Выступление на педсовете Профориентация в начальной школе


(Слайд 1) ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
После возвращения наших спортсменов из Страны Восходящего Солнца, журналисты задали им вопрос:    “Что в Японии вам запомнилось больше всего?”.
На что они ответили: “Нас поразило то, что там полуторагодовалый малыш уже подметает двор своего дома”.
О необходимости с малых лет прививать детям трудовые навыки, говорят  такие  слова:
(Слайд 2) “Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто не имеет ремесла и старания”.
Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, мы начинаем уже с 1 класса. Труду детей учат выполнение отдельного поручения, дежурство в классе, уважительное отношение к труду старших. У каждого ребенка есть свое маленькое трудовое поручение в классе. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских  поделок.
Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем же, чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.
Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.
Внедрение в учебный процесс разных моделей традиционной программы (“Школа 2100”, “Гармония”, “Школа России”) позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку в начальной школе.. (Слайд 3) Мы знаем, что наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он принимает активное участие, поэтому в свою работу мы включаем активные, деятельностные формы познания.
В этом нам помогает систематическое использование современных технических средств, интерактивной доски, применение инфомационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения предметов уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями людей.
(Слайд 4) Например, уроки чтения способствуют воспитанию устойчивого интереса к труду. Чтение произведений такого раздела, как «Делу время – потехе час», расширяет объём знаний детей о разных профессиях, воспитывает уважительное отношение к труду, к людям труда. Мы знакомимся с героями таких произведений, как «Сказка о потерянном времени» Е Шварца, «Никакой я горчицы не ел» В.Голявкина и другие.
(Слайд 5) Содержание учебного материала по математике позволяет учителю знакомить учащихся с рядом профессий различных отраслей народного хозяйства.  Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей. Например:
1. Масса телёнка была 15кг 300г. С 1 июня телёнка выпускали на пастбище. За сутки масса телёнка увеличивалась в среднем на 1050г. Какой стала масса телёнка 1 июля? 1 августа? 1 сентября?
2. Одна бригада рабочих может заасфальтировать 15км шоссейной дороги за 30 дней, а другая – за 60 дней. За сколько дней могут заасфальтировать эту дорогу обе бригады, работая вместе?
3. Из 2 кг муки выходит 3кг печёного хлеба. Сколько печеного хлеба выйдет из 1ц муки? Из 1т муки?
   Изучение окружающего мира также вносит определенный вклад в решение задач  трудового воспитания и профориентации. (Слайд 6) Уроки окружающего мира помогают воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Такие темы, как «Изобретение книгопечатания», «Мастера печатных дел», «Занятия людей в природных зонах», знакомство с отраслями экономики, изучение видов транспорта и его использование в современных условиях способствуют формированию у учащихся представлений о профессиях,  их необходимости в жизни человека, общества.
Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету. Одновременно с основной задачей исподволь решается и другая - дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни – выбору профессии.
 На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы,  мы используем  следующие словарные слова: директор, агроном, учитель, инженер, космонавт, рабочий, хлебороб, шофёр. Выполнение упражнений, в которых сообщается о разных профессиях, например: «Художники пишут разные картины. Художники – пейзажисты, художники – портретисты. Почему их так называют?»; «Весной вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Труден и почётен труд хлебороба. Почему?»
    Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках технологии, изобразительного искусства, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составления  рабочего чертежа важна для работы  конструктора, закройщика, архитектора и т.д.
Искусство видеть пропорции размера и сочетания цвета, важно для дизайнера, художника-оформителя, строителя
Кроме уроков подготавливает обучающихся начальной школы к будущей профессии и творческая деятельность.
(Слайд 7) Мы помогаем ребенку раскрыть в себе свои собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии.
Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Результатом творческой деятельности может быть рисунок, аппликация, сообщение, сочинение рассказов, сказок, стихов, сценариев, составление схем, графиков, таблиц, моделей, (Слайд 8) проигрывание сценок, спектаклей и т.д. (Слайд 9) Главное, чтобы это было что-то субъективно– новое для конкретного ребенка.
Особенно ярко проявляется творческое начало в работах, которые дети создают дома на определенно-заданную тему. Это могут быть сообщения, доклады, отзывы – одним словом их можно назвать мини исследования. Такая работа является подготовительной для выполнения более широкой проектно-исследовательской работы.
Для того, чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропали даром, уже в начальной школе мы создаем портфели индивидуальных достижений каждого ученика – портфолио, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.
(Слайд 10) Совсем недавно наши дети приняли участие в выставке рисунков о профессиях.
(Слайд 11) Если говорить о рейтинге профессий, изображенных на детских работах, то на первом месте оказалась профессия полицейского (6 рис.,15%). На втором – медсестра (4 рис., 10%), на третьем – продавец, строитель, врач, парикмахер (3 рис., 7%). Учитель, ветеринар, повар, военный, шофер оказались на 4 месте (2 рис.,5%).
Готовясь к педсовету, я в своем классе провела анкетирование. Ребятам было задано несколько вопросов. В результате анкетирования были получены следующие результаты.
(Слайд 12) Почти все ребята имеют постоянные трудовые поручения дома, которые выполняют сами.
(Слайд 13) А вот на вопрос: «Постоянно ли ты выполняешь свои поручения?» большинство ответили: «НЕТ». Ровно половина родителей поощряют детей за выполнение поручения.
Почти все ребята знают о работе своих родителей. Вот некоторые ответы:
«Моя мама работает почтальоном. Она разносит почту», или
«Моя мама работает на заводе машинистом насосных установок»
«Мой папа работает водителем. Он доставляет разные грузы и ездит по
разным странам».
Есть и такой ответ; «У папы на работе надо искать разный металл. Он его сдает и получает деньги». Т.е. у ребенка нет никакого представления, понятия о работе папы.
Среди опрошенных есть и такие, которые не знают. где и кем работает мама, но зато очень хорошо знают, где и кем работает бабушка.
(Слайд 14) Рейтинг профессий, которые известны детям следующий:
на 1 месте такие профессии как учитель, повар, врач, продавец, охранник,
библиотекарь, строитель.
На 2 месте – директор, официант, певица, поэт, полицейский, пожарный,
водолаз, зубной врач, няня, футболист.
3 место – это ветеринар, швея, сантехник, летчик, дегустатор, таксист.
(Слайд 15) На вопрос: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь?» были даны разные ответы, но большинство ребят отдали предпочтение профессии полицейского (29%). В рейтинге рисунков о профессиях полицейский также стоит на первом месте. Следующий по рейтингу идет ветеринар (22%). Остальные 49% учащихся выбирают разного рода профессии: директор зоопарка, программист, музыкант, врач, пожарный, певица, повар.. (Слайд 16) Очень интересными были ответы на вопрос «Кем ты хотел стать, когда вырастешь?» и «Что тебя привлекает в этой профессии?» Вот некоторые из них.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Ветеринаром.
Я очень люблю животных и в будущем хочу им помогать (лечить).
Певицей
Я очень красиво пою дома. Я очень люблю петь.
Врачом
Чтобы лечить бабулю. Мне нравится помогать людям.
Милиционером
Чтобы всех злодеев в тюрьму сажать. Или: Можно собеседоваться, ловить врагов.
Поваром.
Повар знает много разных рецептов и вкусно готовит.
Программистом
Я буду программировать. Для меня это интересно.
НАШЕЙ ПРОФЕССИИ НЕТ!!!
(Слайд 17) И закончить свое выступление я хочу словами из стихотворения
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душу благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать,
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить,
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться !
(Слайд 18)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!