Конспект открытого урока по истории в 8г классе по теме: «Крымская война 1853-1856гг»
МКОУ «Шамилькалинская СОШ» МО «Унцукульский район»
Конспект открытого урока по истории в 8г классе
по теме:
«Крымская война 1853-1856гг»
Учитель истории и обществознания
Хайбулаева Бика Магомедовна
п.Шамилькала2016 учебный год
Тема урока: Крымская война 1853-1856гг.
Цель: раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества .Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;
развивающие: развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений); развивать компетенции, связанные с решением проблем; развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями
воспитательные: развивать интерес к отечественной истории; способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории; привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIXв.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний, сообщение темы и цели урока.
Изучение новой темы:
-Причины войны
-Силы сторон
4. Ход военных действий
-Парижский конгресс
5.Закрепление
6.Итоги урока
Новые термины и даты:
Крымская война (1853-1856 гг.)
8 сентября 1854 - битва на реке Альма18 ноября 1853 г. - Синопское сражение
Сентябрь 1854 г. - август 1855 г. - оборона Севастополя
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний:
На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Вами была составлен конспект по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.
Назовите эти направления?
Основными направлениями внешней политики правитель-ства Николая I являлись: борьба с революционным движением в Европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к России Каспий-ского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах Босфор и Дарданеллы и влияние на Балканах.
Что собой представлял восточный вопрос в период с 1826 по 1849 гг.?
Внешняя политика Николая I обуславливалась ролью «международного жандарма», которую Россия исполняла, защищая интересы монархии перед угрозой революционного движения, и стремлением получить сферы влияния на Востоке, открывающие новые экономические возможности и гарантирующие политическое первенство в мире. Планы России в восточном вопросе столкнулись с интересами Англии, Франции и Австрии. Осуществляя свои цели, Россия вступила в войну с Турцией и Ираном, опираясь на поддержку славянских народов Балканского полуострова. В итоге Россия победила, освободив балканские народности и Кавказ из-под турецкого гнёта, но ее экономические интересы ограничивались западными державами.
В 50-е годы этот вопрос обостряется с новой силой. Апогеем этого вопроса стала Крымская война. Этому событию посвящен наш сегодняшний урок. Запишите пожалуйста тему урока: «Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя»
3.Объяснение нового материала:
План
1.Обострение Восточного вопроса.
2.Начальный этап войны.
3.Вступление в войну Англии и Франции.
4.Героическая оборона Севастополя.
5.Борьба на Кавказе.
6.Парижский мир. Итоги войны.
Вмешательство европейских держав, дважды спасало Османскую империю от распада, но привело к потере ею независимости во внешней политике. В сохранении Османской империи были заинтересованы Британская империя и Французская империя, которым было невыгодно появление России на Средиземном море. Этого же опасалась и Австрия. Существенной предпосылкой конфликта было то, что в Европе с 1840-х наблюдалось усиление антироссийских настроений. Обострение восточного вопроса обусловили три фактора: упадок и кризис Османской империи (Турции); рост национально-освободительного движения против османского ига; обострение противоречий среди европейских стран на Ближнем Востоке, вызванных борьбой за раздел мира.
Для России восточный вопрос состоял из трех основных частей: отношения ее с Турцией и европейскими державами по поводу турецкого господства на Балканах; сохранение интересов России на сопредельных с Турцией территориях; поддержка национальных и религиозных движений нетурецких народов Османской империи
Задание учащимся: Прочтите пункт №1 Параграфа №14 и ответьте на вопросы.
Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?
Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?
Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к дипломатической изоляции накануне войны.
Задание учащимся: Ознакомьтесь с целями участников войны и сформулируйте её причину.
Рассмотрим схему «Участники войны».
Османская империя
Российская империя
Франция Англия
Австрия, Пруссия - враждебный нейтралитет по отношению к России
Рассмотрим цели стран - участниц войны.
Страны - участницы войны Цели стран-участниц войны
Российская империя- Пересмотр режима черноморский проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове
Османская империя- Подавление национально-освободительного дви-жения на Балканах;Возвращение Крыма и Черноморского побережья Кавказа
Англия- Франция- Подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;
Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, император Франции, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну
4.Причина войны:
Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.
Поводом для войны стал дипломатический конфликт России с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по услови-ям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявле-нию 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.
Соотношение готовности к войне России и её противников:
Россия- Рекрутская система,Не развитость военной промышленности, Парусный флот, Устаревшее гладко-ствольное оружие
Англия и Франция- Всеобщая воинская повинность, Развитые капиталистические отношения, Паровой флот, Новейшие образцы нарезного оружия
Ход военных действий Запись на доске и в тетради: Этапы войны:
20 октября 1853 года - Николай I подписал манифест о начале войны с Турцией.
Первый этап войны (ноябрь 1853 г. - апрель 1854 г.) - русско-турецкие военные действия
Второй этап войны (апрель 1854 г. - февраль 1856 г.) - англо-французская интервенция в Крым, появление кораблей западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке.
а)Сообщение учащегося «Синопская победа российского флота»
б)Работа по схеме «Синопский бой»
в)Просмотр к/ф «Оборона Севастополя»
г)работа с документами (учебник, с. 90 (1,2,3), вопрос 1с: 91)
д)Работа со схемой «Оборона Севастополя»
е)Сообщение учащегося «Подвиг врачей в Крымскую войну»
ж)Борьба на Кавказском фронте, Балтийском, Белом морях и на Камчатке
Парижский конгресс
Запись на доске и в тетради: После внезапной смерти в феврале 1855 г.
Николая I и падения е августе 1855 г.
Севастополя Россия согласилась на участие в мирной конференции.
Февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс
Условия Парижского договора Результаты для России
В обмен на Крым и Севастополь Россия отдает Турции Карс Сохранение за Россией Северного Причерноморья
Черное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран.
Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море. Южные рубежи России остались без защиты.
Россия теряет права защитницы балканских народов Потеря Россией влияния на БалканаКаковы причины поражения России в войне
Причины поражения и последствия.
Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благоже-лательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.
Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ру-жей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.
Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей. Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.
Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые на ложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.
5.Закрепление нового материала:
Составьте три вопроса по изученному материалу.
(Письменная работа для учащихся)
Домашнее задание:
Параграф №14, Подготовить рассказ об одном из участников обороны Севастополя.
6.Рефлексия: Что Вам понравилось на уроке?
Что вызвало особую сложность?
У кого не было затруднений?
Директор МКОУ «ШСОШ»
________ Газимагомедов Г.Г.
Завуч старших классов
________ Малламагомедов А.А.
Методист кафедры истории и обществознания
_________ Маликова Э.В.