Исследовательская работа (проект) Декоративное оформление пришкольного участка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст.Комсомольск-на-Печоре
Декоративное оформление пришкольного участка
Авторы проекта:
Артамонова Светлана-ученик 6 класса
Тханбельмешкова Ангелина-ученик 6 класса
Руководитель проекта:
Тляубаева Зульфия Исрафиловна-
учитель математики
пст.Комсомольск-на-Печоре
2014 г.
Содержание
1.Введение
2.Актуальность данного проекта
3.Цели и задачи проекта
4.План исследования
5.Содержание и план выполнения данного проекта.
6.Реализация проекта.
7.Учебно-исследовательская статья
Введение.
Основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе. Реальные успехи в учебе можно получить лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически.
В школе сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе, к труду, окружающей среде. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Становясь участниками проекта мы пробуем себя в различных социальных ролях, что содействует успешной социализации в обществе. Проект «Декоративное оформление пришкольного участка» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции и экологической культуры. Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. А это очень важный аспект, так как сельские малокомплектные школы реорганизуются, ликвидируются. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое "лицо”, свой имидж.
Актуальность и важность данного проекта для школы:
За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими учениками, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. А это очень важный аспект, так как сельские малокомплектные школы реорганизуются, ликвидируются. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое "лицо”, свой имидж. В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. На благоустройство территории школы, ремонт и создание уюта внутри школы ежегодно уделяется большое внимание. Уровень общей культуры сельского населения низок, практически отсутствует экологическая культура. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах деревни, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы. Чтобы воспитать красивую личность надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни села.
Актуальность работы позволяет использовать полученные данные в выборе профессии ландшафтный дизайнер.
Цель, которую мы решили поставить перед собой в учебно-исследовательском проекте:
декоративное оформление пришкольного участка
создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора, объединение декоративной растительности в пространственном, художественном и колоритном отношении для создания красочных композиционных ансамблей
Задачи: Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
узнать из литературных источников о видах цветников и формах цветочных насаждений, о правилах их создания, подбора растений и ухода за ними;
собрать информацию о биологических особенностях, агротехнических и экологических требованиях однолетников и многолетников;
проанализировать собранную информацию и подобрать видовой состав цветочных растений в соответствии с условиями пришкольного участка;
разбить клумбы по созданным планам на пришкольном участке;
организовать уход за клумбами во время летних каникул;
провести конкурс на лучшую клумбу среди классов осенью;
полученные результаты оформить в виде учебно-исследовательского проекта.
воспитание бережного отношения к окружающей природе, уважение к результатам труда.
Для решения задач будут использованы методы: сравнительный, анализ научной литературы, учебников и пособий по ландшафтному дизайну, изучение документации и результатов деятельности учащихся.
При осуществлении проекта возникло противоречие: с одной стороны - огромное желание воплотить свой проект в жизнь, с другой – отсутствие знаний и опыта декоративного оформления пришкольного участка. Отсюда проблема: как в условиях пришкольного участка создать цветник?
Приобретение новых знаний и практического опыта создания клумб, ухода за ними актуальны для нас.
Составляя программу проектной деятельности, мы запланировали посетить библиотеку как школьную, так и сельскую для подбора необходимой литературы; поиск в Интернете информации по описанию почвы, оформлению клумб, подбору цветов; самостоятельное высевание семян на клумбу, а также дальнейшее ухаживание за посаженными цветами.
Красота, созданная своими руками – это чувство ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Почва школьного двора отличаются по плотности, структуре, влажности и плодородию.
2. Все цветы индивидуальны в своих характеристиках по отношению к почве, влажности, освещённости.
3. Знания, приобретённые в ходе реализации проекта, могут пригодиться нам в выборе будущей профессии.
Зная сложные агротехнические условия пришкольного участка, выдвинули гипотезу: участники проекта считают, что озеленение и благоустройство школьного двора улучшит экологическое состояние окружающей среды, послужит экологическому воспитанию и развитию познавательного интереса у школьников к предмету биология, разовьет эстетическое восприятие природы, сформирует бережное отношение к природным и культурным объектам, станет примером для жителей поселка. Только выращивание неприхотливых однолетних и многолетних цветов позволит реализовать проект на практике. Результатом нашего труда должны быть цветущая летом и осенью клумбы.
Очень важно, чтобы на завершающем этапе мы получили удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали атмосферу праздника оттого, что с помощью своих одноклассников, доставили радость, сверстникам, родителям, учителям, ощутили потребность в той работе, которую мы создали.
План исследований: Изучение специальной литературы по садоводству, цветоводству, ландшафтной архитектуре.
Агротехника почвы.
Приобретение посадочного материала. Высевание семян на рассаду.
Высадка выбранных растений на клумбы.
Наблюдение и уход. Фотографирование.
Анализ проделанной работы.
Выработка новых предложений с учётом анализа и необходимости.
Составление графика выполнения работы по озеленению благоустройству.
Подготовительный этап.(февраль-март)
1.Разработка проекта. Изучение и исследование участка.
Распределение исполнителей для реализации задач.
2.Организовать школьный конкурс на лучший эскиз цветочных клумб.
3.Составить перечень необходимого посадочного материала.
4.Высевание семян на рассаду.
Деятельностный этап (март-сентябрь)
1. Исследование территории участка.Разметка участка.
Изучение и подготовка почвы.
Сбор камней для оформления клумбы.
2.Покупка семян цветов для клумбы. Высевание семян. Высадка рассады
3.Наблюдение и уход за клумбами.
Обобщающий этап (сентябрь)
1.Подведение итогов исследования.
2.Обобщение опыта
Учебно-исследовательская статья.
1.Цветник как основная форма украшения ландшафта.
2. Виды цветников, их состав и пропорции. Цветник - самый распространенный вид оформления. Для его создания подбираются цветы по фактуре, срокам цветения, сезону, окраске, размеру. Они создаются из различных видов растений с однолетним, двулетним и многолетним периодом роста и развития. Существующие композиции из цветов в основном бывают 2-х стилей: пейзажные и регулярные.
К пейзажной композиции относятся цветники свободной формы и конфигурации. Их подразделяют на миксбордеры, группы, солитеры и массивы. Цветники, запроектированные в регулярном стиле, представляют собой различные геометрические формы и называются: клумбы, партеры, рабатки и бордюры. При создании цветников учитывается ландшафт участка.
Цветник имеет определенные составные части: цветочные насаждения различной формы, дорожки и газон
Части цветника должны быть очень гармоничными. В решении этого вопроса помогает использование правила «золотой» пропорции, классического соотношения, а именно: 3:5:8. При этом 3 части площади приходится на клумбы, 5 частей – это дорожки, и 8 частей будет занята газоном. Это соотношение может меняться в зависимости от условий задач озеленения.
3.Проект цветника.
Проект цветника включает план цветника, спецификацию и эскиз цветника.
4. План цветника. При создании проекта цветника, прежде всего, составляют его план, на котором наносятся размеры и конфигурация участка. Затем фиксируют все коммуникационные линии, имеющиеся на участке и все объекты, к которым примыкает озеленяемый участок.
Основные правила создания цветника:
1) его центральная часть должна быть самой яркой и запоминающейся, а потому к ее планировке имеет смысл отнестись с большим вниманием;
2) во всем должны быть соразмерность и гармоничность: фигуры из цветов не должны загромождать пространство, и в то же время – не быть слишком мелкими. [3]
5. Спецификация. Разработанная спецификация включает: ассортимент используемых растений, расчет их количества на объекте, расчет необходимого количества семян и т.д.
6.Эскиз проекта цветника. После нанесения границ участка, дорог, мест для клумб и т.д. составляют эскизный проект цветника с учетом посадки растений. Чаще всего его выполняют в масштабе 1:10.
7.Формы цветочных насаждений.
При создании цветников широко используются популярные формы цветочных насаждений: клумбы, партеры, рабатки, бордюры и пр.
Клумбы - наиболее распространенный вид цветников регулярной композиции. По форме клумбы бывают круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, и др. Размеры их разнообразны, но чаще 4-6 м.
Партеры - это цветники регулярной композиции, которые обычно располагают у парадного входа, для подчеркивания торжественности. Создают их в виде сочетаний различных геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников, трапеций и т.п.).
Рабатки - это клумбы прямоугольной формы шириной от 0,5 до 3 м, размещаемые вдоль дорожек и аллей.
Бордюры - это узкие полоски шириной от 0,1 до 0,5 м. Их применяют как окаймление краев клумб, рабаток, проходов.
8. Технология устройства цветника.
После того, как составлен и утвержден проект цветника, можно переходить к его созданию на местности.
При этом следует придерживаться определенного плана.
План работы при создании цветника.
1. Отобрать посадочный материал.
2. Обозначить контуры цветника.
3. Подготовить «ложе цветника». Острой лопатой прорезать дерн по всему контуру клумбы. Затем снять дерн и тщательно перекопать землю.
4. Внести удобрения. После подготовки посадочного места необходимо внести цветочное удобрение, используемое для посадки растений.
5. Провести полив. Растения до посадки обильно полить.
6. Разместить растения. Расставить растения по поверхности цветника в соответствии с планом и при необходимости откорректировать их местоположение.
7. Посадить растения.
9.Уход за цветником.
Уход включает подкормку растений минеральными удобрениями, регулярный полив, прополку сорняков и рыхление почвы.
10.Подбор цветочных культур.
При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений. При этом, кроме знания биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать еще и художественным вкусом.
11.Подбор растений по высоте.
Если в центре клумбы нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое, эффектное растение (агаву, пальму и др.), к периферии размещают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми.
12. Подбор растений по времени цветения.
При решении этого вопроса стремятся использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения.
13.Подбор растений по окраске.
При подборе цветов по колеру можно руководствоваться законами.
Закон контраста колеров. Наиболее красивые сочетания: красный с зеленым, оранжевый с синим и желтый с фиолетовым. Это соответствует закону контраста колеров. Одновременно считается, что красный, оранжевый и желтый - это наиболее активные, так называемые теплые колеры. Он очень привлекателен и создает ощущение тепла.
Закон гармонии колеров означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясь этим законом, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветнике использовать любой колер, но с различной его интенсивностью.
14. Подбор по продолжительности жизни.
По продолжительности использования в цветниках открытого грунта среди цветочных растений выделяют многолетники и однолетники.
Однолетние цветы позволяют создавать различные узоры и надписи, за счет постоянного цветения и широкой цветовой гаммы. И за 1-2 дня можно получить готовый цветник, который будет радовать глаз на протяжении всего сезона. Однолетние цветы в основном неприхотливы – засухоустойчивы, не требуют особого ухода. Обладают обильным цветением с мая по октябрь.
Цветники из многолетников создаются, как правило, из нескольких видов растений, которые цветут в разные сроки, сменяя друг друга. Такой подбор растений называется цветником непрерывного цветения. Цветники из многолетних растений долговечны, соответственно не требуют ежегодных посадок.
Изучение особенностей участка привело к выбору следующих растений:
Агератум « Голубая муфточка»
Сальвия «Пикколо алая»
Лобулярия « Снежный ковёр»
Бархатцы разновидности «Валенсия», «Купид»,» Красный апельсин».
«Цинния»
«Астра»
Геогины однолетние
Календулы
Анютины глазки
lefttop
.АСТРА-предпочитает открытое солнечное место, но выносит и полутень. Лучше растет на легких, плодородных почвах. Не переносит внесение органических удобрений в год посадки. Семена высеваются с середины февраля по апрель. Глубина заделки семян 0,5 см. через 3-4 недели посевы пикируют и выращивают при температуре +12-15 в грунт рассаду высаживают во второй половине мая, расстояние между растениями 20-30 см.
Соцветия махровые, диаметром 9-11 см. язычковые цветки, разнообразной окраски, закрывают диск желтых трубчатых цветков. Цветет в августе-сентябре.
ЦИННИЯ-распространенное засухоустойчивое неприхотливое растение, образующее разветвленные кустики до 45 см высотой. Соцветия многочисленные, небольшого диаметра, махровые. Цветет обильно, с июля до октября. Наибольшей декоративности достигает на открытых солнечных местах. Семена высевают в апреле, всходы появляются на 6-10 день.
БАРХАТЦЫ-неприхотливые,быстрорастущие, засухоустойчивые и светолюбивые растения, но выносят небольшое затенение. Форма куста раскидистая, соцветия- корзинки диаметром 4-6 см, от желтого до коричнево- красной окраски. Семена высаживают после заморозков, всходы появляются через 10-14 дней.
САЛЬВИЯ-теплолюбивое. Не выносит органические удобрения. Цветки в виде кистей ярко красного цвета. Листья темно зеленые, слегка опушенные.
Размножают семенами, черенками. Рассады высаживается в июне на расстоянии 20-25 см. цветет при короткой длине дня
Георгина любит хороший суглинок, но может расти почти на любой почве. Она обожает солнце, но не зачахнет и в легкой полутени.
Идеально посадить георгины на отдельной клумбе, но они вполне уютно чувствуют себя и в травянистом бордюре, а карликовые клумбовые сорта и на рокарии. Важно также, что это растение ладит и с новичком, и с легкомысленным садоводом, для которого выращивание георгин сводится к посадке выкопанных в прошлом году клубней, перезимовавших в гараже.
Сажают георгины, когда полностью минует угроза заморозков.
Лобулярия
Расчёт расходов
№п\пназвания цветов цена за 1 пакет количество пакетиков полная цена
1. Бархатцы(разновидности)
Валенсия», «Купид»,» Красный апельсин». 12 7 84
2. «Циния» 12 3 36
3. «Астра» 12 5 60
4. «Сальвия» 12 2 24
5. «Лобулярия» 12 2 24
6. «Агератум» 12 3 36
Итого: 264
Прежде чем начать реализацию проекта, мы изучили необходимую литературу по ландшафтному дизайну. Ландшафтный дизайн- направление в проектировании среды
обитания человека; в переводе с англ. «архитектура пейзажа».
5. Типы ландшафтов:
деревенский
садовый
городской
луговой
лесной
экзотический
Из всех типов ландшафтов мы выбрали садовый.
В мае месяце посев семян согласно выбранного нашего проекта. Я и мои одноклассники постоянно будем следить за клумбами, поливать, удалять всходившие сорняки. Прежде, чем уходить на летние каникулы, мы с ребятами создадим график полива цветов и по очереди в течение всего лета будем приходить и ухаживать за клумбами.
В заключении хотим сказать, что работа которая мы проведем не напрасна и очень важна и значительна как и для нас так и для школы.
Спасибо за внимание!
Ждем положительных откликов!
Литература.
1.Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З.. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред.шк. – М.: Л. А. «Варяг», 1995 год;
2.Д.Б.Кудрявец.,Н.А.Петренко.. Как вырастить цветы-Москва, «Просвещение»,1993г.
3.Шморгунов Г.Т и др., Сад и огород. - Коми книжное издательство,1992г.
Интернет-ресурсы:
http://greensector.ru/cvetniki-i-klumby/kak-krasivo-oformit-klumbu.htmlhttp://www.botanichka.ru/blog/2010/04/12/flowerbed/Тезисы к исследовательской работе
Название проекта : Декоративное оформление пришкольного участка
Тип исследовательсой работы-поисково-исследовательский
Ф.И.О. автора - Артамонова Светлана-ученик 6 класса
Тханбельмешкова Ангелина-ученик 6 класса
Ф.И.О.руководителя, должность-Тляубаева Зульфия Исрафиловна, учитель математики
Образовательное учреждение-МБОУ СОШ пст.Комсомольск-на-Печоре
Цель проекта: декоративное оформление пришкольного участка
создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора, объединение декоративной растительности в пространственном, художественном и колоритном отношении для создания красочных композиционных ансамблей из цветов
Срок реализации – 2014 год.
Актуальность проекта: Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. А это очень важный аспект, так как сельские малокомплектные школы реорганизуются, ликвидируются. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое "лицо”, свой имидж.
Объект исследования: Пришкольный участок.
Методы исследования:
Изучение специальной литературы по садоводству, цветоводству, ландшафтной архитектуре в библиотеках и в сети Интернет
Изучение агротехника почвы.. Наблюдение и уход за цветами. Фотографирование.
Анализирование проделанной работы учащихся.
Практическое применение данного проекта: Данная работа поможет в выборе профессии ландшафтный дизайнер.
Выводы: Проект «Декоративное оформление пришкольного участка» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции и экологической культуры.
Над проектом работали:
Ученица 6 класса МБОУ «СОШ» пст.Комсомольск-на-Печоре»
Тханбельмешкова Ангелина, 12 лет
Ученица 6 класса МБОУ «СОШ» пст. Комсомольск-на-Печоре
Артамонова Света,12 лет
Руководитель проекта
Учитель математики МБОУ «СОШ» пст. Комсомольск-на-Печоре
Тляубаева Зульфия Исрафиловна