснение последствий загрязнения рек строится на представлениях о тесных взаимосвязях водных организмов с окружающей средой. Формируется эмоциональное отношение к животному и растительному миру водоемов, к проблеме загрязнения рек, осуществляется практическая деятельность.
Возраст детейПрограмма предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (6—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Основные направления и содержание учебной деятельности
Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35-40 минут. Учебная нагрузка в каждой группе составляет 2 часа в неделю.
Курс «Зеленая планета» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения
^человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям — живым существам, являющимся нашими друзьям, младшим братьям, помощниками, кормильцами, за жизнь которых'все мы несем ответственность. При работе с дошкольниками необходимо использовать, насколько позволяют возможности, аудио- и видеоматериалы, различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными, эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала. Занятия по курсу «Зеленая планета» проводятся в нескольких формах, дополняющих друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным.
Теоретическая форма занятий - это знакомство с определенным учебным материалом в соответствии с программой обучения, а также работа с научно-популярной экологической, художественной литературой, с русским и мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства.
Практическая форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями, муляжами и т.д.
Игровые занятия — активное использование различных игр. Игра является не только средством отдыха детей на занятии, но и выполняет ряд дидактических задач. В игре наиболее ярко проявляются личностные качества каждого ребенка, а следовательно появляются возможности для коррекции его поведения. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Более того, игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Наконец, игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным, интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым. Однако важно, чтобы игра, вместе с тем, оставляла место для тайны, не превращала бы сокровенное - в банальное.
ПЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Интеллектуальное развитие через экологическое воспитаниеСентябрьТема " Осень золотая в гости к нам пришла"
Цель Продолжать формировать у детей обобщенные представления об осеннем сезоне. Познакомит детей со стихами поэтов Плещеева, Трутнева, Пушкина, с музыкой Чайковского. Слушание песен об осени.
Тема " Осенняя радуга"
Содержание работы ;Учить детей наблюдатель носит за сезонными изменениями в природе, Провести комплексное занятие с рассматриванием картин, рисунков, слушание музыки из произведений Кабалевского, Шостаковича, использовать выражения" золотой багрянец"," желтая метелица", 2 утренняя дымка", развивать чувство прекрасного, умение любоваться красками природы.
ОктябрьТема " Вот он, хлебушко душистый"
Содержание работы ; Провести тематический вечер развлечений, использовать музыкальные произведения, хороводы, песни об урожае, хлебе. Познакомить с трудом хлебороба, показать слайды откуда к нам хлеб пришел. Чаепитие с душистым хлебом и медом.
Тема « Осенняя ярмарка»
Содержание работы ; Провести праздник осени в детском саду. Продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к народным традициям, использовать народный фольклор, урожай, собранный с огорода.
НоябрьТема «Журавли летят- курлычат»
Содержание работы ; Закрепить представление детей о том, что отлет птиц связан с похолоданием, недостатком тепла, исчезновением насекомых, замерзанием водоемов. Использовать музыкальные произведения русских классиков.
Тема « Осенний Эрмитаж»
Содержание работы ; Организовать выставку пейзажей русских художников об осени, прослушать музыкальные произведения композиторов.
ДекабрьТема « Синие дни»
Содержание работы ; Продолжать формировать у детей обобщенное понятие о зиме. Выяснить, почему существует выражение «синие дни» Познакомить детей с пейзажами, музыкальными произведениями о зиме.
Тема « Праздник русской зимы»
Содержание работы ; Создать радостное настроение у детей. Провести праздник на площадке, на улице .Использовать народные игры, приход Деда Мороза, Снегурочки. Украсить участок цветным льдом.
ЯнварьТема «Гонит заиньку метель в снежную постель»
Содержание работы ; Познакомить детей с зимовкой диких животных, птиц, как они приспосабливаются к холодам. Организовать показ кукольного театра, с музыкальным, сопровождением.
Тема « Зимний лес полон чудес»
Содержание работы ; Организовать рассматривание, учить детей определять характер музыкального произведении художественных произведений под музыкальное сопровождение .Использовать поэзию русских поэтов.
ФевральТема « Зимний спортивный праздник»
Содержание работы ; С помощью игр, песен, хороводов, создать радостное настроение. Провести игры со снегом, обратить внимание на свойства снега, искрится на солнце, в тени имеет голубой цвет, скрипит под ногами,, рассыпается, холодный, белый, в теплую погоду хорошо лепится.. Дать возможность покататься на санках.
Тема « Дует ветер в феврале»
Содержание работы ; Обратить внимание детей на особенности последнего месяца зимы, использовать музыку Чайковского « Февраль», напомнить детям, что в этом месяце бывают сильные морозы, вьюги, прочитать стихи о феврале.
МартТема « Чем весна красна?»
Содержание работы; Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, замечать пробуждение растений и животных, Использовать литературные произведения о весне, рассмотреть картины русских художников о весне. А повесить скворечники с помощью взрослых.
АпрельТема « Творческая мастерская»
Содержание работы ; Пригласить в гости старушку - сказочницу,, послушать сказки о волшебных травах, об их лечебных свойствах, почитать стихи о полевых цветах. Предложить свои впечатления изобразить в работах, создать творческие коллективные работы.
Тема « Яблони в цвету»
Содержание работы; обратить внимание детей с помощью литературных произведений, музыки, изобразительного искусства на прекрасное время года весну. Воспитывать у детей эстетические качества, художественный вкус, творческие способности.
МайТема « Весна и народный фольклор « Содержание работы; Познакомить детей с народным фольклором, пословицами, поговорками, загадками о весне, Поводить хороводы, исполнить народные песни о весне.
Тема « В гостях у Белоснежки и семи гномов»
Содержание работы ; Путешествие по лесным тропам, угадывание пути по схемам, планам. Использование музыки с пением птиц. Сбор лекарственных растений и описание их свойств.
Июнь
Тема « Здравствуй лето красное» Содержание работы; провести развлечение с использованием игр, хороводов, чтение стихов, пение песен о лете.
Ожидаемый конечный результатV
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
Начальные экологические понятия;
О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
О единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества; О причинах создания и назначении Красной книги;
О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
О ценности и уникальности каждого природного объекта;
О современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
О правилах поведения человека в природе;
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.'
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах; Применять свои знания в обращении с живыми организмами;
Охранять редкие виды растений и животных;
Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме; Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);
Список используемой методической литературы Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / Вахрушев А.А, Кочемасова Е.Е, Акимова Ю.А, Белова И.К . Москва : «Балансе», 2003. 304 с.
Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы / Егоренко Л.И. Москва : АРКТИ, 1999. -128 с.
Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методическое пособие / Николаева С.Н. Москва : Просвещение, 2002. -144 с.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада : конспекты занятий / Соломенникова О.А. Москва : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2010.-80 с.
Живая экология: программа развития / Иванова А.И. Москва : ТЦ Сфера, 2006. 80 с.
Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Дыбина О.В., Рахманова Н.П. , Щетинина В.В. Москва : ТЦ Сфера, 2002. -192 с
Наш дом - природа : учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 -56 с.
Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста : методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. Москва : АРКТИ, 2004. -320 с.
Радуга: Программа и метод.руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в дет.саду/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.
Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова - Москва : Мозаика- Синтез, 2004.- 104 с.
Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - Москва: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»- 1998.- 320 с.
Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- Москва: Просвещение - 1999. - 207 с.
Воз и маленькая тележка чудес: \ Зубкова Н.М - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 330 с.
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: старшие подготовительные группы / Алешина Н.В. Москва: Элизе Трайлинг ЦЕЛ, 2004 -246 с.
Что было до ... : игры- путешествия в прошлое предметов. / Дыбина О.В. - Москва ТЦ «Сфера» , 2001-160 с.
Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарий занятий. / Коломина.- Москва: ТЦ Сфера, 2003 -14