Методическая разработка на тему Обучение детей навыкам безопасного падения на основе методики дзюдо


В В Е Д Е Н И Е
Развитие физической культуры и спорта, как одного из важнейшего инструмента воспитания всестороннеразвитого гармоничного поколения, является одной из приоритетных задач нашего государства. В связи с вышесказанным многие спортивные организации, независимо от форм и направлений их деятельности, а также специалисты в области спорта ищут новые, более современные формы вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность широких слоёв населения и особенно детей.
В основу настоящей методической разработки легли данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Признавая падения (чаще всего бытовые) одной из основных причин травматизма в мире и третьей (!!!) ведущей причиной смертности в Европе, ВОЗ в качестве предупреждения травматизма в результате неудачных падений пытается принимать превентивные меры, направленные на снижение риска падения, такие как:
-применение противоударных (более мягких) материалов для покрытий полов и стен в помещениях преимущественного нахождения детей;
-установка дополнительных загородок на лестничных площадках;
-разработка стандартов безопасности для оборудования детских игровых площадок и пр.
В настоящей методической разработке предлагается в целях профилактики получения травм при падениях, обратить пристальное внимание на физические упражнения из различных видов спорта, развивающих двигательную координацию и равновесие. Здесь уместно применять практику обучения детей и подростков приёмам самостраховки, применяемой на занятиях по дзюдо. Как известно одним из распространённых способов совершенствования приёмов борьбы, являются многократные броски, которые спортсмены поочерёдно отрабатывают друг на друге. Только за одно учебно-тренировочное занятие борцы-дзюдоисты «падают» от приёма проведённого партнёром десятки, а порой и сотни раз. Без навыка безопасного падения при приземлении на татами без травм трудно было бы обойтись! Поэтому тренеры уделяют большое значение обучению этим навыкам юных борцов, особенно на ранних этапах подготовки. Отрабатывают этот элемент «падение без травм» как правило на разминке дзюдоисты практически всю свою спортивную жизнь.
Внедрение упражнений из практики дзюдо в школьные уроки физической культуры было бы важным фактором в профилактике травматизма у детей и подростков в повседневной жизни.
Аналогичные программы уже внедряются в некоторых европейских странах, таких как Испания, Португалия, Франция, Италия, Хорватия, Венгрия, Чехия и Латвия. Инициаторами подобных программ выступают выдающиеся спортсмены, Олимпийские Чемпионы, Чемпионы мира и Европы, известные эксперты в области спорта, такие как Э.Гамба (Италия/Россия),
Н. Адамс (Великобритания), Патрик Ру (Франция), Х. Окада (Япония), А.Яцкевич (Латвия).
Внедрение подобной практики обучения детей навыкам «падения без травм» будет по достоинству оценено как специалистами в области физической культуры и спорта, работающими в системе общего и дополнительного образования, так и родителями детей и широких слоёв населения. Надеемся, что предложенная программа привлечёт внимание руководителей отраслей образования и физической культуры и, как следствие, войдёт в соответствующие программы обучения.
Разработчик программы centertop00 О.А.Калмыков
УРОК САМОСТРАХОВКИ
Условные сокращения:
ИП – исходное положение;
П-л – право-лево (вправо-влево);
Рр – руки;
Нн – ноги;
СН – самостраховка назад;
СС – самостраховка в сторону;
СВ – самостраховка кувырком вперёд через плечо.
УРОК САМОСТАХОВКИ
№ 1
1.ИП - стоя, ноги на ширине плеч.

2. Сесть на ягодицы, отставляя ногу назад и садясь на колено (п-л), а затем на ягодицы. Встать в исходное положение без помощи рук.
3. «Лодочка» - перекаты по спине.
4. «Карандаш» - вращения лёжа право-влево.
5. «Карандаш» с вращение через п-л плечо.
6. Хлопки по мату в положении лёжа на спине, подбородок к груди.
7. «Паучок» вперёд лицом вниз, назад лицом вверх (эстафета).
УРОК САМОСТАХОВКИ
№ 2
1.ИП - стоя, ноги на ширине плеч.
2. Несколько раз сесть на ягодицы и встать, затем сесть и сделать несколько перекатов по спине, затем сделать несколько хлопков руками и вернуться в ИП.
3. Хлопки по мату рр лёжа на спине с разворотом вправо-влево попеременно.
4. «Мячик» с захватом стоп рр, нн скрещены.
5. «Паучок» + «Карандаш» - эстафеты.
УРОК САМОСТАХОВКИ
№ 3
1. ИП - стоя, ноги на ширине плеч.

2. Из положения стоя сесть, затем лечь на спину и выполнить хлопки рр по мату, после чего вернуться в положение стоя.
3. Сесть из положения стоя и выполнить «Лодочку» с хлопками по мату и снова встать.
4. Самостаховка назад из положения стоя.
5. Комбинация : «Карандаш» п-л с хлопками + сесть и выполнить СН.
6. «Мячик» в парах в стороны.
7. «Карандаш» с хлопками + бег (эстафета).
УРОК САМОСТАХОВКИ
№ 4
1.ИП - стоя, ноги на ширине плеч.
2. Самостраховка назад из положения стоя с шагом назад.
3. Комбинация : 2-3 прыжка вверх + СН.
4. СН при движении вперёд (2-3 шага).
5. Комбинация : из положения стоя сделать СН и, выходя в положение сидя, поочерёдно сделать СС п-л (постепенно увеличивая скорость).
6. СН и СС в парах, взявшись за руки (партнёр должен оббежать вокруг мата).
7. Перекаты п-л с хлопками из положения стоя на четвереньках (эстафеты).
УРОК САМОСТРАХОВКИ
№ 5
1.ИП - стоя, ноги на ширине плеч.
2. Сесть на ягодицы, скручивая корпус в сторону, и встать в ИП, раскручиваясь в обратном направлении, попеременно с двумя нн. Партнёр помогает, держа за руки.
3. Перекаты через п-л плечо из положения стоя на одном колене.
4. Перекаты через п-л плечо через партнёра, стоящего на коленях и локтях.
5. Перекаты через п-л плечо с партнёром, который протягивает руку и помогает вращению.
6. Комбинация: 3 прыжка+СН, 3 прыжка+СС
(п-л).
7. Перекаты через плечо вперёд-назад (эстафета).
УРОК САМОСТРАХОВКИ
№ 6
1.ИП — один — сидя на четвереньках, другой - стоя держит партнёра на руки.
2. «Мячик» в парах в разных направлениях.
3. «Мячик» в парах с хлопками.
4. СС при движении приставным шагом п-л.
5. СН и СС п-л с партнёром. Партнёр решает, когда опускать п-л р или обе рр.
6. СС с партнёром, который начинает вращение. При касании ногой мата выполнить СС.
7. Сесть на ягодицы, скручивая корпус в сторону, и встать в ИП, раскручиваясь в обратной направлении. Попеременно с двумя НН.
УРОК САМОСТРАХОВКИ
№ 7
1.ИП - стоя, ноги на ширине плеч.
2. СН из положения стоя. 1 раз – 1 хлопок и вернуться в ИП, 2-й раз – 2 хлопка и вернуться в ИП. и т.д.
3. СС п-л попеременно из положения стоя.1 раз – 1 хлопок и вернуться в ИП, 2-й раз – 2 хлопка и вернуться в ИП И т.д.
4. СВ в парах. Партнёр на четвереньках, выполняющий ложиться сверху и делает СВ в любом направлении. Попеременно п-л.
5. СН и СС п-л с партнёром. Партнёр решает, когда опускать п-л р или обе рр.
6. СН и СС п-л- по 3 раза, оббегая мат после каждых 3-х раз.
7. СН садясь через партнёра. Партнёр лежит или стоит на низких четвереньках.
УРОК САМОСТРАХОВКИ
№ 8
1.ИП — лёжа на спине, ноги подняты.
2. «Лодочка» с поворотом на 360 градусов п-л.
3. «Скрутка» - перекат через плечо на спину.
4. СН – СС п-л – СВ п-л при передвижении «гусиным» шагом.
5. Из положения стоя выполнить самостраховку по команде учителя (команды: «Назад!», «Влево!», «Вправо!», «Вперёд-влево!», «Вперёд-вправо!»
Общие ключевые моменты при проведении
уроков самостаховки
1) При выполнении перекатов по спине или перекатов в стороны важно следить, чтобы голова не соприкасалась (не ударялась) о пол (мат); все перекаты выполняются мягко, стараясь максимально «скруглить» выступающие части тела: локти, плечи, колени. Уместно использовать образы круглых предметов – мяча, карандаша и пр.
2) При выполнении ударов (хлопков) руками по мату важно, чтобы рука (руки) была выпрямлена, отведена в сторону от корпуса на 50-70 градусов и развёрнута ладонью вниз (пальцы сомкнуты).
3) При выполнении самостраховки (назад, в сторону, вперёд) важно следить, чтобы подбородок был прижат к груди (избегать ударов головой); падение (перекат, приземление) происходило с минимальной высоты, для этого в момент падения нужно постараться по возможности низко опустить центр тяжести (сесть на корточки, на одну ногу, на колено и т.д.); удар рукой о мат выполняется синхронно с приземлением (или перекатом) корпуса, для распределения ударного импульса по максимально большей поверхности тела; ноги слегка согнуты, колени разведены. Также следует избегать скручивания корпуса (позвоночного столба в момент приземления.
4) При выполнении упражнений в парах важно, чтобы партнёр всегда оказывал помощь (подстраховывал), выполняющему, избегал резких и сильных воздействий, которые могут привести к травме.
УРОК САМОСТРАХОВКИ
Характерные ошибки при обучении
1) Касание (удары) головой о поверхность (пол, мат).
2) Приземление (падение) на руки, локти или плечи.
3) Скрученный корпус при приземлении.
4) Сомкнутые при приземлении колени.
5) Руки развёрнуты ладонями вверх.