Конспект занятия кружка азбука здоровья на тему Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом.
Дата: __________________________
Тема. Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом.
Цель: познакомить учащихся с возможными причинами отравления и основными правилами оказания первой медицинской помощи.
Планируемые результаты. Предметные: ознакомятся с понятием «угарный газ» и правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом. Личностные: расширят круг знаний о личной безопасности.Метапредметные: регулятивные: научатся с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное , понимать задачу и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные: будут уметь строить рассуждения, обобщать и делать выводы; коммуникативные: научатся контролировать своё поведение по отношению к сверстникам во время совместной работы в группе, в парах.
Ход занятия
1.Организационный этап
- Повторим основной девиз «уроков здоровья»:
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
2.Мотивация и целеполагание
- Помните бегемотиков из сказки К.Чуковского «Айболит»? Они (бегемотики) «схватились за животики: у них, у бегемотиков, животики болят»
- Какие причины могут вызвать боли в животе? (Чаще всего - отравление)
- Зачем нужно знать признаки отравлений? (Чтобы помочь себе)
- Вы все умеете оказывать себе первую помощь при отравлении?
- А хотите этому научиться?
- Тогда отправляемся в поход за знаниями.
3. Актуализация знаний
Беседа
- Какие виды отравлений вы знаете? (Лекарственные, пищевые…)
- Когда можно отравиться лекарством? (Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарства с просроченным сроком хранения, или принять лекарства, вызывающие аллергию).
-Вспомните признаки лекарственного отравления.
А) Тошнота, рвота;
Б) Сужение или расширение зрачков;
В) Вялость, сонливость;
Г) Потеря сознания;
Д) Нарушение сердечного ритма.
- А кто помнит, как оказать себе первую помощь при первых признаках отравления лекарством?
- Позвони в «скорую помощь» по телефону 03 и объясни, что с тобой случилось, если нет телефона, обратись к соседям;
- Промой желудок, выпив большое количество воды комнатной температуры;
- Вызови рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;
- Чтобы легче дышалось, ляг на живот.
- Послушайте стихотворение «Вкусный суп»
Ведьма суп варить решила.
Змей сушёных покрошила.
Развела большой костёр
И поставила котёл.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел – то, что надо:
Целых 20 литров яда!
- Хотелось бы попробовать этого супчика? Почему?
- Какое это отравление? (Пищевое)
- Отравиться можно и обычными фруктами и овощами. Для того, чтобы фрукты не испортили вредители и долго хранились, их обрабатывают специальными химическими веществами.
Работа в парах. Игра – соревнование «Кто ответит правильно?»
- Как определить срок годности консервов?
- Как правильно мыть овощи и фрукты? ( В водопроводной проточной или кипяченой воде.)
- Можно ли употреблять в пищу слегка подгнившее яблоко, апельсин или другие фрукты?
- Каковы признаки пищевого отравления?
а) Режущая боль в области живота;
б) Рвота;
в) Расстройство желудка;
г) Слабость, сонливость.
- Как оказать первую помощь при пищевом отравлении?
1) Позвони в «скорую помощь» по телефону 03 и объясни, что с тобой случилось;
2) Промой желудок, выпив большое количество тёплой кипячёной воды;
3) Вызови рвоту.
Вывод: в пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.
Оздоровительная минутка. Упражнение «Деревце» (для осанки)
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 секунд). Опустите руки и расслабьтесь.
4.Организация познавательной деятельности.
Рассказ учителя
- В быту используется много различных химических веществ в красивой упаковке, которые хочется попробовать на вкус.
Это могут быть моющие и дезинфицирующие средства, отрава для насекомых и мышей, лосьоны, дезодоранты и многое другое, что ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией. Много ядовитых веществ содержат выхлопные газы автомобилей. Их впитывает растительность вдоль дороги (грибы, ягоды). Они также могут быть причиной отравлений. . Обратите 3,внимание на то, что отравление происходит при попадании токсического (ядовитого) вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).
Игра «Валеологический светофор»
Карточка с текстом. Набор цветных кружков у учащихся. Дети поднимают кружок того цвета, который по их мнению, адекватен ситуации.
Родители с детьми, Таней и Ваней, отдыхали на турбазе, расположенной в лесу. Они много гуляли, собирали землянику, лекарственные травы. Однажды рядом с автострадой, ведущей в город, они обнаружили заросли малины. Каждый день ходили смотреть, не покраснели ли ягоды и, наконец, дождались: собрали целую банку ягод и с аппетитом их съели. К вечеру все почувствовали недомогание.
- Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Признаки отравления ядовитыми веществами.
Острые боли в области живота;
Боли и ожоги во рту;
Расстройство желудка;
Нарушение координации движений;
Затруднённое дыхание.
Помоги себе сам!
В первую очередь сообщи взрослым! Затем нужно определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.
До приезда врачей нужно удалить яд из организма. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды, слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты (в зависимости от ядовитого вещества); из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Перед рефлекторным вызыванием рвоты (указательным и средним пальцем нажимают на корень языка) выпить несколько стаканов воды, или раствора питьевой соды (1 неполная чайная ложка соды на стакан воды), или раствора марганцовки (2—3 кристаллика на стакан воды, цвет раствора должен быть бледно-розовым). Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии судорог, если отравился едкими жидкостями – отбеливатель, уксус. Измельчи активированный уголь и выпей (показать активированный уголь)
Способностью обезвреживать ядовитые вещества обладают активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.
Физкультминутка
5.Продолжение работы по изучаемой теме
Рассказ учителя
Угарный газ образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.
Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции помещения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.
Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение общей слабости, головная боль в области лба и висков, ощущение тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.
Первая медицинская помощь:
• Немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.
• Освободить пострадавшего от стягивающей и препятствующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.
• При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.
6.Закрепление и включение в систему знаний
- Как нужно обращаться с ядовитыми веществами?
Химикаты – это яд,
И не только для ребят.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить!
7.Рефлексия.
Продолжи фразу:
- Я сегодня узнал…
- Я научился…
8. Итог
- Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.