План профессионального самообразования по теме Совершенствование коррекционно-развивающей работы в условиях ФГОС


План профессионального самообразования учителя-логопеда
ДОУ № 4 Смелковой Н.Н.
Сроки реализации: 2012-2015 учебные годы.
«Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд»
В.А.Сухомлинский
Тема самообразования: Совершенствование коррекционно-развивающей работы в условиях ФГОС.
Актуальность.
Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение вариативности и разнообразия программ и форм дошкольного образования. Условием реализации данной задачи будет создание педагогами ситуаций взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослым и с другими детьми, направленных на развитие мышления, речи, воображения, детского творчества. При этом следует ориентироваться на уровень развития ребенка и учитывать зону его ближайшего развития ( по Л.С.Выготскому).
Действительно, эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от того, каким образом сформированные в результате обучения навыки ребенок начинает использовать в повседневной жизни- в детском саду и домашней обстановке. Коррекционно-развивающую работу необходимо рассматривать в контексте всей образовательной деятельности детского сада.
Поэтому актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.
Цель: рассмотреть коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ для оказания им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы и социальной адаптации в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
Совершенствование навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, адекватно подобранными по интересующей проблеме.
Повышение качества проведения НОД на основе внедрения новых методик и технологий.
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования у детей мотивации к познанию.
Разработка адаптированных образовательных программ, методических материалов.
Создание социокультурной среды для благоприятного эмоционального фона, стимулирования положительных эмоций у детей с ОВЗ.
Перечень вопросов по самообразованию:
Изучение нормативных документов, психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Корректировка комплексно-тематического планирования в соответствии с образовательными областями и программами.
Проектная деятельность.
Диагностика уровня развития детей.
Анализ и оценка своей деятельности.
Изучение педагогического опыта через взаимодействие с коллегами в процессе реализации ФГОС.
Совершенствование методов коррекционно-образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
повышение качества коррекционно-развивающей работы;
проектирование коррекционно-развивающих программ с учетом образовательных потребностей ребенка;
разработка адаптированных рабочих программ учителя-логопеда, учителя-дефектолога в соответствии с ФГОС;
подбор и адаптация игр и упражнений для познавательно-речевого развития детей;
восполнение недостающих знаний у детей с ОВЗ в пределах возрастной группы;
разработка инструментария к промежуточной диагностике, ее публикация;
самоанализ своей профессиональной деятельности;
участие в педсоветах, семинарах, конференциях, методических объединениях, курсах.
Этапы работы над темой
Этапы Содержание работы Формы представления результатов
Диагностический Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение нормативно-правовой базы.
Изучение специальной литературы и имеющегося опыта по проблеме. Изучение ФГОС дошкольного образования (собеседование со старшим воспитателем).
Знакомство с методическим письмом «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» (малое совещание учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы).
Курсы повышения квалификации учителей-дефектологов.
Прогностический Определение темы, целей и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. Диагностика уровня развития детей с ОВЗ.
Родительское собрание по теме «Задачи коррекционной работы в соответствии с ФГОС».
Республиканский семинар-практикум «Актуальные проблемы развития дошкольных образовательных организаций в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования» по теме: Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС ДО.
Публикация «Промежуточная диагностика развития уровня детей».
Практический Формирование методического комплекса.
Корректировка системы работы.
Внедрение опыта работы. Участие в разработке Программы развития ДОУ.
Разработка адаптированных рабочих программ учителя-логопеда.
Разработка коррекционных индивидуально-образовательных программ на воспитанников с ОВЗ.
Разработка программы коррекционно-развивающего кружка по коррекции звуковой стороны речи в условиях комбинированной группы.
Корректировка комплексно-тематических планов по ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Выступление на курсах повышения квалификации «Организация социокультурной среды для детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Выступление на республиканском фестивале «Мы вместе» по теме «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод».
Обобщающий Отслеживание коррекционно-образовательного процесса, подведение итогов.
Оформление результатов работы. Выступления на МО учителей-логопедов, учителей-дефектологов по темам: «Результативная деятельность учителя-логопеда в специализированной группе по подготовке детей к школе», «Выявление уровня знаний и речевого развития детей с ОВЗ по циклу «Лето».
Участие в работе сайта ДОУ.
Участие воспитанников в конкурсах.
Консультативная помощь воспитателям и родителям.
Итоговый мониторинг коррекционной работы, динамика развития воспитанников.
5.Внедренческий Распространение опыта работы.
Мастер-класс для слушателей республиканских курсов «Ментальные карты как способ организации мышления педагога и дошкольника».
Выступление на республиканском семинаре с темой «Подбор и адаптация развивающих игр Е.Топаловой для познавательного развития детей в ДОУ и в семье».
Публикация в международном сборнике научно-практической конференции «Индивидуально-коррекционная работа при освоении ребенком образовательных областей
Публикации на сайте ДОУ http://dou4.org.ru :Презентация.
Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда для слушателей республиканских курсов.
Статья.
Организация социокультурной среды для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Проект
«Все профессии важны»