Урок изобразитедьного искусства ПРАЗДНИК И КАРНАВАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


Урок изобразитедьного искусстваПраздник и карнавал в изобразительном искусстве
Тип урока Изучение новых знаний
Цели урока Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья; способствовать пониманию учащимися значения праздника в культуре народов разных эпох, развитию представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся определять сюжет праздника в изобразительном искусстве.
Получат возможность на-учиться выбирать различные художественные материалы и работать с ними, создавая композиции в технике коллажа на тему карнавала и праздника.
Познакомятся: со средствами выразительности в изобразительном искусстве; с приемами работы в технике коллажа; Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания коллажной композиции; используют речевые средства в соответствии с ситуацией.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре; распределяют роли; вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; выбирают, как поступить в определенной учебной ситуации
Окончание табл.
Методы и формы обучения Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Образовательныересурсы  Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru
Оборудование Бумага, клей, ножницы; карандаш; краски, заготовки масок; журналы, газеты и другой типографский материалНаглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентации «Средства выразительности», «Карнавальная маска»
Основные понятия и термины Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие ком-поненты,задания и упраж-нения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы
органи-
зации совзаимодействияна уроке Формируемыеумения(универсальныеучебные действия) Про-
межу-
точный
контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Орга-низаци-онный момент Беседа с постановкой проблемы – Перед вами различные предметы: гитара, маски, мишура, цветы... Как вы думаете, для какой темы в изобразительном искусстве художнику могутпонадобиться эти предметы? (Праздник, карнавал.) Слушают учителя, отвечают на вопросы. Фронтальная и индивиду- Регулятивные: определяют цель и ставят проблемув учебной деятель- Устные ответы

- Определяют тему урока.
- Ставят задачи.
– Посмотрим в словаре значение слова «праздник».
Праздник – яркое проявление народного духа, национального характера («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).
– Продолжите предложение:
Праздник – образ счастья... (Радости, веселья, смеха.)
– Предлагаю научиться у великих художников пере-давать эти чувства, состояния в картине и самим создать необычные произведения на эту тему Работают со словарем.
Добавляютслова в предложение.
Осмысливаюттему урока альная работа ности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала и стремление к достижению поставленной целиII. Изучение нового материала Объяснительно-иллюстративный. – Прошу подойти ко мне одного ученика. На его голове вы видите корону с именем Дионис, в рукия дам ему кораблик. Все это – символы, говорящие о рождении праздника.
– Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными установками. Впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называли «морская колесница
2. Рассмотрим картину Б. М. Кустодиева «Масленица».
– Масленица, картина, передающая стихию масленичного карнавала, написана Б. М. Кустодиевым в то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу. Как и в других своих работах этого периода, художник противопоставляет своей болезни атмосферу праздника. Движение, которого он был лишен, врывается в каждую его картину. Бой мальчишек, тройку лошадей еле сдерживает возница... Движение – жизнь.
– Посмотрите, какие цвета использовал художник? (Яркие, контрастные.)
Учащиеся получают представление о произведениях искусства, изображающих праздник и карнавал.
Смотрят слайд, отвечают на вопросы.
Осмысливают понятия «средства выразительности», «сюжет праздника»в изобразительном искусстве.
Фронтальная работа. Познавательные: устанавливают аналогии; анализируют произведения по заданным критериям; определяют понятия; развивают воображение и фантазию; приобретают представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве.
Коммуникативные:
соблюдают нормы общения.
Личностные: проявляют познавательную активность Устные ответы
– Подумайте, чего еще не хватает, для того чтобы картина праздника, карнавала была полной. (Предметов, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом: масок, музыкальных инструментов, украшений.) Смотрят презентацию, анализируют, обмениваются мнениями.
III. Творческая практическая деятельность Практи-ческий. Творческий поиск – Ребята, сейчас мы познакомимся с самым древним и важным атрибутом карнавала. Венецианская маска является главным действующим персонажем Венецианского карнавала.
Презентация
– Сегодня на уроке мы будем создавать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили. Вспомните, что такое коллаж и какие материалы можно использовать в этой технике. Для выполнения работы вам необходимо объединиться в группы по 4 человека(делимся по цвету). Работу начинаем с общего замысла, продумываем композицию, делаем набросок будущей работы, выбираем материалы. Затем вам необходимо распределить обязанности между собой. Каждая группа придумывает название для своего коллажа. Желаю успехов в работе! Учащиеся смотрят презентацию, готовят рабочее место, размещают художественныематериалы.
Создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3–4 человека.
Ищут пути решения проблемы Груп-повая работа
и индивидуальная работа Регулятивные: планируют учебную деятельность; опре-деляют способы достижения цели; понимают способы достижения цели в процессе создания коллажной композиции; используют речевые средствав соответствиис ситуацией.
Коммуникативные:
наблюдают окружающие предметы; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления Коллаж,
асамбляж, роспись масок,
живопись, аппликация.
IV. Итоги урока.
Рефлексия Выставка работ Организует просмотр и обсуждение выполненных учащимися работ.
Давайте вернёмся к задачам, все задачи мы выполнили?
– Ребята, давайте рассмотрим представленные работы каждой из команд. В какой технике работали? Внимательно рассмотрите работы и придумайте название для каждой.
– Совпали ли названия, предложенные товарищами, с названием, которое вы дали своей работе?
– Как вы думаете, почему они не совпали (или совпали)? Учащиеся рассматривают работы своих товарищей. Предлагают свои названия работам. Обсуждают, почему названия совпали илине совпали Груп-повая и индивидуальная работа Регулятивные:
оценивают конечный результат своей деятельности.
Коммуникативные: работают в группе; учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность; излагают свое мнение Оценивание
работ