Из опыта работы. Применение здоровьесберегающих тежнологий.
Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям
"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?
Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.
Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.
Проводится очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровьесберегающие технологии. Но нас же больше всего заинтересовала проблема формирования здорового образа жизни. Мы задались вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.
О здоровьесбережении детей меня заставила задуматься история, которая произошла в конце первого класса. Мои первоклассники (четверо мальчишек) перед уроком накурились в туалете. Вначале они дружно отрицали всё, но потом, доверяя мне, рассказали, во всех красках как они это делали. На мой вопрос: " Понравилось?" Ответили: "Нет!". Но так же доверительно и уверенно заявили: "Когда вырасту большим, как папа тогда буду курить!". А на вопрос, какой вред приносит здоровью курение людям, ответить не смогли.
Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Это показало анонимное анкетирование. И движет ими, прежде всего любопытство, а вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников уже стабилизируется к 9 классу. А причины этого уже другие, нежели любопытство. В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение - это пагубная привычка.
Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше - с начальных классов.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно - ориентированном образовании.
Обсудив проблему на родительском собрании, обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа по профилактике курения. В классные часы включили темы:
внешний вид курильщика;
сколько лет живёт курильщик;
почему не курят спортсмены;
проводим встречи с курильщиками;
инсценируем сказки "Почему медведь трубку курил";
проводим по теме "Вредные привычки" беседы;
ролевые игры;
конференции "Образ жизни в традициях моей семьи""
спортивные мероприятия "Путь к олимпийским медалям начинается с зарядки", "Молодецкие забавы" и другие.
На уроках обсуждаем отрывки из известных литературных произведений Марк Твен "Том Сойер", мультфильма "Ну, Погоди!" связанных с курением;
Интервью с курящим человеком;
Вернисаж плакатов "Нет курению!".
Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с пятиминутной прогулки на свежем воздухе. И кто сказал: "Что первый урок не продуктивный?". Мы все вместе взбодрились, проснулись, надышались свежего воздуха. А вот теперь за работу.
Считаем, что большое значение в вопросах здоровьясбережения детей имеет организация и проведение двигательных перемен. Так как плохо организованные перемены , во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться , а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Двигательные разминки можно разбить по дням:
Понедельник - подвижный;
Вторник - танцующий;
Среда - поющая;
Четверг - играющая;
Пятница - пластическая.
Подвижные перемены проходят после третьего урока в течение 15 минут.
Мы разработали основные заповеди:
"Как помочь быть здоровым"
Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины (у нас в школе 3 урока).
Не забывай спортивной формы.
Работай на уроке, не мешая другим.
Оказывай взаимопомощь.
Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка.
Одно из направлений в нашей работе - "Как сделать обучение "здоровьесберегающим?".
Считаю, что важным условием здоровья детей является применение здоровьесберегающих технологий.
Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В. Ф. Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, цикл занятий валеологии, уроки ознакомления с окружающим миром и т. д.
В системе В.Ф.Базарного мне понравился момент, когда проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная мебель - конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики человеческого организма. Мы не имеем таких конторок, и я просто предлагаю детям постоять.
На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Физминутки проводим в стихотворной форме, обязательно под музыку. С этого года внесли в процесс урока переключения ближнего зрения на дальнее, Это способствует не только предупреждению общей утомляемости, но и поддержанию естественного хода развития зрения.
Вместо сгорбленной позы- режим меняющихся поз, когда можно сидя и стоя работать в течение урока.
У каждого ребёнка под ногами лежат самодельные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова. Эти массажные коврики (мешочки с бобами) изготовлены родителями при участии детей. На них мы в носочках проводим физминутки.
Поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии.
Используем зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока.
Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала;
Карточки с информацией в любом месте класса.
"Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе"
Развитие чувствительности ведётся на фоне постоянной борьбы со злом" С детьми нужно общаться на сказочном языке"- В. Г. Рудской.
Убеждена, что всему основа в работе с детьми - положительные эмоции. Подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.
Проводим различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя.
Применяя приёмы по технологии В. Ф. Базарного могу сделать вывод:
дети отличаются свободой суждения;
наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам;
увеличения объёма выполняемых работ в классе.
Использую ещё такой приём. Ребёнку разворачиваю плечи, выпрямляю спину, ставлю плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку. Очень часто дети , имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно - двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины.
В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
На уроке математике: При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека - 260 костей. Вопрос № 1.На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
( с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90).
350-260=90. Куда деваются эти кости? (Они срастаются.)
Вопрос № 2.На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
350- 260=90. (При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.)
Вопрос № 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?
350-260=90. (В течении жизни у здорового человека 90 костей срастаются.)
На уроке русского языка. Вежливые слова и здоровье. "Спасибо. Пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи" - подумайте, что общего между этими словами продолжите список.
В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разноуровневые домашние задания.
Также применяю в работе личностно-ориентированные технологии.
Интегрированные уроки:
Обучение грамоте + письмо;
Природоведение + труд или ИЗО;
Природоведение + чтение.
Игра - мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Игра помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у ребят состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают черты своего характера, происходит сплочение в классе. Приведём примеры некоторых форм игры:
Рассказ по кругу;
Проигрывание известных сказок;
Защита фантастических проектов.
Мы познаём детей игрою, ей мы ободряем и одобряем их, вводим в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днём мы ведём наших детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и не способных, здесь все равны, и мы беспрестанно учимся у них преданности, открытости, любви.
Очень детям нравиться использование карточек "Я" - отвечает 1 ученик, "Хор"- отвечает весь класс. При хоровых ответах дети чувствуют себя комфортно. Такие карточки - сигналы способствуют развитию внимания.
Музыкотерапия.
Интереснейшее и перспективное направление, которое использую в лечебных и оздоровительных целях. Доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый бы вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбираем звуковое сопровождение к урокам:
"Звуки природы";
"Голоса птиц";
" Шум моря"
"Песнь дождя";
Классические музыкальные произведения.
Аромотерапия.
В классах выращиваем герань(снимает неуверенность в себе);
Хлорофитум (хорошо очищает воздух);
Кактус (нейтрализует радиоактивность);
Во время эпидемии гриппа в классе разложен свеженарезанный лук и чеснок;
В школьной столовой пьют чай с шиповником (во время эпидемии гриппа).
Сказкотерапия.
В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка - любимый жанр детьми. Сказка несёт в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети. Сказка даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты и- предощущение будущего. Становится неким оберегом детства.
Внедряю в своей работе инновационные и экспериментальные формы работы, но не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребёнка.
Обобщая небольшой опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, я отметила следующие параметры результативности:
Снижение заболеваемости среди наших обучающихся;
Повышение качества обучаемости;
Создание сплочённого коллектива учащихся;
Личностный рост учащихся
Принятие учащимися здорового образа жизни к осознанной необходимости.