Использование дифференцированного подхода в индивидуальной работе со слабоуспевающими учащимися на уроках физики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельниковская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова»
140053, Московская область, г.о. Котельники, мкр-н Силикат, д.33т/факс 554-34-69, тел.554,-51-68
E-mail: silikan_33, сайт школы http://sch1-kotel.edumsko.ru/
Использование дифференцированного подхода в индивидуальной работе со слабоуспевающими учащимися на уроках физики
учитель физики Назарова О.А.
Проблема слабой успеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Слабоуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое слабая успеваемость или неуспеваемость? Это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Группы причин слабой успеваемости учащихся:
№ название характеристика
1 Педагогические
- низкая интенсивность учебной деятельности;
- низкая эффективность учебной деятельности;
- пропуски занятий;
- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;
- недостаток заботы и любви родителей.
2 Психологические
- несформированность мотивов учебной деятельности;
- недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой);
- нарушение в эмоционально-волевой сфере;
- большие пробелы в знаниях;
- большие пробелы в учебных умениях и навыках;
- низкий уровень познавательных способностей.
3 Нейрофизиологические
- общая ослабленность организма;
- слабый тип высшей нервной деятельности;
- нарушения зрения, слуха, артикуляции;
- микро поражения коры головного мозга.
   
Оказание помощи слабоуспевающему ученику на уроке физики
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль подготовленности учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Самостоятельная работа учащихся на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Профилактика слабой успеваемости учащихся на уроках физики
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/12/plan-individualnoy-raboty-s-neuspevayushchimi" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/12/plan-individualnoy-raboty-s-neuspevayushchimi" Этапы урока Акценты в обучении
Контроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа обучающихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.
Организация самостоятельной работы вне класса Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения для определения фактического уровня знаний детей, выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Сентябрь
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом и обязательно с самим ребенком Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть Сентябрь, ноябрь, январь, март далее корректировать по мере необходимости
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий В течение учебного года
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса В течение учебного года
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками В течение учебного года
Памятка учителям
(индивидуальная работа с слабоуспевающими учащимися)
1. Выяснить индивидуально-психологические особенности ученика (помощь психолога, классного руководителя).
2. Создать  план  индивидуальной  работы  с  отстающими  учениками.
3.  2-3  раза  встретится  с  родителями  ученика, сообщая  им  о  его  проблемах  и  успехах.
4. Выдавать  ученику  индивидуальное  задание.
5. Оказывать помощь  и  консультации.
6. Пересадить  с  последних  парт  к  более  сильному  ученику.
7. Проверять  все  письменные  работы.
8. Рассказать  и  показать, как  надо  учить  уроки.
9. Спросить  за  четверть  5-6 раз.
10. Учитывая особенности нервной системы, придерживаться следующих правил:
- Не задавать неожиданных вопросов, готовить ребенка перед ответом. Дать время на подготовку и обдумывание.
- Практиковать ответы в письменной форме.
- Не требовать немедленного включения в работу.
- Не спрашивать таких детей в начале урока.
- Не заставлять сразу отвечать новый материал. Оставить вопрос на следующий день.
- Ввести определенную тактику поощрений (не только оценка, но и слово учителя). Все неудачи таких детей оценивать очень осторожно.
- Обязательно давать дополнительное время для проверки и исправления.
- При работе с большим и сложным материалом помощь ребенку разбить его на куски и работать с каждой частью по мере усвоения предыдущей.
Памятка родителям
1. При работе дома. У ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в каком работает его мозг.
Как только ребенок начинает отвлекаться. Перебирать карандаши. Менять ручки, снимать-одевать тапки, «мечтательно» смотреть в пространство и т.п., надо сразу прекратить занятие, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.
2. Родителям или кому-нибудь из взрослых желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятием (сам он этого может и не делать).
3. Сохраняйте спокойствие, при выполнении домашнего задания. Не раздражайтесь и не нервируйте ребенка. Не ругайте его за то, что он постоянно отвлекается.
4. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком.
5. Дайте ребенку отдохнуть, прежде чем он начнет переписывать задание на чистовик.
6. Выполняйте домашнее задание в первой половине дня. Ребенок не может сохранять работоспособность до позднего вечера. Так как утомление имеет свойство накапливаться, несмотря на то, что ребенок отвлекается от выполнения заданий и отдыхает. Накапливающееся утомление мешает ребенку запоминать и понимать полученную информацию.
7. Длинное стихотворение учите небольшими отрывками, не все сразу. Затем повторите его.
8. Сделайте небольшой перерыв после повторения заученного стихотворения или правила.
9. вечером прочитайте ребенку то, что ему надо запомнить. Но не требуйте от него, чтобы он это повторил. Дополнительное прослушивание информации поможет ее запомнить и не приведет к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может привести к перенапряжению ребенка и утром он ничего не сможет вспомнить.
10. Делайте перерывы в занятиях. Самое вредное для здоровья ребенка держать его за столом до тех пор, пока все уроки не будут сделаны. Такая тактика не приносит положительных результатов в учебе.
11. Дате ребенку четкую короткую инструкцию для выполнения каждой части домашнего задания. Всегда придерживаетесь этой инструкции и не изменяйте ее.