Занятие по краеведению на тему Могучий великан. Дуб Монгольский
Тема занятия: «Могучий великан. Дуб Монгольский»
Цель занятия:
Познакомить учащихся с деревьями Хабаровского края.
Задачи:
Познакомить с дубом Монгольским;
Расширить представления о широколиственных породах деревьев;
Формировать познавательный интерес к предмету экология, используя литературно-художественные образ;
Воспитать бережное отношение к растительному миру.
Оборудование:
Карта Хабаровского края
Картинки деревьев.
Ребусы, загадки, кроссворды по данной теме.
Ход занятия:
Орг.момент. (готовность воспитанников к занятию)
Установочный этап. Постановка цели и задач занятия. Настроить учащихся на работу, объяснить, что нового они узнают на занятии.
Основной этап.
Педагог.
Мы отправляемся в одно из увлекательных путешествий – в неведомый мир разнообразной и уникальной растительности. Мир растений нашего края исключительно своеобразен и богат. Характерная особенность – это контрастность и пестрота растительного покрова. Здесь сходятся и часто смешиваются друг с другом представители нескольких совершенно различных по происхождению и составу растительных миров севера и юга.
Наиболее богата и разнообразна Маньчжурская флора, представители которой распространены по побережью Японского моря и по долине Амура и бассейнам его правых притоков. В его состав входят растения, ближайшие родственники которых сейчас обитают в субтропиках и тропиках Восточной Азии или Северной Америки. Эта растительность образует наши смешанные хвойно-широколиственные леса. Они состоят из кедра корейского, ильма, ясеня маньчжурского, бархата амурского, тополя Максимовича, нескольких видов берёз и лип, дуба монгольского, аралии, элеутерококка и многих других растений.
Педагог: Найдите перечисленных представителей растительного мира на карте «растения и животные хвойно-широколиственных лесов» в атласе «Люби и знай свой край».
Найдите изображение дуба монгольского.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте…
Дуб монгольский – потомок южного вида. Его вечнозеленые сородичи встречаются в Центральном Китае, на южных склонах хребта Циньлин. А вот на северной половине хребта растут другие виды дуба, у которых листья к осени засыхают, но не опадают. На Циньлине прослеживается переходные формы дубов, от вечнозеленых до летне-зеленых.
К последним принадлежит и наш дуб монгольский. Его отмершая, жестко шуршащая на ветру листва частично сохраняется всю зиму, особенно у молодых экземпляров, и опадает лишь весной. Этот вид еще не успел «приноровиться» к условиям переменного климата и выработать приспособление для отделения основания черешка отмерших листьев от побегов.
От европейских собратьев дуб монгольский отличается низкорослостью и редко достигает в высоту двадцати и более метров. Только в густых тенистых лесах еще сохранились вековые деревья в 2-3 обхвата и до 20 метров высотой. На открытых участках росту дуба мешает зимний ветер, часто по многу дней дующий с севера-запада. Почки, слабо защищенные чешуями, отмирают, крона становится кустистой, ствол принимает низкорослую, порой стелющуюся форму.
Педагог: Как же распространяется дуб?
С помощью птиц. Вы все знаете сойку. Такая крикливая бурая птица. У нее нет подъязычного мешка, как у кедровки. Зато её пищевод способен расширяться и вмещать 56 желудей. Сойка, как кедровка, делает запасы пищи, разносит желуди далеко от материнского дерева. Так расселяется дуб. Не всякая местность благоприятна для него. Хорошо развивается его подрост на вырубках кедрово-широколиственных и темнохвойных лесов.
Желуди дубов, обосновавшихся у рек, озер, могут переносится водой. Так возникли рощи на песчаных холмах поймы Амура, заливаемых паводками раз в 10 лет. Но расселение дуба с помощью воды ограничивается одним направлением – вниз по течению.
Педагог: Где можно использовать в хозяйстве древесину дуба?
Древесина дуба монгольского используется в промышленности для изготовления деревянных деталей, фанеры, паркета, мебели, бочек и облицовочного материала для отделки зданий, вагонов, судов. Выдержанная в воде, она приобретает прочность и красивый темный оттенок.
Педагог: Какие животные питаются желудями?
Желудями охотно питаются многие лесные жители - животные. Осенью и весной ими кормятся фазаны. В размолотом виде их поедает рогатый скот, в измельченном – домашние птицы. Человек научился приготавливать из желудей суррогат кофе, а листья использовать при засолке овощей, грибов. Отвар его коры помогает излечить некоторые желудочные заболевания.
Физкультминутка.
Раз – поднялись, подтянулись (дети встают из-за парт, руки вверх)
Два – согнулись, разогнулись
Три – в ладоши три хлопка
На четыре – руки шире (руки развести в стороны)
Пять – руками помахать
Шесть – за парту сесть опять.
Педагог: Дуб воспет в народных песнях, прославлен в былинах, сказках и легендах, достойно отражен в классической литературе и искусстве.
А сейчас мы прочитаем нанайскую сказку «Кукушка Кэку».
О чем эта сказка?
Леса хабаровского края сильно страдают от пожаров, которые случаются каждый год. В 1976 и 1998 гг. на огромной территории края была уничтожена лесная растительность. Только в 1998 г. Зарегистрировано более 1 200 очагов крупных пожаров. Восстановление лесов, особенно на крутых склонах гор, происходит очень медленно (100-150 лет). Поэтому при работе в лесу, во время туристических походов, отдыха, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности: не уходите от костра, не затушив его полностью. Залейте огонь водой, разгребите пепел и убедитесь, что не осталось ни одной искры. Если поблизости нет, засыпьте костер землей толщиной не менее 10 см.
Закрепление. Ребусы, кроссворды.(Приложение 1.)
Подведение итогов.
Вопросы:
Чем отличается наш дальневосточный дуб от своих европейских собратьев?
Как в природе обычно расселяется дуб монгольский?
3. Где можно использовать в хозяйстве древесину дуба?