Путешествие на весеннюю лужайку 
Конспект нод по познанию в средней группе для детей с диагнозом ЗПР
 тема «Путешествие на весеннюю лужайку»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с луговыми цветами ( мак, ромашка, василек, незабудка, одуванчик, колокольчик); с насекомыми (пчела, муравей, бабочка, кузнечик); закрепить знания о том, где живут насекомые, какие издают звуки.
Задачи: 
-углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания; 
-продолжать работу над темпом и ритмом речи, развивать речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание;
-совершенствовать двигательные упражнения с использованием массажа лица;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-  обогащать словарный запас;
-развивать память, фантазию, логическое мышление; 
-воспитывать интерес к родной природе, формировать бережное отношение к цветам и насекомым.
Оборудование: букет живых цветов, 4 нарисованных вазы, шапочки цветов, шапочки пчелок, изображение пчелы на палочке, баночки с медом разных цветов из картона по количеству детей, контурные изображения цветов, изображения лепестков разных цветов, листы с цветами для игры «Найди одинаковые цветы» по количеству детей, иллюстрации разных лугов, луговых цветов, улья и дупла для диких пчел.
 ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГ. МОМЕНТ.
ЛОГОПЕД: ДЕТИ, ЗА РУКИ ВОЗЬМИТЕСЬ
                     И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНИТЕСЬ.
                     ОТ УЛЫБОК ВАШИХ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ,
                      ПОПРИВЕТСТВУЙТЕ И НАШИХ ДОРОГИХ ГОСТЕЙ.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
РАЗДАЕТСЯ СТУК В ДВЕРЬ (ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРЕДАЕТ  ПОСЫЛКУ -КОРЗИНКУ С ЦВЕТАМИ).
ЛОГОПЕД: РЕБЯТА, ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ! Они появляются, когда начинает припекать солнышко и на деревьях еще нет листвы. Называются эти цветы по-разному, но так как расцветают самыми первыми, их называют первоцветами.
Дети, как вы думаете, кто же мог прислать нам эту корзинку с цветами? Кажется, я догадалась… 
Протяните мне ладошки,
Прикоснусь я к ним немножко. 
Загадаю вам загадку, 
Отгадайте-ка, ребятки. 
Загадка: Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
 А зовут ее ….
Дети: Весна.
ЛОГОПЕД: Молодцы!
Мы долго ждали весну. Вы рады весне? 
Дети: да.
ЛОГОПЕД: Чему вы радуетесь весной?
Дети: Мы раду солнцу, теплу, зеленой листве, пению птиц…
ЛОГОПЕД: Какое настроение у вас, когда вы говорите о весне?
Дети: веселое, хорошее, прекрасное, задорное…
ЛОГОПЕД: Чтобы у вас целый день было хорошее настроение, я приглашаю вас  в путешествие на весеннюю лужайку. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).
Мы отправимся в путешествие на поезде…(дети становятся друг за другом и под музыку из мультфильма «паровозик из Ромашково» движутся по кругу)
Остановка «Цветочная поляна». 
Пассажиры могут покинуть поезд (дети выходят на поляну).
ЛОГОПЕД: Детки, выйдем на лужок, быстро встанем все в кружок. 
Вот мы и приехали. 
Что такое луг?
Ковер травы вокруг. 
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики. 
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С медом сладким пчелки, песня перепелки.
-Вам здесь нравится?
Дети: Да!
ЛОГОПЕД: Чувствуете, как пахнет весна?
Дыхательное упражнение: «Аромат цветов» (Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: «А-ах!»-2-3 раза.
Далее принюхиваются – несколько коротких вдохов, затем длинный выдох со словом «Ах!»
ЛОГОПЕД: Очень красив цветущий луг. А как называются цветы, растущие на лугу? 
Дети: луговые цветы.
ЛОГОПЕД: Что растет здесь за цветок,
                      Угадай скорей, дружок.
Дети загадывают загадки о цветах.
Был рыжий Ванек, кудрявый паренек.
Стал седой, белобрысый.
Ветер дунул, глядь-лысый.  (одуванчик)
Солнце жжет мою макушку,
 Хочет сделать погремушку. (Мак)
Стоит в лесу сестричка, 
Желтый глазок- белые реснички. (ромашка)
 
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, 
Синеглазый?   ( василек)
ЛОГОПЕД: Дети, вам нравятся эти цветы?
Дети: Да.
ЛОГОПЕД: Чем они вам нравятся?
Дети: Они красивые, приятно пахнут, украшают луг, 
 из цветов девочки плетут венки,  цветы можно поставить в вазу, украсить свой дом. Еще из  цветов получают лекарства.
ЛОГОПЕД: молодцы1
А сейчас 1, 2.3, мы цветы – и я, и ты! (дети надевают шапочки цветов и под музыку Е.Железновой  выходят на физминутку)
Лютики, ромашки, розовые кашки, одуванчики и мята,
 Вдруг присели все ребята… Все в хоровод!
Лютики, ромашки, розовые кашки, одуванчики и мята,
Ножкой топнули ребята… Все в хоровод!
Лютики, ромашки, розовые кашки, одуванчики и мята,
Поклонились все ребята. Все в хоровод!
 Психогимнастика: Показать испуг цветка от того, что он может быть сорван.
Показать состояние цветка в засуху. Цветок оживает после дождика, поворачивается к солнышку…
Дети садятся.
Логопед: Дети, а что общего у всех цветов? 
Дети называют строение цветка – корень, стебелек, листочки, цветок, лепестки.
Игра на внимание: «Хлопни, если услышишь название цветка».
Д/и «С какого цветка лепесток?» дети определяют название цветка по лепестку. Д/и «Фотограф»  - узнать изображение цветка по «негативу» -контуру цветка.
Д/и «Расставь цветы в вазы» (деление слов на слоги).
 На вазах нарисованы 1, 2, 3, 4 кружочка по количеству слогов).
Логопед: Дети, а кто дружит с цветами?
Дети: Насекомые. 
Логопед: Каких вы знаете насекомых?
Дети: пчелы, бабочки, жуки….
Логопед: Молодцы! На этой полянке летают трудолюбивые пчелки. Целый день они трудятся, собирают сладкий цветочный сок (нектар) и несут его в улей. 
Массаж лица «Пчела» - логопед и дети.
Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам) -7 раз.
Ул-ул-ул-  ветерок подул (провести пальцами по щекам сверху вниз) -7 раз.
Ала-ала-ала- пчелка крыльями махала- (кулачками провести по крыльям носа -7 раз).
Ила-ила-ила- пчелка мед носила (растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком) - 7раз.
Гимнастика для глаз «Пчела».
Логопед с изображением пчелы в руках. По звуковому сигналу «Пчела!» логопед поднимает пчелу, дети следят за ней взглядом. Голова находится в фиксированном положении, двигаются только глаза.
Движения «пчелы» - вверх, вниз, вправо, влево, по кругу, по диагонали. Повторить 2 раза.
Логопед: Молодцы! А теперь поиграем! У меня есть волшебная палочка. Волшебную палочку я поднимаю, 
И в пчелок детишек  я превращаю! (дети надевают шапочки пчелок)
Подвижная игра Пчелы»
Логопед: Вы будете пчелами, у девочек домик – улей, а  мальчики будут дикими пчелами  и будут жить в дупле. Когда светит солнышко, вы летаете над цветами и собираете сладкий сок, жужжите, как пчелы-ж-ж-ж. Как только загремит гром и польет дождик, вы летите в свои домики. (игра повторяется 2 раза)
Логопед: Молодцы, вы были внимательными пчелками. 
А сейчас  я волшебную палочку вновь поднимаю 
И пчелок в  ребяток своих превращаю.
Дети садятся за столы.
Пальчиковое упражнение.
Разноцветные цветочки распускают лепесточки, (ладошки сложить вместе, по-одному пальчику раскрывать «лепестки»)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(шевелить пальчиками)
Разноцветные цветочки закрывают лепесточки,(по одному пальчику «закрывать» лепесточки, соединить ладошки вместе)
Тихо засыпают, головой качают.
Игра «Найди одинаковые цветы» и соедини их линией карандаша.
Логопед: Молодцы, ребята!
А сейчас давайте  наведем порядок в ульях и разложим баночки с медом по цвету. Сначала мы кладем баночку с медом желтого цвета, справа от нее -баночку красного цвета, а слева- мед оранжевого цвета. (дети выполняют задание)
Молодцы! Вы сегодня работали как пчелки, много и хорошо потрудились!
Итог занятия. 
Вот и закончилось наше путешествие на весеннюю лужайку. Вам понравилось? Что вы видели на лужайке? Какие вы запомнили цветы? Какое задание вам понравилось больше?