Урок биологии 5 класс, учебник Биология изд-во Русское слово
Тема: Между небом и землей
Цель: формирование у обучающихся представлений о наземно – воздушной среде обитания; развитие знаний о разнообразии живых организмов и условий обитаний; воспитание бережного отношения к природе.
Задачи: сформировать первоначальные представления об особенностях наземно-воздушной среде , приспособленности живых организмов к обитанию в ней.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийная установка, интерактивное учебное пособие по биологии.
Ход урока
I. Ориентировочно- мотивационный этап
1. Проверка творческого задания.
2. Выравнивание знаний.
1. Что называется средой обитания? Какие среды обитания вам известны?
2. На доске изображения различных животных и растений, определите, к каким средам обитания они относятся? Какие приспособления имеют животные, обитающие в водной среде?
3. Постановка учебной задачи.
А какие приспособления имеют обитатели наземно - воздушной среды? Затрудняемся ответить?
Значит, какая учебная задача нашего урока? Изучить обитателей наземно-воздушной среды, особенности строения и приспособления их к условиям окружающей среды.
Самооценка.
II. Операционально- исполнительский этап.
Задание 1. Какая среда обитания заселена живыми организмами раньше всех? А потом? Какие живые организмы населяют наземно-воздушную среду? Везде ли одинаковые условия жизни?
Задание 2. Какая особенность наземно-воздушной среды обитания характерна для любых территорий на поверхности планеты, независимо климатических условий? (наличие воздуха) Каким газом дышат живые организмы? Кроме кислорода ещё, какие газы имеются в атмосферном воздухе? (21%-О2, 0,04%- СО2, 79%-N, 0,09%- прочие газы). Содержание О2 и СО2 может быть разным в городах и селах как вы думаете, чем это связано? С высотой местности содержание кислорода в воздухе меняется. Чем выше местность, тем меньше О2 . Вывод: содержание О2 в воздухе определяет верхнюю границу жизни.
С помощью какого органа дышат обитатели наземно- воздушной среды? СО2 является сырьём для фотосинтеза, протекающего в листьях зеленых растений, а N воздуха необходим для образования белков в организме.
Задание 3. Какие приспособления имеют наземные обитатели к жизни в засушливых условиях? – хорошо развитая корневая система; – листья- колючки; - мощный стебель запасающий воду; - животные запасают жир источник воды; - некоторые животные впадают в спячку. Температура воздуха изменяется в течение года, суток, от полюсов к экватору.
Задание 4. Какая температура самая низкая у нас зимой, а какая самая высокая летом? Подумайте, как выдерживают такие колебания температуры животные? Какие у них есть для этого приспособления? – растения с наступлением холодов сбрасывают листья; - лягушки, змеи, ящерицы впадают в спячку; - птицы улетают в теплые края; - звери меняют свою «шубку» , запасают жир. Теплокровность - способность организма поддерживать постоянную температуру тела в течение года. Поэтому птицы и звери населяют всю поверхность Земли независимо от климатических условий. Какие формы движения встречается у животных в наземно- воздушной среде ? Вывод: наземно- воздушная среда отличается большим разнообразием условий. В связи с этим организмы, обитающие на суше. Имеют много приспособлений, позволяющих им выдерживать резкие перепады температур, засушливые периоды, избыток или недостаток солнечного света и т.д.
III. Рефлексивно – оценочный этап.
Проверка знаний по тестам.
Выполнение заданий раздела «Подумайте!»
IV. Домашние задания.
1.Напишите мини – сочинение на тему: «Как лягушка приспособилась к жизни на земле?». 2. Подготовить небольшие сообщения о животных наземно-воздушной среды обитания Башкортостана
3.Изучить параграф 13.