Тема урока «И всё ж была я в этой жизни не напрасно…» (по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»).
Конспект урока литературы в 11 классе.
Белая Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Биокомбинатовской СОШ посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области
Тип урока: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”.
Материал предлагаемого урока (с применением критического мышления через чтение и письмо) рассчитан на 2 академических часа, проведён в сентябре 2016 года.
Рассказ, анализируемый на уроке, заранее не объявляется, о нём ученики узнают только на уроке.
Тема урока в его начале формулируется общо:
« Рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание» (1916)».
Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи:
Общеобразовательные:
повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога с текстом;
познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»
путём анализа рассказа И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»
углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);
Развивающие:
развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
развивать самостоятельную деятельность;
развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
развивать умение оценивать художественное произведение;
развивать критическое мышление у учащихся.
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
формировать умения работать в коллективе;
уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом;
культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
Коммуникативные УУД: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
Познавательные УУД: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать содержание рассказа.
Уметь осознанно воспринимать сюжет рассказа на слух; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Межпредметные связи: русский язык, ИКТ, изобразительное искусство. Ресурсы:
основные - рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание» (1916).
дополнительные – презентация, на доске иллюстрации В.Серова, О.Верейского.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, парная работа.
Этапы урока:
I этап. « Вызов»
Смысловой анализ заголовка (приём «Сосуд ассоциаций»)
Ассоциации. Прогнозирование содержания рассказа по заголовку.
Свободное письмо.
II этап. «Чтение и осмысление текста».
Чтение с остановками.
Проблемные вопросы ( приём «Ромашка Блума»)
Прогнозирование концовки.
Составление кластера.
III.«Обобщение и рефлексия».
Итоговая беседа.
Формулирование темы урока (приём «Корзина идей»)
Составление синквейна.
Оценивание и самооценивание.
IV этап. «Домашнее задание»( Приём «Цветные поля»).
Ход урока:
I этап. « ВЫЗОВ».
1. Смысловой анализ заголовка (приём «Сосуд ассоциаций»).
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок. Конечно, на уроках литературы мы с вами не только читаем литературный текст, но и пытаемся разобраться в его глубинном смысле, увидеть позицию автора и понять, ради чего он создал это произведение, какими мыслями с нами хотел поделиться. И сегодня на уроке мы с вами будем заниматься именно этим и прочитаем рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание», написанный в марте 1916 года в Васильевском. Мысль о написании этого произведения возникла случайно, когда писатель увидел фотографический портрет « какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами» на маленьком кладбище на Капри.
-Прочитайте название рассказа, запишите название темы в тетрадь («Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание»).
-Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «лёгкое дыхание»? Запишите слова - ассоциации, слова - ощущения ( по звуку, по запаху, по цвету)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Ассоциации, возникшие у учащихся в ходе работы.
«Лёгкое дыхание» - это чистый, свежий, беззаботный, свободный, легкомысленный, воздушный, эфирный, едва ощутимый.
-Какой смысл в них заложен? На что настраивает заглавие? (Дыхание красоты, свежести, чистоты).
2.Ассоциации. Прогнозирование содержания рассказа по заголовку (приёмы «Дерево предположений» и «Ромашка Блума»).
- Попробуйте сформулировать те вопросы, которые возникают у вас до чтения (приём «Дерево предположений»).(Почему рассказ называется «Лёгкое дыхание»?)
-Чтобы спрогнозировать сюжет рассказа, предлагаю вам цепочку ключевых слов (слова записаны на слайде):
Кладбище, радостные глаза, хорошенькая и счастливая девочка, слыла красавицей, ничего не боялась, изящество, любили младшие классы, пошли толки, казалась беззаботной и счастливой, некрасивый на платформе, нынче я стала женщиной, один выход, глаза бессмертно сияют, классная дама, лёгкое дыхание рассеялось.
3.Свободное письмо.
-Судя по словам, каким по тональности будет рассказ? Запишите свой вариант сюжета.
Комментарий. Учащиеся работают парами в течение 5 минут, затем заслушиваются 2-3 работы.
II этап. «Чтение и осмысление текста».
-Когда мы читаем, следим за развитием каких-то событий, то иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.
- Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?
-Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям можно отнести Ивана Алексеевича Бунина - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
1.Чтение с остановками. Фронтальная работа. Групповая работа.
Чтение экспозиции рассказа.
От слов «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий» до слов « Это Оля Мещерская».
2.Проблемные вопросы (приём «Ромашка Блума»).
-Какой вопрос возникает у читателей к автору рассказа?
-Как соотносится название и начало рассказа? Не кажется ли начало нелепым, невозможным? Неожиданно ли оно?
-Почему рассказ начинается с описания кладбища? Как вы думаете, о чём будет идти речь дальше?
3.Прогнозирование концовки отрывка (приём «Дерево предсказаний»).
-Как вы думаете, о чём будет идти речь дальше? (Будет изложена история жизни героини рассказа.)
4.Проблемные вопросы (приём «Ромашка Блума»).
-В чём же смысл такого начала? Ведь оно снижает интерес к сюжету, мы уже знаем судьбу героини. (Важно не ЧТО произошло, а ПОЧЕМУ это произошло.)
-Какое настроение создаётся при чтении этого фрагмента? Можно ли говорить о его двойственности? Как она создаётся?
-С какой целью И.А.Бунин создаёт эту двойственность?
-Как происходит представление героини?
-Обратите внимание на то, как меняется пространственная точка зрения повествователя: кладбище – могила - крест – медальон – портрет – глаза.
-В чём смысл подобного перехода?
Чтение второго смыслового фрагмента рассказа.
Приём «Дерево предсказаний» и ромашка «Блума».
От слов «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц.. .» до слов «Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой».
-Поставьте свои вопросы к прочитанному фрагменту рассказа?
-О чём этот фрагмент? Как автор раскрывает особенности героини?
-Почему он выделяет одну Олю? По какому признаку выстраивается система образов в рассказе и с какой целью? (На доске появляется запись:
«Антитеза: Оля – все остальные».)
-Почему говорится, что её любили младшие классы?
-Прокомментируйте следующие детали: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», и «толки, что она ветрена, не может жить без поклонников».
-Не удивляет ли вас, что эта девушка, уже вкусившая радость поклонения, «вихрем носится» с малышами, забыв, что она переросла эти игры и детское веселье? Или в этой непосредственности и заключено очарование Оли?
-Предположите, как эти мотивы реализуются в сюжете?
-Как вы понимаете фразу: «Оля оказалась самой беззаботной, самой счастливой»?
-Была счастливой или показывала, что счастлива?
-Почему И.А.Бунин не отвечает однозначно на этот вопрос?
Чтение третьего смыслового фрагмента.
Приём «Дерево предсказаний» и ромашка «Блума».
От слов «И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу .» до слов «Это случилось прошлым летом в деревне»
-Насколько неожиданна была эта сцена и признание Оли?
-Предполагали ли вы, что такое может случиться с Олей?
-Разочаровались ли вы в героине?
Чтение четвёртого смыслового фрагмента. Прогнозирование концовки.
Приём «Дерево предсказаний» и ромашка «Блума».
От слов «А через месяц после этого разговора» до слов «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»
-Какие у вас возникли ощущения от чтения этого фрагмента?
-Каково ваше отношение к Оле?
-Как автор сообщает об убийстве героини?
-Что означает последние фразы из дневника Оли? И как это связать с её насмешками над офицером? Могла ли она стремиться к смерти?
-Почему она связалась с «некрасивым, плебейского вида казачьим офицером», который застрелил её на вокзале?
-Обратите, пожалуйста, внимание на фразу из дневника Оли: «я буду жить без конца и буду счастлив, как никто».
-Можно ли говорить, что мечты Оли разрушены?
-Как бы вы поступили, если бы кто-то разрушил вашу мечту?
-Как дальше будет развиваться сюжет, если мы уже знаем историю Оли? Спрогнозируйте концовку рассказа.
Чтение пятого смыслового фрагмента. Составление кластера.
Приём ромашка «Блума».
От слов «Город за эти апрельские дни стал чист, сух ,камни его побелели, и по ним легко, и по ним легко и приятно идти.» до конца рассказа.
-Зачем в рассказе появляется новая героиня?
-Что мы узнаём о ней?
-Составим кластер.
МАЛЕНЬКАЯ ЖЕНЩИНА
НЕМОЛОДАЯ ДЕВУШКА
СМЕРТЬ
ДУХОВНАЯ
КЛАССНАЯ ДАМА
СЧАСТЛИВА ЖИВЁТ МЕЧТАМИ,
ВЫДУМАННОЙ
ЖИЗНЬЮ
· ТРАГЕДИЯ
БЕЗВРЕМЕННАЯ
СМЕРТЬ
НЕРЕАЛИЗОВАННОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
- С какой целью классная дама приходит на могилу Оли?
-Счастлива ли она в подлинном смысле?
-Как понимать слова Оли о лёгком дыхании и заключительное предложение рассказа?
-Почему рассказ завершается не смертью Оли, а упоминанием о самом светлом в её образе?
-В чём заключается смысл такой «перевёрнутой» композиции?
III.«Обобщение и рефлексия».
1.Итоговая беседа.
-Как вы думаете, когда Оля Мещерская произнесла эти слова: до истории Малютиным или после неё?
-Каково ваше итоговое, целостное отношение к Оле? (Оля Мещерская – символ жизни, изящества и лёгкости. Через судьбу Оли автор показал, что жизнь для неё важнее, сильнее смерти. Девушка погибла от руки какого-то ущерблённого, плебейского вида казачьего офицера, не имевшего ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, но её дыхание вернулось в этот мир и преобразило жизнь классной дамы).
-Каких героинь русской литературы она вам, возможно, напомнила? (Наташу Ростову - любимую героиню Л.Н.Толстого).
-Что их объединяет, а что отличает?
-О чём же рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание», какие проблемы волновали автора?
(Обыкновенная, ничем не примечательная история жизни провинциальной гимназистки и её классной дамы. И вдруг на этом тусклом фоне возникает образ лёгкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ, вызывающий множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, грациозность, легкомысленность. Всеми этими качествами обладала Оля Мещерская. И.А.Бунин не осуждает свою героиню, он, скорее любуется девушкой, так как ценит в людях этот редкий талант – умение наслаждаться красотой мира, его великолепием, жить с удовольствием. И.А.Бунин волнует трагическая судьба легкомысленной девушки, оказавшейся игрушкой в чужих руках.)
-Чем явился для вас этот рассказ? (Рассказ И.А.Бунина звучит как предупреждение. Ведь самое опасное - бессознательная ветреность, бездумность и легкомыслие )
2.Формулирование темы урока (приём «Корзина идей»).
-Теперь давайте сформулируем тему урока. Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Эпитафия», попробуйте найти подходящую строчку для того, чтобы озаглавить наш урок.
Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно, -
Я краткими надеждами жила.
В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно –
И всё ж была я в этой жизни не напрасно:
Я для его любви не умерла.
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Всё говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют вдоль аллеи.
1902
Используем приём «Корзина идей» .
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Я девушкой, невестой умерла.
О любви я лишь мечтала страстно.
Сонет любви звучит бессмертной грустью обо мне.
И всё ж была я в этой жизни не напрасно. (Записываем все идеи, но выбираем заключительное предложение и записываем в тетрадь).
Тема урока «И всё ж была я в этой жизни не напрасно...» (по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»).
3.Составление синквейна.
-Ваши чувства и мысли по отношению к рассказу И.А.Бунина, его проблемам, героям изложите в форме синквейна (групповая работа).
Схема синквейна.
___1____
___1___2____
___1___2____3____
___1____2____3____4____
___1____
Учащиеся объединяются в мини – группы, обсуждают в группах синквейны, составляют их и вывешивают на доску. Один человек от группы озвучивает свою схему. На работу отводится 5-7 минут.
I.
Дыхание
лёгкое, непринуждённое
любит, сверкает, чувствует
Жизнь важнее, сильнее смерти.
бессмертие.
II.
Любовь
беспечная, кокетливая
порхает, радуется, нравится
Мечта разбита, надежда разрушена.
трагедия.
III.
Чистота
изящная, грациозная
мечтает, любит, чувствует
Мечта обернулась грязью и пошлостью.
гибель.
IV.
Гимназистка
Беззаботная, грациозная
мечтает, любит, мстит
Выстрел, оборвавший жизнь героини.
смерть.
4.Оценивание и самооценивание.
- Предлагаю каждой группе свой способ рефлексии относительно деятельности в ходе урока, у вас есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.
Задание для I группы.
Назовите соответствующую фразу:
1.Урок был полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
(Урок был полезен, всё понятно, потому что нам, семнадцатилетним, история жизни Оли Мещерской очень близка: она наша ровесница. Мы с сочувствием следили за судьбой девушки- гимназистки, за нравственной стороной поступков, совершённых Олей. )
Задание для II группы.
Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было , потому что
Самым скучным для меня было , потому что
Теперь бы я ещё хотел узнать о , потому что
Я был бы рад , потому что
(Самым скучным для нас было описание кладбища - поразило место действия рассказа. Особенно тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжёлый, гладкий», контрастирующий «с портретом гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Жизнь и смерть, печаль и радость – символы трагической судьбы Оли Мещерской.)
Задание для III группы.
Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как
Однако мы не узнали о
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о
Несмотря на то, что мы не узнали, работа позволила
(Я согласна с тем, что мы хорошо поработали, так как было очень интересно. Мы получили определённый жизненный опыт. Однако мы не узнали о дальнейшей судьбе Алексея Михайловича Малютина, брата начальницы гимназии. Как они будут продолжать жить, зная, что произошло с Олей?! Возможно ли дальнейшее пребывание начальницы на её посту?!)
Задание для IVгруппы.
Точка зрения
-Выскажите свою точку зрения относительного сообщения и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости. Очень хорошо
Ничему не научился
Многому научился
Очень плохо
(Многому научились, чувствовали себя на уроке хорошо. Рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание» звучит как предостережение: самое опасное – бессознательная ветреность, бездумность и легкомыслие.)
IV этап. «Домашнее задание» (Приём «Цветные поля»).
Готовимся к итоговому сочинению в декабре.
Написать сочинение по предложенным темам:
1.«Согласны ли вы с народной мудростью
«На чужих ошибках учимся»?
2.Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
3.Скучно ли жить, не ошибаясь?
При написании сочинения оставьте пометы для учителя, пользуясь приёмом «Цветные поля»
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»
Приложение
Приём «Кувшин ассоциаций»
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Ассоциация это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.
Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении. На стадии вызова учащиеся предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются учителем на доске. Нет ничего страшного, если некоторое количество ассоциаций не будет иметь логического объяснения. Стоит помнить, что основной целью применения данной техники является вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти. После изучения темы рекомендуется вернуться к ним и проанализировать, выделив из них субъективные и объективные. Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов.
Прием «Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева тема, ветви предположения, которые ведутся по двум основным направлениям «возможно» и «вероятно»
( количество «ветвей» не ограничено ), и, наконец, «листья» обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. В ходе работы приходим к составлению подобной схемы-кластера. Данные методические приемы позволяют учащимся, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, с другой стороны, структурирование высказанных идей выявит противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Данные методические приемы интересно использование и в качестве средства творческого самовыражения.
Схема.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Прием «Корзина идей» 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Однако этот приём я использовала в конце урока, так как окончательный вариант темы урока формулировался на стадии рефлексии. Приём «Корзина идей» позволяет выяснить все, что думают ученики по обсуждаемой теме урока. На слайде нарисована корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Приём «Ромашка Блума».
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом .Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Первый вид вопросов - простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что?", "Если я правильно понял, то ?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова "Почему?" «Зачем?» «Для чего?» Они направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"
Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т .д
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"
Приём «Цветные поля».
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·AРисунок 1C:\Users\Лидия\Desktop\Лёгкое дыхание\2259650.jpgRoot Entry