Урок Тема юности и смерти в рассказе И. Бунина Легкое дыхание
Тема юности и смерти в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
«Это не рассказ, а озарение, сама жизнь
с ее трепетом и любовью,
печальное и спокойное
размышление писателя – эпитафия
девичьей красоте» (К. Паустовский)
Цели урока:
раскрыть смысловую глубину рассказа «Легкое дыхание»;
показать неразрывную связь тем юности и смерти в творчестве Бунина;
развивать навыки анализа художественного произведения;
воспитывать эстетический вкус через внимание к художественному слову;
развивать эмоционально-образную область восприятия;
развивать нравственно-духовные качества личности и личностную точку зрения на предмет анализа.
Ход урока
1. Вступление.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами продолжаем разговор об Иване Алексеевиче Бунине, исключительно своеобразном и одаренном русском поэте и писателе - классике, стоявшем на пороге новой эпохи XX века, на пороге новой культуры, получившей название модернизма. В его художественном творчестве удивительным образом переплелось старое и новое, сегодня на уроке мы и попытаемся увидеть это, раскрывая смысловую глубину рассказа «Легкое дыхание».
Запишите тему урока, эпиграф, прокомментируйте слова Паустовского и выскажите свое впечатление о рассказе «Легкое дыхание»
2. Работа над стихотворением «Портрет».
Познакомьтесь со стихотворением И. Бунина «Портрет» (1903г.) и определите, в чем его сходство и отличие от рассказа «Легкое дыхание»
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампада, образа,
И в раме, перевитой крепом,
Большие, ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
“Зачем я в склепе, в полдень, летом?”-
Незримый кто-то говорит.
Кокетливо - проста прическа,
И пелеринка на плечах…
А тут повсюду капли воска
И банты крепа на свечах.
Венки, лампадки, пахнет тленьем…
И только этот милый взор
Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы; встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор. Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие.
3. Беседа по содержанию рассказа.
-Кто является главной героиней рассказа?
-Чем она отличается от своих сверстниц?
Излучая негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, Оля у одних вызывала зависть, у других - неприязнь. Хотя все эти люди, как мне кажется, в глубине души, восхищались её беззаботностью, смелостью, восхищались её судьбой, поведением, её безудержным счастьем. Несомненно, личность Оли Мещерской, её характер и образ жизни неоднозначны. С одной стороны, эта сильная личность живёт без страха быть непонятой. Но с другой стороны, Оля не в силах противостоять обществу, она не выдерживает этой жестокой борьбы с предрассудками, моральными устоями, которые создаёт толпа, серая и безликая масса людей, не имеющих индивидуальности, не имеющих собственной жизни, осуждающих даже попытки жить так, как нравится. Она ничего не боялась - ни чернильного пятна на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни оголившегося при падении на бегу колена. Редкий человек сможет так безбоязненно вести себя, не задумываясь о последствиях, делая всё искренне и легко. Все её слова, действия - всё это шло от чистого сердца. Она жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получая удовольствие от жизни. Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской.
- Какой разговор состоялся в кабинете начальницы?
- Что значило для Оли стать женщиной?
- Была ли Оля счастлива, потеряв девственность?
- Прочитайте дневник героини, прокомментируйте.
- Можно ли сказать, что рассказ «Легкое дыхание» - о любви?
Определите его тему и идейное содержание.
Это произведение о несостоявшейся еще любви убитой Оли, о ее готовности любить и быть любимой, о предвкушении счастья. Но эти стремления прерваны выстрелом…Красота, беспечность, наивность и легкость во всем – и в дерзости, и в смерти – приводят Олю к трагедии: не задумываясь, играючи, она завлекла сперва гимназиста, затем друга своего отца, наконец, казачьего офицера. В этом рассказе раскрывается тема хрупкости, скоротечности жизни, легкости исчезновения. Радостное, беззаботное восприятие молодости противопоставляется жестокости и непредсказуемости окружающего мира.
Для Бунина юность, любовь и смерть - величайшие загадки. Начало и конец жизни, красота и ужас, глубинный вечный смысл и великая бессмыслица. Любовь в понимании Бунина всегда трагична, страсть роковым образом губит человека, приближает к смерти. Как разрешить это мучительное противоречие? Как обрести бессмертие? И возможно ли оно? Эти глобальные вопросы ставит Бунин в своих произведениях. Поставим и мы. Как же создается бессмертие художественного слова, та безмерная грусть, что вот уже сто лет привлекает наши сердца к рассказу «Легкое дыхание»?
4. Интерактивные задания
Работа в группах над анализом структурных уровней рассказа.
Мастерство писателя проявляется на всех структурных уровнях рассказа.
Первая группа работает с художественным временем рассказа. Задание сформулировано так: «Покажите обилие временных скачков в рассказе. Для чего они служат? Какие события представлены бегло, какие - более крупно?»
Мы можем наблюдать постоянные переходы из прошлого в настоящее и обратно: настоящее (описание могилы Оли) – прошлое (гимназическая жизнь Оли) – почти настоящее (смерть Оли) – прошлое (падение Оли) – настоящее (классная дама на пути к могиле Оли) – прошлое (классной дамы) – настоящее (классная дама на могиле Оли) – рассказ из прошлого (о легком дыхании) – настоящее (ветер на кладбище). Некоторые эпизоды с точки зрения фабулы, имеющие не самое важное значение в жизни главной героини (разговор с начальницей; разговор о легком дыхании), представлены крупнее, в подробных деталях, а другие, казалось бы, поворотные события в жизни Оли Мещерской (например, сцена ее гибели) даются лишь мельком. Если мы переставим все события в рассказе в хронологическом порядке, они не покроют всю биографию Оли, далеко не все будет ясно, мы не сможем определить, к какому периоду ее жизни относится разговор о легком дыхании.
Таким образом, мы видим, что время в рассказе, с одной стороны, остановлено, а с другой, идет неравномерно, с обрывами, в разных направлениях, т.е. время преодолевается.
Вторая группа рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения. Задание сформулировано так: «Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остается неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?»
Действительно, многие детали в развитии действия остаются неизвестными: так, неизвестно, чем завершается разговор Оли с начальницей после ее скандального признания, что стало с убийцей Оли, с Малютиным после того, как раскрылась правда о совращении Оли. С другой стороны, очень ярко и крупно в рассказе представлена не имеющая отношения к действию подруга Оли Субботина, в подробностях описан царь на портрете, упоминается в дневнике Оли некий Толя, о котором далее нет ни слова, можно только догадываться, кто это.
Получается, что сюжет движут вовсе не относящиеся к фабуле факты. Все события в рассказе происходят как бы случайно, неожиданно. Так и красота к Оле пришла «без всяких забот и усилий», и роковой выстрел прозвучал «вдруг».
Третья группа рассматривает отношение героини к различным фонам рассказа. Задание звучит так: «Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская? В каких отношениях находится героиня с этими фонами?»
Мы наблюдаем, что героиня изображается на фоне толпы (гимназисток, первоклассниц, толпы на катке, на вокзале), то сливаясь с ней («ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц»), то выделяясь из нее («никто не танцевал так на балах, никто не бегал так на коньках, ни за кем на балах не ухаживали столько»). Мы также видим Олю на фоне сада (из ее дневника), на фоне чистого и светлого кабинета начальницы. В обоих случаях автор явственно передает Олино ощущение восторга и восхищения этими фонами («и я думала так хорошо, как никогда в жизни»), восхищения их реальным предметным существованием («Оле очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет»). Но и мир рассказа последовательно и вызывающе физичен, мы ясно видим, слышим, осязаем гладкость и тяжесть дубового креста, звон ветра, растрепавшиеся волосы, «ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы»… Ощущение красоты физического мира роднит героиню с мироощущением автора, недаром В. Набоков назвал прозу Бунина «парчовой». Каждый из героев прежде всего характеризуется через внешние детали (Субботина – полная, высокая; классная дама – высокая немолодая девушка; Малютин – глаза совсем молодые, черные, а борода разделена две длинные части и совершенно серебряная – это взгляд Оли, но как же он близок авторскому видению!).
Осуждает ли автор свою героиню за ветреность, бездуховность? Напротив, любуется этими ее качествами. А это, в свою очередь, знак новой модернистской эпохи – отказ от любых морально-этических оценок.
Четвёртая группа ищет в рассказе все возможные портреты и рамки и отвечает на вопрос, как ведет себя в них героиня.
Мы обращаем внимание на портрет царя, но в рассказе нет словосочетания «портрет царя», Оля смотрит на «молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистательной залы», в собственном Олином портрете автор подчеркивает «радостные, поразительно живые глаза». Рама портрета не может удержать в своих пределах живость Оли, она выходит за рамки, в том числе и в переносном смысле, нарушая рамки приличий (символичен образ платка, которым она закрывает лицо в эпизоде падения), границы поведения (у гимназистки внешность женщины). Героиня не слушается наставлений, преждевременно превращается из девочки в женщину, сходит с ума от веселья, грубит начальнице, готовится жить вечно, умирает, оживает в памяти классной дамы. Как бабочка, постоянно выпархивает из всех рамок, норм поведения, возрастов, жизни, смерти.
Пятая группа получает следующее задание: «Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах».
Ребята при работе над этим заданием выделяют такие образы, как «моложавая», «зимнее солнце», «холодный весенний ветер». Эти бунинские оксюмороны подчинены единой художественной задаче – попытке преодолеть смерть, выйти в бессмертие.
Для шестой группы задание звучит так: «Раскройте глубинный смысл образа «легкого дыхания». Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?»
Учащиеся отмечают семантическую связь образа легкого дыхания с ветром, по ассоциативной цепочке – с движением воздуха (растрепавшиеся волосы Оли, ее заголившееся колено, как она «вихрем» носилась по залу). Название рассказа обусловлено темой старинного рассказа о женской красоте, но финальное предложение рассказа делает образ легкого дыхания обобщенным до образа всего мира: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». Деталь облика девушки сливается с пейзажем, эта деталь при всей своей физичности в то же время оказывается и духовной по сути. С другой стороны, дыхание можно связать и со словом (акт говорения невозможен без акта дыхания).
5. Выводы по уроку.
Мы видим, как деталь облика героини становится частью мирового баланса, как она сливается с ним, а значит и исчезает, и сохраняется на вечные времена (вспомним, как Оля собиралась жить вечно). Эффект легкого дыхания составляет основу рассказа И. Бунина. Мы вместе с автором и героиней преодолеваем время, пространство, а значит, саму смерть. Бунин использует для этого эффекта модернистские приемы: игру со временем, с фоном, с рамками. Искусство вечно, слово, человеческая память способны преодолеть смерть. Слово несет в себе огромный духовный потенциал. Приникая к этому живительному источнику, мы и сами приобщаемся к Вечности.
Учитель русского языка и литературы
специализированной школы №10
г. Стаханова Луганской области
Антонова Наталья Владимировна