Коррекционно-развивающая программа по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
Согласовано: Утверждаю:
старший воспитатель МБДОУ заведующий МБДОУ ДС № 43 ДС № 43 «Колобок» «Колобок»
__________________________ ___________________________
/А.С.Бондаренко/ /Е.В.Бездольная/
Коррекционно-развивающая программа по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.
Данная программа составлена педагогом-психологом МБДОУ ДС № 43 «Колобок» Литвиновой С.И
Белая Калитва
___________
РЕБЁНОК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество, дата рождения, форма организации работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Как пишет Тихомирова Л.Ф. в своей книге «Развитие познавательных способностей детей» основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.
В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.
Последовательность данного процесса можно представить следующим, образом:
а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;
в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
Особенности восприятия детей дошкольного возраста
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Цель данной программы: развитие зрительного восприятия ребёнка.
Данная программа разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации и основана на рекомендациях и разработке Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» раздел « Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста»; Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» (5-7 лет) раздел книги «Развитие зрительного анализатора» и раздел «Основы саморегуляции».
Задачи программы:
Развитие восприятия ребёнка
Развитие зрительного анализатора
Профилактика зрительных нарушений
Обучение основам саморегуляции, релаксации.
Необходимыми условиями коррекционного процесса являются:
Обеспечение родителями и педагогами эмоционально нейтрального развития и обучения
Соблюдение режима, достаточное время для сна
Регулярное посещение дошкольного учреждения
Основные этапы работы:
Этап сбора и анализа информации.
Этап планирования
Проведение коррекционно- развивающей работы.
Диагностический.
Оформление выводов.
Программа состоит из 26 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3,5 месяца.
Время проведения занятия — 30 минут.
Оптимальное число детей группы — 2-4 человека, возраст — 4—7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Каждое занятие рекомендуется заканчивать упражнением с элементами саморегуляции или релаксации.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции.
Каждое занятие (будет указано, допустим 1-3) проводится трижды, и каждый раз на аналогичном, но новом материале.
Каждое занятие состоит из:
Игр и упражнений, направленных на развитие восприятия ребёнка.
Упражнения на развитие зрительного анализатора.
Упражнения на снятие мышечных зажимов в области глаз.
Упражнения или игры с основами саморегуляции.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программой предусмотрено 26 занятие, продолжительностью по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Темы циклов занятий:
Поможем Незнайке.
На стройке.
Мастерская.
Разведчики.
Внимательный ребёнок.
В цирке.
Сыщик.
Поможем Буратино.
Поиск сокровищ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Цель и задачи каждого занятия: Развитие восприятия. Профилактика зрительных нарушений. Обучение основам саморегуляции, релаксации
№ занятия Содержание занятия Материал Литература.
1 - 3 «Собери пирамидку» «Пирамидка» - эталон и «кольца» для сбора пирамидки по образцу на каждого ребёнка Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Закрывание глаз» Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
«Массаж глаз» Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
«Составь Картинку» Разрезные картинки из 2-х частей на каждого ребёнка Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
5.«Дыхание животом», «Релаксирующее дыхание» (надуваем шарик) Стр. 117, 110. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
« Игра «Белый лист» Белый лист бумаги с фигурами опредёлённого цвета, вырезанные фигурки белого цвета, аналогично цветным на белом листе. Стр. 4 Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
«Глазки бегают по кругу» Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
4-6 «Сделай так» кубики Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Пальминг глаз - 1» Спокойная музыка Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
«Составь картинку» Разрезные картинки из 3-х частей на каждого ребёнка Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Гляделки» Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Игра «Круг, треугольник, квадрат» Круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера на каждого ребёнка Стр. 5. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
«Упражнение «Бульканье» Стр. 117 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Упражнение «Росток» Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
7-9 «Нарисуй узор по образцу» Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Пальминг глаз - 2» Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Игра «Зашиваем ковёр» «Ковёр с заплатками» на каждого ребёнка. Стр. 16. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Недовольный» Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Игра «Кто наблюдательнее» Стр. 19. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Шарик лопнул» Стр. 117. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Упражнение «Марионетки» Стр. 125. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
10-12 Игра «Найди игрушку» Игрушки Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
«Массаж глаз» Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Игра «Найди такой же предмет» (Начинаем с трёх предметов). Карточка на каждого ребёнка (или набор картинок). Стр. 17. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Пчела на носу» Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Игра «Сравни предмет» Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Упражнение «Кто громче» Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Упражнение «Потягивание» Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
13-15 Игра «Сравни предмет» Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Мудра жизни» Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Нарисуй узор по образцу» Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
4. «Массаж кистей рук» Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке) Демонстрационные карточки крупного размера 6. Упражнение «Горячая монетка» Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
7. Упражнение «Качели» Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
16-19 Упражнение «Дорисуй предмет» Лист на каждого ребёнка с недорисованными предметами 2. Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
3. «Найди и раскрась … предмет» Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. (Логопедические тетради)
4. Упражнение «Дождик» Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
5. Упражнение «Сравни картинки» Картинки для сравнения на каждого ребёнка 6. Упражнение «Певец» Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
7. Упражнение «Акробат» Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
20-22 Упражнение «Узнай, что нарисовано?» Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета. 2. Упражнения для шести основных глазных мускулов Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
3. «Найди и раскрась … предмет» Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. 4. Упражнение на аккомодацию Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
«Составь Картинку» Равзрезные картинки из 4-5 частей. 6. Упражнение «Сова» Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
7. Упражнение «Свеча» Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
23-25 Упражнение «Узнай, что нарисовано?» Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета. 2. Упражнения для шести основных глазных мускулов Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
3. «Найди и раскрась … предмет» Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. 4. Упражнение на аккомодацию Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке) Демонстрационные карточки крупного размера 6. Упражнение «Шапка для раздумий» Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
24-26 Упражнение «Узнай, что нарисовано?» Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета. 2. Упражнения для шести основных глазных мускулов Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
3. «Найди и раскрась … предмет» Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. 4. Упражнение на аккомодацию Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
5. Упражнение «Чего не хватает» Карточки на каждого ребёнка с изображением предметов с недостающими деталями. 6. Упражнение на расслабление и концентрацию Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Ожидаемый результат реализации программы: улучшение зрительного восприятия, снятие мышечных зажимов в области глаз.
Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики: узнавание перечёркнутых изображений, узнавание недорисованных изображений, разрезные картинки, тест переплетённых линий, узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора – Семаго, лист 11).
Динамика развития:
За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Рекомендовано:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Дата составления: ___________________________
Должность: _______________________________