МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему: «Этика и эстетика продавца » 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ
МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК  А.В. ГЕЛОВАНИ       
МЕТОДИЧЕСКИЙ    ДОКЛАД                                                                         
       «Этика и эстетика продавца »
  Разработал преподаватель:                                                ГОРНИК  Т. В.                                                                                                                            
                                                  Рассмотрено и утверждено на заседании 
                                                              методкомиссии кулинарных дисциплин 
                                                                       протокол №_____от_________________2008г.
                                                                      Председатель_________________ Дацко  И.Н
2008
          Культура торговли – это внимательное отношение к потребителю. В общем виде требования потребителя  сводятся к тому, чтоб, не теряя времени, с наибольшими удобствами купить в торговой сети все необходимые ему товары. Поэтому важным условием высокой культуры торговли является постоянное наличие  в продаже всего необходимого населению товара в широком ассортименте и высокого качества.
          Покупателю должны быть предоставлены благоприятные условия для приобретения товара. Важным условием является усовершенствование планирования и управления товарной массой, руководство работой торговых предприятий, повышение профессионального мастерства работников торговли, овладением ими новой техникой и прогрессивными методами торговли.
           Одним из требований культурной торговли является безукоризненный порядок и чистота не только в торговых залах, но и в подсобных помещениях торговых предприятий.
            Культура торговли требует хорошо организованной рекламы, а также продуманного оформления внешнего вида и самого интерьера магазина.
            Культура обслуживания полностью зависит от персонала, центральной фигурой которого является продавец.
            Назовем основные компоненты из которых складывается культура обслуживания:
     - техническая культура – знание дела, хорошая осведомленность о товаре, умение быстро, четко и технологически правильно исполнять свои обязанности;
      - этическая культура – умение тактично, уважительно разговаривать с покупателем, внимательно обслуживать его;
      - эстетическая культура – наличие хорошего вкуса и эстетического восприятия, умение с достоинством держать себя, хорошо одеваться, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
            Продавец должен быть подготовленным к ежедневному и частому общению  с разными людьми. Для этого ему необходимо выработать в себе собранность, быстроту реакции, внимание и память.
            Во время общения одним из главных является эмоциональное влияние на человека. Оно зависит от манеры поведения. Восприятие человека человеком зависит от возраста, пола, профессии, социального статуса, жизненного опыта, а также опыта общения.
            Обязанность работника торговли – быть не только пропагандистом новых товаров, но и демонстрировать хорошие людские качества. Одним из главных является внимание. Невоспитанный, грубый человек не может работать в торговле.
            Основные правила общения с покупателем:
   - с самого начала разговора с покупателем нужно показать свое внимание к нему;
   - нужно спросить, что он хочет купить;
   - нужно внимательно выслушать его, проявив интерес к его словам;
   - не отвлекайт
·е своего внимания от покупателя, предлагая товар;
   - никогда нельзя показывать покупателю, который зашел в конце работы магазина, что он пришел несвоевременно;
   - проявляйте чувство такта в какой-либо ситуации с покупателем.
            Умение общаться - один из признаков общей культуры человека.                                                                                                                                         
Правильная речь продавца, его спокойное и уважительное поведение вынуждают покупателя с уважением относиться к человеку, который	 его обслуживает.
            Продавцу необходимо не только научиться правильно говорить, но и спокойно вести беседу, четко отвечать на вопросы, показывать заинтересованность к собеседнику и ни в коем случае не унижать и обижать собеседника.
            Работники торговли должны показывать благодарность к покупателям. Обязательно нужно говорить покупателю «Спасибо за покупку». Отвечая на вопрос покупателя, продавец должен быть корректным и терпимым, как можно чаще употреблять в ответ словосочетание «пожалуйста».
            Ответы продавца должны быть деловыми и конкретными. Важно, чтоб продавец владел информацией, которая  интересует покупателя.
            При общении важную роль играет внешний вид продавца: одежда, прическа, жесты, манера поведения. Продавец должен иметь привлекательный, элегантный вид. К этому обязывает его профессия, так как все свое время он работает с покупателями, и уже своим внешним видом он действует на них.
            Одевать со вкусом и согласно рабочей обстановке – это профессиональные обязанности продавца.
            Каждый работник торговли должен помнить:
            - элегантность – необходимая черта внешнего вида;
            - уделяйте внимание прическе;
            - помните, что опрятность и чистота рук – признак уважения к покупателям;
            - одеваться нужно аккуратно, элегантно, модно, но скромно; одежда должна быть удобной и практичной;
            - избегайте очень дорогих, больших украшений, используйте минимум косметики.
            Эстетика труда, эстетическое наслаждение от работы – это сложное явление, которое заключает в себе красоту не только предметов, а и самого процесса труда.
            Человек должен работать не только продуктивно, но и красиво. Продавец должен обращать внимание на технологичность и качество проделанных рабочих операций, таких как раскрывание тары, нарезка товара, взвешивание, показ товара, его упаковка. Во время работы продавец должен не метаться, избегать лишних движений.  «Когда для какого-нибудь действия человек использует наименьшее количество движений – это грация», - писал А.П.Чехов.   
            Умение красиво работать, быстро выполнять обычные трудовые операции всегда привлекает, нравится и вызывает уважение.
            Эстетика тесно связана с научной организацией труда, то есть с подготовки рабочего места. Чистота и порядок на рабочем месте, удобное расположение товаров, инструментов, приспособлений – элементарные требования научной организации труда и эстетики торговли.
            Доброжелательность, приветливость, выдержанность, чуткость, тактичность, скромность, элегантность, эрудированность, мастерство – те необходимые составляющие современного продавца.
            Работать с удовольствием – что может быть лучшим для человека? 
            Творчество, смелые задумки, радость поиска и путей самоусовершенствования – все эти качества принадлежат продавцу, который владеет высоким профессионализмом.           
15