Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса (дети с ОВЗ)
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Красновосходская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Согласовано»:
зам. директора по УВР
__________Гайсина Э.Р. «Утверждено»
на педагогическом совете
от 31 августа, протокол №1. «Утверждаю»:
директор школы
_________Р.Г. Гайсин.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила:
Гайсина Алина Равиловна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Красный Восход – 2016 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт рабочей программы
Пояснительная записка
3. Содержание программы учебного курса
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Календарно-тематическое планирование
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, и навыков обучающихся
7. Литература
Паспорт рабочей программы
Тип программы:
- адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).Статус программы:
- адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи»
Назначение программы:
- для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 4 класса ГБОУ Красновосходская КШИ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 136 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
4 класс – 3 часа в неделю + 1 час из школьного компонента.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса составлена на основе:
- Образовательной программы ГБОУ Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ,
- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года,
- «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, 2013 год).
Программа рассчитана на 136 часов, 3 часа в неделю + 1 час из школьного компонента.
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, обучающиеся читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (С.Ю.Ильина). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2014 г.)Цель программы обучения:
закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами и коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы обучения:
учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать его содержание;
активизировать словарь учащихся;
научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
Содержание программы учебного курса
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, 2013 год)
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
В программу по чтению и развитию речи включены следующие разделы и темы:
Разделы Наименование тем (произведений)
Школьная жизнь – 13 ч Снова в школу
Жил-был Учитель
Чему учат в школе
Поздравление
По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила»
По Е. Ильиной «Шум и Шумок»
В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок»
По Л. Каминскому «Три желания Вити»
В. Берестнев «Читалочка»
По М. Бартеневу «Зарубите на носу»
Загадки. Проверь себя!
Время листьям опадать – 18 ч По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка»
Е. Благинина «Подарки Осени»
По Л. Воронковой «Лесные подарки»
А. Твардовский «Лес осенью»
По В. Путилиной «В осеннем лесу».
Н. Некрасов «Славная осень!»Н.Сладков «Отчего Осень грустна».
Н.Сладков «Осень».
Три сойкиХолодная зимовкаСкучная картинаСказка про маленького жучкаПчелы и мухиВремя листьям опадатьЗагадки. Проверь себя!
Делу время – потехе час – 8 ч Пекла кошка пирожки
Сенокос
Л.Пантелеев «Карусели».
По Н. Носову «Прятки»
Жмурки
Загадки. Проверь себя!
В мире животных – 16 ч Бодливая корова
Упрямый котенок
По В. Гаранжину «Пушок»
По Е. Чарушину «Томка»
По Б. Житкову. «Охотник и собаки»
По Л. Матвеевой «Чук заболел»
Г. Снегирев «Хитрый бурундук»
По А.Баркову «Барсучья кладовая»
По А.Дорохову «Гостья»
Г. Корольков «Игрушки лисят»
По Ю. Дмитриеву «Лиса»
Загадки. Проверь себя!
Жизнь дана на добрые дела – 8 ч По Е. Пермякову «Пичугин мост»
По С. Баруздину «Когда люди радуются»
По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела»
Е. Благинина «Котенок»
В. Голявкин «Птичка»
Зима наступила – 24 ч По Л. Воронковой «Снег идет»
А. Слащев «Снегурочка»
И. Суриков «Зима»
С. Маршак «Декабрь»
По В. Сутееву «Елка»
М. Садовский «Где лежало спасибо»?
По Н. Носову «На горке»
«Лисичка- сестричка и волк» (Русская народная сказка)
А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорилось»
По Л. Клавдиной «Вечер под Рождество»
П. Головкин. Зимняя сказка
Г. Скребицкий «Митины друзья»
В. Бирюков «Снежная шапка»
По А. Тумбасову «В шубах и шапках»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
По В. Бианки «Находчивый медведь»
По А. Спирину Зимние приметы
Е. Благинина «Загадки». Проверь себя!
Веселые истории – 9 ч По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»
Г. Остер «Одни неприятности»
М. Пляцковский. «Однажды утром»
В. Бирюков. «Почему комары кусаются»
С. Маршак. «Вот какой рассеянный»
По О. Кургузову. «Две лишние коробки»
Проверь себя!
Полюбуйся, весна наступает – 15 ч В. Алферов. «Март»
По М. Фроловой «Восьмое марта»
Е. Благинина «Забота»
По А. Соколовскому «Бабушкина вешалка»
По В. Бианки «Последняя льдина»
А. Плещеев «Весна»
По А. Баркову «Скворцы прилетели»
По Э.Шиму «Всему свой срок»
И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает»
По Ю. Ковалю «Весенний вечер»
По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица»
Загадки. Проверь себя!
В мире волшебной сказки – 10 ч ХаврошечкаСказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (русская народная сказка)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
По Ш. Перо «Подарки Феи»
Братья Гримм «Горшочек каши»
Наши сказки. Проверь себя!
Родная земля – 9 ч М. Ильин «Царь-колокол»
По Л. Кассилю «Какое это слово?»
С.Васильева. Город на Неве
Д.Павлычко. Где всего прекрасней на земле
С.Вербова. Сочинение на тему
По Б.Никольскому. Главное дело
А.Усачев. Защита
По Л.Кассилю. Никто не знает, но помнят все
Т.Белозеров. День Победы
Лето пришло – 6 ч
С. Козлов «Ливень»
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»
Е.Благинина. Одуванчик
По А.Дорохову. Встреча со змеей
В.Голявкин. После зимы будет лето
По А.Спирину. Летние приметы
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Обучающиеся должны знать:
знать наизусть 7-8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование по чтению, 4 класс, 2016-2017 уч.г.
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во час. Дата Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Знания и уменияТип урокаПо плану По факту I. Школьная жизнь – 13 ч
1 По Н.Носову. Снова в школу 1 1.09 Работа по содержанию Уметь отвечать на вопросы. Уметь активно участвовать в беседе. КУ
2 Э.Мошковская. Жил-был Учитель 1 5.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь читать рассказ по ролям. Уметь выражать свои мысли. КУ
3 М.Плясковский. Чему учат в школе 1 6.09 Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. КУ
4 По Ю.Ермолаеву. Поздравление 1 7.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь выборочно пересказывать прочитанное Уметь корректировать ответы учащихся. КУ
5 По Е. Шварцу
«Как Маруся дежурила» 1 8.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию. Уметь находить в учебнике указанное произведение. КУ
6 По Е. Ильиной «Шум и Шумок» 1 13.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение. Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем. КУ
7 В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок» 1 14.09 Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь описывать иллюстрацию в учебнике. КУ
8-9 По Л. Каминскому «Три желания Вити» 2 15.09
19.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь оценивать поступок героя, характер-ть его качества. Уметь выделять главное в тексте. Переходить с одного вида чтения на другой. КУ
10 В. Берестнев «Читалочка» 1 20.09 Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь слушать одноклассников. КУ
11 По М. Бартеневу «Зарубите на носу» 1 21.09 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
12-13 Загадки.
Проверь себя! 2 22.09
26.09 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям
Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем КУ
II. Раздел «Время листьям опадать» - 18 ч
14 Н.Антонова. Желтой краской кто-то 1 27.09 Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; Уметь выразительно читать стихотворение
Уметь слушать учителя. КУ
15 По Н. Абрамцевой «Осенняя сказка» 1 28.09 Знать признаки осени. Уметь отвечать на вопросы. Уметь активно участвовать в беседе. Текущий контроль16 Е. Благинина «Подарки Осени» 1 29.09 Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы; Уметь выразительно читать стихотворение
Уметь слушать учителя. 17-18 По Л. Воронковой «Лесные подарки» 2 3.10
4.10 Знать признаки осени. Уметь пересказать текст по картинкам
Уметь выражать свои мысли. 19 А. Твардовский
«Лес осенью» 1 5.10 Знать признаки осени. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение 20 По В. Путилиной
«В осеннем лесу». 1 6.10 Знать признаки осени. Уметь выразительно читать стихотворение
Уметь работать с текстом. 21 Н. Некрасов«Славная осень!»1 10.10 Заучивание стихотворения наизустьядреный Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть 22 По Ю. Шиму «Отчего Осень грустна». 1 12.10 Знать об образе жизни диких животных осенью. Уметь читать рассказ по ролям.
Уметь выражать свои мысли. 23 К.Бальмонт «Осень». 1 13.10 Выразительное чтение стихотворения благовонье Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение, отвечать на вопросы. 24 По Ю.Ковалю. Три сойки 1 17.10 Знать особенности сойки палевый Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. 25 По Н.Сладкову. Холодная зимовка 1 18.10 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт 26 А.Плещеев. Скучная картина 1 19.10 Знать признаки поздней осени. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся. 27 По О.Иваненко. Сказка про маленького жучка 1 20.10 Пересказ текста по плану. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь читать рассказ по ролям
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. 28 по К.Ушинскому. Пчелы и мухи 1 24.10 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь пользоваться выборочным видом чтения. 29 По Г.Граубину. Время листьям опадать 1 25.10 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Знать признаки поздней осени. Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся. 30-31 Загадки.
Проверь себя! 2 26.10
27.10 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям
Уметь слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем III. Раздел «Делу время – потехе час» - 8 ч 32 Пекла кошка пирожки (русская потешка) 1 31.10 Знать значение слов: подполье, досада Уметь выразительно читать стихотворение. Уметь отвечать на вопросы. КУ
33 Сенокос (Чешская потешка) 1 1.11 Знать значение слова сгребает Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста. КУ 34 По Л.Пантелееву. «Карусели». 1 7.11 Знать значение игр, физкультминуток. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение. Уметь пользоваться учебником. КУ
35-36 По Н. Носову «Прятки» 2 8.11
9.11 У. соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок.
Уметь пользоваться выборочным видом чтения. КУ
37 Считалки 1 10.11 38 По М.Булатову. Жмурки 1 14.11 Знать значение игр, песен. Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. КУ
39 Проверь себя! 1 15.11 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
V. В мире животных – 16 ч
40 По К.Ушинскому. Бодливая корова 1 16.11 Знать значение слов: бодливая, предчувствовал Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста. КУ
41-41 По Б.Бирюкову. Упрямый котенок 2 17.11
21.11 Знать значение слов: кубарем Уметь выборочно пересказывать прочитанное.
Уметь выражать свои мысли. КУ
43 По В. Гаранжину «Пушок» 1 22.11 Работа по содержаниюУстановление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов с опорой на собственный опыт КУ
44 По Е. Чарушину «Томка» 1 23.11 Читают вслух правильно и выразительно. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. КУ
45 По Б. Житкову. «Охотник и собаки» 1 24.11 Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пользо-ваться выборочным видом чтения. Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. КУ
46 По Л. Матвеевой «Чук заболел» 1 28.11 Знать значение слова ветеринар Уметь выборочно пересказывать прочитанное.
Уметь выражать свои мысли. КУ
47 Г. Снегирев «Хитрый бурундук» 1 29.11 Знать особенности бурундука, его повадки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
КУ
48-49 По А.Баркову «Барсучья кладовая» 2 30.11
1.12 Знать значение слова кладоваяУметь читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное. КУ
50 По А.Дорохову «Гостья» 1 5.12 Уметь пересказывать текст по картинкам КУ
51-51 Г. Корольков «Игрушки лисят» 2 6.12
7.12 Знать особенности, образ жизни, повадки Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. КУ
53 По Ю. Дмитриеву «Лиса» 1 8.12 Знать особенности, образ жизни, повадки Уметь выборочно пересказывать прочитанное.
Уметь выражать свои мысли. КУ
54-55 Загадки.
Проверь себя! 2 12.12
13.12 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
VII. Жизнь дана на добрые дела - 8 ч
56 Г.Ладонщиков. Миша-мастер 1 14.12 Выразительное чтение произведения Уметь находить смысл прочитанного. Уметь интонационно выделять КУ
57 По Е. Пермякову «Пичугин мост» 1 15.12 Знать значение слова ветла Уметь выборочно пересказывать прочитанное.
Уметь выражать свои мысли. КУ
58 В.Хомченко. Михаськин сад 1 19.12 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; 59 По С. Баруздину «Когда люди радуются» 1 20.12 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;
Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
60 По Ю. Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела» 1 21.12 Чтение по ролям и пересказ текста Использование наводящих слов для пересказа. Эмоциональная передача прямой речи главных героев произведения КУ
61 Е. Благинина «Котенок» 1 22.12 Работа с прочитанными произведениями Уметь выразительно читать стихотворение. КУ
62 В. Голявкин «Птичка» 1 26.12 Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста КУ
63 Проверь себя! 1 27.12 Работа с прочитанными произведениями Уметь находить нужные фрагменты текста КУ
IV. Зима наступила – 24 ч
64 По Л. Воронковой «Снег идет» 1 28.12 Анализ содержания произведения Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом, пользоваться выборочным видом чтения. КУ
65-66 А. Слащев «Снегурочка» 2 29.12
16.01 Читать вслух плавно целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пересказ. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, озаглавливать части текста с помощью учителя, пересказывать содержание прочитанного. КУ
67 И. Суриков «Зима» 1 17.01 Знать признаки зимы. Уметь выразительно читать вслух стихотворение. КУ
68 С. Маршак «Декабрь» 1 18.01 Знать признаки зимы. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. КУ
69-70 По В. Сутееву «Елка» 2 19.01
23.01 Анализ содержания произведенияУметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом, пользоваться выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. КУ
71 По Л.Клавдиной. Вечер под Рождество 1 24.01 Анализ содержания произведенияУметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи 71 М. Садовский «Где лежало «спасибо»? 1 25.01 Анализ стихотворения. Выразительное чтениеУмение передавать эмоциональную окраску голосом КУ
73-74 По Н. Носову
«На горке» 2 26.01
30.01 Чтение по ролям с выделением прямой речи КУ
75-76 «Лисичка- сестричка и волк» (Русская народная сказка) 2 31.01
1.02 Пересказ текста по частям словами близкими к тексту Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов. Деление текста на части с опорой на серию картинок КУ
77 А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорилось» 1 2.02 Знать особенности сказок. Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.
Уметь оценивать свой вклад и общий результат. КУ
78 П. Головкин.
Зимняя сказка 1 6.02 Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Работать с картинками Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. КУ
79-80 Г. Скребицкий «Митины друзья» 2 7.02
8.02 Читать вслух плавно целыми словами. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Пересказ. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, читать по ролям, устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией, пересказывать содержание прочитанного. КУ
81 В. Бирюков «Снежная шапка» 1 9.02 Знать признаки зимы. Уметь выразительно читать вслух стихотворение. Уметь оценивать себя и других. КУ
82 По А. Тумбасову «В шубах и шапках» 1 13.02 Знать значение слова диковина Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
83 Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» 1 14.02 Знать значение слова воевода Выразительное заучивание стихотворенияКУ
84 По В. Бианки «Находчивый медведь» 1 15.02 Читать вслух плавно целыми словами. Активно участвовать в беседе. Уметь пересказывать прочитанное КУ
85 По А. Спирину Зимние приметы 1 16.02 Работа над подбором слов и составление предложений о зиме с использованием народных примет Умение составлять собственный рассказ с опорой на предложенные учителем слова КУ
85-86 Е. Благинина «Загадки».
Проверь себя! 2 20.02
21.02 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
VIII. Веселые истории – 9 ч
87-88 По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» 2 22.02
27.02 Анализ прочитанного. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений КУ
89 Г. Остер «Одни неприятности» 1 28.02 Знать особенности животных, их повадки, образ жизни. Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
90 М. Пляцковский. «Однажды утром» 1 1.03 Пересказ текста по плану. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь читать рассказ по ролям
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
91 В. Бирюков. «Почему комары кусаются» 1 2.03 Пересказ текста по плану. Уметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. КУ
92 С. Маршак. «Вот какой рассеянный» 1 6.03 Знать значение слова: гамаши Уметь передать голосом эмоционального содержания читаемого КУ
93 По О. Кургузову. «Две лишние коробки» 1 7.03 Пересказ текста с помощью наводящих вопросов Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
94-95 Отвечайте, правда ли?
Проверь себя! 2 9.03
13.03 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
VI. Полюбуйся, весна наступает… - 15 ч
96 В. Алферов. «Март» 1 14.03 Знать признаки весны. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. КУ
97-98 По М. Фроловой «Восьмое марта» 2 15.03
16.03 Читать вслух плавно
целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. Активно участвовать в беседе. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, пересказывать текст КУ
99 Е. Благинина «Забота» 1 20.03 Анализ содержания.
Выразительное чтение; ответы на вопросы Уметь правильно, выразительно и бегло читать; пользоваться выборочным видом чтения, объяснять образные выражения КУ
100 По А. Соколовскому
«Бабушкина вешалка» 1 21.03 Знать значение слова обстругать Уметь отвечать на вопросы по прочитанномуКУ
102 По В. Бианки «Последняя льдина» 1 22.03 Знать значение слов: вспучился, пострадавших Уметь логически мыслитьКУ
103 А. Плещеев «Весна» 1 23.03 Знать значение слова лазурь
Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение. КУ
104 По А. Баркову «Скворцы прилетели» 1 3.04 Знать особенности скворцов, их повадки, образ жизни. Уметь сравнивать. Уметь находить в учебнике указанные тексты. КУ
105-106 По Э.Шиму «Всему свой срок» 2 4.04
5.04 Читают вслух правильно и выразительно. Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей. Пользоваться выборочным видом чтения. Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. КУ
107 И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает» 1 6.04 Знать признаки весны. Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. КУ
108 По Ю. Ковалю «Весенний вечер» 1 10.04 Знать значение слова вальдшнеп Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
КУ
109 По Ю. Дмитриеву «Опасная красавица» 1 11.04 Знать значение слова лыко Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
КУ
110-111 Загадки.
Проверь себя! 2 12.04
13.04 Работа с прочитанными произведениями. Ответы на вопросы Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям КУ
IX. В мире волшебной сказки – 10 ч
112-113 Хаврошечка2 17.04
18.04 Пересказ текста. Беседа по содержанию Выделение в тексте слов характеризующих персонажей. Использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин каждой частиКУ
114-115 Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (русская народная сказка) 2 19.04
20.04 Пересказ текста по частям словами близкими к тексту;
Знать значение слова заступ Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов. Деление текста на части с опорой на серию картинок КУ
116 А. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый» 1 24.04 Знать значение слов:
У лукоморья,
На неведомых Уметь узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели авторские слова, характеризующее действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям. Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт. КУ
117-118 По Ш. Перо
«Подарки Феи» 2 25.04
26.04 Знать особенности сказок. Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя. КУ
119 Братья Гримм «Горшочек каши» 1 27.04 Работа по содержаниюУстановление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов КУ
120 По В.ПорудоминскомуНаши сказки. 1 2.05 Знать особенности сказок. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. КУ
121 Проверь себя! 1 3.05 Знать содержание прочитанных сказок Уметь находить определенные фрагменты КУ
Х. Родная земля – 9 ч
122 М. Ильин «Царь-колокол» 1 4.05 Работа по содержаниюУметь передавать своё впечатление от прослушанного произведения. КУ
123 По Л. Кассилю «Какое это слово?» 1 8.05 Работа по содержаниюУметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение. КУ
124 Д.Павлычко. Где всего прекрасней на земле? 1 10.05 Выразительное чтение Уметь интонацией выделять то или иное место произведения КУ
125 С.Вербова. Сочинение на тему 1 11.05 Работа по содержаниюУметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. КУ
126 По Л.Кассилю. Какое это слово? 1 15.05 Работа по содержаниюУметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;
Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; КУ
127 По Б.Никольскому. Главное Дело 1 16.05 Работа по содержаниюУметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. КУ
128 А.Усачев. Защита 1 17.05 Работа по содержаниюУметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; КУ
129 По Л.Кассилю. Никто не знает, но помнят все. 1 18.05 Работа по содержаниюУметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. КУ
130 Т.Белозеров. День Победы 1 22.05 Выразительное чтение Уметь интонацией выделять то или иное место произведения КУ
XI. Лето пришло – 6 ч
131 С. Козлов «Ливень» 1 23.05 Знать признаки лета Уметь отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. КУ
132 Н. Павлова «Хитрый одуванчик» 1 24.05 Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;
Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; КУ
133 Е.Благинина. Одуванчик 1 25.05 Выразительное чтение Выделение интонацией КУ
134 По А.Дорохову. Встреча со змеей. 1 29.05 Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме; КУ
135 В.Голявкин. После зимы будет лето 1 30.05 Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме;
Уметь отвечать на вопросы учителя по изученным произведениям; КУ
136 По А.Спирину. Летние приметы 1 31.05 Работа по прочитанным произведениям. Отвечать на вопросы. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. Знать изученный материал по теме
КУ
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Литература
1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
2.Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
3.Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
4.Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
5.Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
6.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
7. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
8.«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.