Адаптированная программа по Письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (6 класс)
КУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»
Рассмотрено:
заседании МС № __
От от ______________
ЗУМР
________Е.В. Хадаева
«__»________2016_г.
Согласовано:
Зам директора по УР
О.П.Мальцева
От ______________
«___»_______2016г.
Утверждено:
На ПС №1
От 28.08.16г
Приказ №
От «___» ______20 16 г.
Директор школы
_____В.Я. Чернышова
«___ »________2016г.
Адаптированная общеобразовательная программа
по письму и развитию речи, 6 класс
за 2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Кагарманова В.А.
Количество часов за 1 полугодие: 65 часов
Количество часов за 2 полугодие:75 часов
Итого за год: 140 часов
По учебному плану: 4 часа в неделю
Нижневартовск
Пояснительная записка
Письмо и развитие речи
Адаптированная общеобразовательная программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида. 5-9 классы. 2 издание. Москва «Просвещение» 2010 г. Под редакцией В.В. Воронковой.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Русский язык для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор составитель: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубсковая, Москва «Просвещение» 2016 Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В программе более полно представлены разделы:
Грамматика и правописание.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы.
В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется при этом фонетическому разбору.
Слово.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов).
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимися для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Работа над предложением организована так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию в начальных классах. Подготовительные упражнения-ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Деловое письмо.
Так же в 6 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в формировании деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к чёткому и аккуратному письму имеет место и в старших классах.
Тематическое планирование, 6 класс
Тема
Кол-во
часов
Краткое содержание
Обязательный минимум ЗНУ
по группам
Контрольная работа
Практическая часть
примечание
Дикт
к/д
с/р
Творческая
работа
Деловое
письмо
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Строить простое предложение и предложение с однородными членами.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Парные звонкие и глухие согласные.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Слова с разделительным «Ъ» знаком. Двойные непроизносимые согласные.
Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов.
Состав слова
Однокоренные слова. Корень. Приставка, суффикс, окончание.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова. Приставка и предлог.
Разделительный твёрдый знак «Ъ» после приставок. Правописание приставок. Приставка и предлог. Объявление.
Разбирать слово по составу. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок.
Имя существительное
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки. Имена собственные. Склонение имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Выделять имя существительное как часть речи.
Знать правописание падежных окончаний существительных.
Определять падеж существительного по вопросу и окончанию.
Имя прилагательное
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Изменение имён прилагательных по родам. Изменение имён прилагательных по числам. Склонение имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Умение различать род, число, падеж, прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисления без союзов, с одиночными союзами и с союзами а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Умение строить простое распространённое предложение с однородными членами.
Повторение
Звуки и буквы. Состав слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Имя существительное. Имя прилагательное. Предложение простое и сложное.
Правильно обозначать звуки буквами на письме. Подбирать группы родственных слов. Проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов. Разбирать слова по составу.
Итого: 140 часов
№
Дата
Тема урока
Цели (задачи) урока (дидактические)
Тип (вид) урока
Методы и приемы
Работа по группам
Средства
обучения
словарь,
I четверть
Повторение. Предложение.
1
Главные и второстепенные члены предложения
Повторить и закрепить главные члены предложения.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1 гр. работа с деформированным предложением.
2 гр. начертить схему предложения.
Учебник
Таблица
Словарь
Хозяин
2
Распространенные и нераспространенные предложения.
Закрепить знания построения предложения.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1 гр. распространи предложение с помощью вопросов.
2 гр. составь схему предложения.
Учебник
Карточки
Таблица
3
Однородные члены предложения.
Постановка знаков препинания в однородных рядах, распознавание однородных членов предложения
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
Практический
1 гр. заменить выделенные слова однородными членами.
2 гр. начертить схему однородных членов.
Учебник
Таблица
Словарь
Фанера
4
Однородные члены предложения.
1-2гр. подчеркнуть в предложении однородные члены.
Учебник
5
Знаки препинания при однородных членах предложения
Постановка знаков препинания в однородных рядах, распознавание однородных членов предложения.
Урок повторения и закрепления
Объяснительно-иллюстративный метод.
1 гр. работа с текстом.
2 гр. работа с предложением.
Учебник
Карточки
6
Изложение текста по опорным словам.
Формирование навыков связной письменной речи. Развитие
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. записать сжатый пересказ, используя однородные члены предложения.
Текст
Звуки и буквы
1
Алфавит. Ударные и безударные гласные.
Повторить русский алфавит. Учить различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2 гр. написать слова в алфавитном порядке, выделить ударный звук.
Учебник
Словарь
Телеграмма
2
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Вырабатывать умение проверять звонкие и глухие согласные путём изменения формы слова
Комбинированный
Проблемный метод
1-2гр. письмо по памяти, подчеркнуть 5 слов с непроизносимой согласной.
Учебник
Словарь
Коммунист
3
Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Повторить и закрепить полученные знания на основе тренировочных упражнений.
Урок закрепления и повторения
Практический
1-2 гр. работа по карточке, подчеркнуть знакомые орфограммы.
Учебник Словарь
Антенн
4
Изложение текста по вопросам.
Формирование навыков связной письменной речи. Развитие
Урок развития речи.
Практический
1-2 гр. составление предложений по вопросам.
Иллюстрация
5
Диагностический диктант
Проверка знаний, распределение учащихся по учебным вариантам
Урок проверки ЗУН
Самостоятельная работа
1гр. грамматическое зад.
2 гр. грамматическое зад.
текст
Перрон
Состав слова (23 часов)
1
Однокоренные слова. Корень.
Научить подбирать группы родственных слов и выделять корень.
Урок изучения новых знаний
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2 гр. подбор однокоренных слов, используя разные части речи.
Учебник
Таблица
2
Приставка.
Упражнять в образовании слов при помощи приставок.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2гр. запиши слова по образцу, выдели приставку.
Таблица
3
Суффикс.
Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2 гр. образуй слова с помощью суффиксов, работа с правилом.
Учебник
Таблица
Мужчина
4
Окончание.
Вырабатывать умение выделять окончание, изменяя форму слова.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1 гр. разбор слова по составу.
2 гр. спиши, выдели в словах окончание.
Учебник
Таблица
Женщина
5
Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упр.
Урок закрепления и повторения
Самостоятельная работа
1-2 гр. заполни таблицу по образцу.
Таблица
Учебник Словарь
Семена
6
Правописание безударных гласных в корне слова.
Вырабатывать умение проверять написание безударных гласных путём изменения формы слова. Учить подбирать группы родственных слов.
Комбинированный
Частично-поисковый метод
1 гр. работа с правилом, дополни вывод.
2 гр. образование группы однокоренных слов.
Учебник
7
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2гр. работа по карточкам
Карточки
8
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Вырабатывать умение проверять написание звонких и глухих согласных путём изменения формы слова
Комбинированный
Проблемный метод
1-2 гр. заменить выделенные слова противоположными по значению.
Учебник Словарь
Сейчас, теперь
9
Деловое письмо.
Письмо.
Формирование навыков чёткого, правильного, достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Урок развития речи.
Объяснительно-иллюстративный метод
Практический
1-2гр. составление текста в виде письма по плану и его запись.
Учебник
Образец деловой бумаги
письмо
10
Непроизносимые согласные в корне слова.
Вырабатывать умение проверять непроизносимые согласные путём изменения формы слова
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1 гр. написать проверочные слова путём изменения формы слова.
Учебник
11
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Объяснительно-иллюстративный метод
Самостоятельная работа
1-2гр. работа по карточкам
Карточки
Учебник
12
Приставка и предлог.
Учить различать приставку и предлог
Урок изучения новых знаний
Проблемный метод
1 гр. письмо по памяти, выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
2 гр. составить и записать предложения по иллюстрации и вопросам
Учебник
Словарь
Середина
13
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод.
1-2 гр. выделить приставки, подчеркнуть предлоги.
Учебник
14
Упражнения на закрепление.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Объяснительно-иллюстративный метод
Самостоятельная работа
1гр.запиши словосочетания, раскрывая скобки.
2гр.выделить в словах приставки.
Учебник
15
Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок.
Различие постановки ъ и ь в словах.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. составить словосочетания и записать их.
Таблица
Учебник
16
Правописание приставок с буквой: а, о, е.
Познакомить с правописанием приставок с буквой: а, о, е.
Урок изучения новых знаний
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. слова из скобок заменить родственными словами с приставками.
2гр. списать, вставить пропущенные приставки.
Таблица
Словарь
Учебник
Договор
17
Правописание приставок с буквой е, и приставки на согласную.
Познакомить с приставками, и выработать навык и правильного письма на буквы и, е
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр письмо по памяти.
2гр. выделение приставок в словах.
Таблица
Выкройка
18
Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Объяснительно-иллюстративный метод
Самостоятельная работа
1-2гр.запиши словосочетания, раскрывая скобки.
Учебник
19
Контрольные вопросы и задания.
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматическое задание по вариантам.
Тест
20
Деловое письмо. Объявление.
Упражнять учащихся в оформлении деловых бумаг.
Урок развития речи
Объяснительно-иллюстративный метод
Практический
1 гр. написать объявление, используя план.
2 гр. выделить в объявлении части по плану.
Образец объявления
Учебник
21
Упражнения на закрепление.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
карточки
22
Контрольный диктант за I четверть.
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки ЗУН
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
23
Работа над ошибками. Словарный диктант.
Анализ общих орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. Работа с тестами по вариантам.
Таблица
Учебник
Словарь
Итого: 34 часа
II четверть
Части речи. Имя существительное.
Дата
Тема урока
Цели (задачи) урока (дидактические)
Тип (вид) урока
Методы и приемы
Работа по группам
Оборудование, дидактический материал
Словарь
1
Части речи.
Формировать умение выделять части речи в группе родственных слов.
Изучение новых знаний
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. выделять части речи в группе родственных слов.
Таблица
Учебник
Словарь
Богатство
2
Имя Существительное. Грамматические признаки.
Формировать умение определять основные грамматические признаки существительного.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. Выпиши сущ., укажи грамматические признаки.
Таблица
Учебник
Словарь
Добыча
3
Имена собственные.
Формировать умение определять в тексте имена собственные.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр.Спиши, вставляя пропущенные имена собственные.
Учебник
4
Правописание имен существительных шипящей на конце.
Формировать умение различать существительные ж.р. и м.р. с шипящей на конце.
Комбинированный
Проблемный метод
1 гр. работа с правилом, дополни вывод.
2 гр. выполнить задание по образцу.
Таблица
учебник
5
Изменение существительных по падежам.
Повторить правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. от выделенных слов поставить вопрос к существительному, определит падеж.
Таблица
учебник
6
Три склонения имен существительных
Формировать умение определять склонение существительного по роду и окончанию И.п.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. распределение существительных в три столбика по склонениям.
Таблица
Учебник
Словарь
Смородина
7
Правописание безударных падежных окончаний сущ.
1 скл. в Р.п, Дп, Пп.
Учить проверять безударные падежные окончания существительных.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. выделение существительных 1 скл. в Р.п, Д.п, П.п в предложении.
Таблица
Учебник
8
Правописание падежных окончаний существительных
2 скл. в Т.п, П.п.
Заучить падежные вопросы и окончания существительных 2 скл. Т.п, П.п.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. выписать из текста существительные 2 скл. Т.п, П.п.
Таблица
Учебник
9
Правописание падежных окончаний сущ. 3 скл. Р.п., Д.п., П.п.
Заучить падежные вопросы и окончания существительных 3 скл. Р.п., Д.п, П.п.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. определение падежей в текст по таблице.
Таблица
Учебник
Словарь
Медаль
10
Упражнения на закрепление.
Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Объяснительно-иллюстративный метод
Самостоятельная работа
1-2гр. Работа по карточкам
Таблица
Учебник
11
Изложение текста по опорным словам. (упр.152)
Формирование навыков связной письменной речи. Развитие
Урок развития речи.
Практический
1-2гр. написать текст по опорным словам.
Текст
Лиственница
12
Контрольные вопросы и задания.
Тест.
Обобщение и систематизация материала.
Урок закрепления повторения
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Тест
13
Склонение имен существительных во множественном числе И. п. В.п.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только во множественном числе.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. выписать сущ. мн.ч. И.п.
Таблица
Учебник
Словарь
Директор
14
Склонение имен существительных во множественном числе в Д.п.
Формировать умение ставить падежные вопросы и определять окончания существительных мн.ч. в Д.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. определить падеж выделенных существительных
Таблица
Учебник
словарь
Инженер
15
Склонение имен существительных во множественном числе Т.п.
Формировать умение ставить вопросы и выделять окончания сущ. мн.ч. в Т.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. постановка существительных в Т. п., постановка вопросов и выделение окончаний.
Таблица
Учебник
16
Склонение имен существительных во множественном числе П.п
Формировать умение ставить вопросы и выделять окончания сущ. мн.ч. в П.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. постановка существительных в П.п., постановка вопросов выделение окончаний.
Таблица
Учебник
Словарь
Сметана
17
Склонение имен существительных во множественном числе Р.п.
Формировать умение выделять окончания существительных мн.ч. в Р.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. нахождение в тексте существительных Р.п.
Таблица
Учебник
Словарь
Печенье
18
Склонение имен существительных во множественном числе Р.п. после шипящих.
Заучить падежные вопросы и окончания существительных мн.ч. в Р.п. после шипящих.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. постановка существительных в Р.п., постановка вопросов выделение окончаний.
Таблица
Учебник
Словарь
Кефир
19
Упражнения на закрепление.
Закрепить правописание падежных окончаний сущ..мн.ч.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Таблица
Учебник
Словарь
Шоколад
20
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок проверки ЗУН
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Таблица
Учебник
Депутат
Председатель
21
Изложение текста по плану.
Формирование навыков связной письменной речи. Развитие
Урок развития речи.
Практический
1-2гр. Записать текст по плану.
Текст
22
Диктант
«Имя существительное»
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки ЗУН
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
23
Работа над ошибками. Словарный диктант.
Анализ общих для класса орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. Работа с тестами по вариантам.
Карточки
Словарь
Имя прилагательное
1
Имя прилагательное. Понятие.
Знакомство с понятием. Значение имени прилагательного в речи.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. Выделение прилагательных в тексте
2гр. постановка вопросов к прилагательному.
Словарь
Учебник
Командир
2
Роль имен прилагательных в предложении
Показать роль прилагательного в речи.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. Работа по карточкам
2гр. синтаксический разбор предложений.
Таблица
Словарь
Рапорт
3
Изменение имён прилагательных по родам.
Формировать умение определять род прилаг. по вопросам и окончаниям.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр.выпиши словосочетания в 2 столбика. Укажи род прилагательных.
Таблица
Словарь
Учебник
4
Изменение имён прилагательных мужского рода.
Формировать умение определять род прилаг. по вопросам и окончаниям.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. выписать из текста прилагательные мужского рода.
Таблица
Словарь
Учебник
Океан
5
Изменение имён прилагательных женского рода.
Научить определять род прилагательных по вопросам и окончаниям
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. Выделение окончаний у прилагательных ж.р.
Учебник
Таблица
6
Контрольный диктант за II четверть.
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки ЗУН
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
7
Работа над ошибками. Словарный диктант.
Анализ общих для класса орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Объяснительно-иллюстративный метод
Практический приём
1-2 гр. Работа с тестами по вариантам.
Карточки
Словарь
8
Изменение имён прилагательных среднего рода.
Научить определять род прилагательных по вопросам и окончаниям
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. Выделение окончаний у прилагательных ср.р.
Таблица
Словарь
Учебник
Шоссе
Итого: 31 час
Дата
Тема урока
Цели (задачи) урока (дидактические)
Тип (вид) урока
Методы и приемы
Работа по группам
Оборудование
Словарь
III-четверть
Имя прилагательное
1
Изложение по плану «Куликовская битва»
Формирование навыков связной письменной речи. Развитие
Урок развития речи.
Практический
1гр. Записать текст по плану.
2гр. Вставить пропущенные слова.
Текст
2
Изменение имен прилагательных по числам.
Формировать умение определять число имен прилагательных.
Урок изучения нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. записать словосочетания в два столбика (ед.ч, мн.ч.)
3
Склонение прилагательных по числам, мн. число.
Заучить вопросы и окончания прилагательных множественного числа.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. проверь окончание прилагательного мн. ч.
2 гр. выдели окончания прилаг. мн.ч.
Учебник
Таблица
4
Склонение прилагательных по числам, ед. число.
Заучить вопросы и окончания прилагательных единственного числа.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. проверь окончание прилагательного ед ч.
2 гр. выдели окончания прилаг. ед.ч.
Таблица
Словарь
Учебник
Сосед
5
Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
6
Контрольные вопросы и задания. Тест.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Тест
7
Диктант «Изменение имен прилагательных по родам»
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
8
Склонение прилагательных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. выучить падежные вопросы к прилагательным, сравни окончание вопросов и окончания прилагательных
Таблица
Учебник
9
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2гр. выучить падежные вопросы к прилагательным, сравни окончание вопросов и окончания прилагательных
Таблица
Учебник
Словарь
Мавзолей
10
И.п. и В.п падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных в И. п., и В.п. мужского и среднего рода.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. указать род и падеж выделенных прилаг.
2гр. вставить пропущенные окончания прилаг. И.п. и В.п.
Таблица
Учебник
Словарь
Трибуна
11
Р.п. имён прилагательных мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в Р. п. мужского и среднего рода
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. выписать прилагательные Р.п. из текста.
2гр. вставить окончания прилагательных Р.п.
Учебник
Таблица
Словарь
Прекрасный
12
Р.п. имён прилагательных мужского и среднего рода.
Закрепить падежные вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.
Комбинированный
Практический
1гр. выписать прилагательные Р.п. из текста
2гр. вставить окончания Р.п.
Учебник
13
Изложение
«Дятел»
№ 258
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2гр. написание изложения по плану.
Иллюстрации
14
Работа над ошибками.
Д.п. имён прилаг. мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода в Д.п.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. поставь данные словосочетания в Д.п.
2гр. выделить окончания прилагательных в Д.п.
Таблица
Учебник
Словарь
Календарь
15
Деловое письмо. «Письмо» № 267
Упражнять учащихся в оформлении деловых бумаг.
Урок раз. речи
Объяснительно-иллюс
1-2 гр. написать письмо по плану
Образец
16
Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. опираясь на текст, опиши берёзу, используя прилагательные.
2 гр. спиши, словосочетания из скобок ставь в Т.п.
Таблица
Словарь
Учебник
Интересный
17
Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.
Комбинированный
Частично-поисковый
1гр. письмо по памяти
2гр. измени предложения так, чтобы словосочетания стояли в Т.п.
Таблица
Учебник
18
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода в П.п.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. работа с пословицами, выдели падежные окончания прилагательных.
2 гр. допиши окончания прилагательных, проверяя их вопросами.
Таблица
Словарь
Учебник
Апельсин
19
Безударные окончания у имён прилагательных в П.п. мужского и среднего рода после шипящих.
Выучить падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода в П.п. после шипящих.
Урок изучения нового
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. допиши окончания прилагательных, опираясь на вопрос.
2 гр. спиши. Раскрывая скобки, проверь безударные окончания прилагательных.
Таблица
Словарь
Учебник
Мандарин
20
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
Агроном
21
Деловое письмо.
Заметка в стенгазету. № 296
Упражнять учащихся в оформлении деловых бумаг.
Урок развития речи
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. записать по плану заметку в стенгазету
Образец
Словарь
Стенгазета
22
Сочинение -описание
«Дворец Снежной королевы».
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1гр. опиши эпизод с помощью вопросов.
Иллюстрация к сказке «Снежная королева»
23
Склонение имен прилагательных женского рода.
Формировать умение склонять имена прилаг.ж.р.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. укажи падежи выделенных существительных и прилагательных.
2 гр. поставь в скобках вопросы, определи падеж.
Таблица
Учебник
24
Р.п., Д.п., и П.п падежи имен прилагательных женского рода.
Выучить падежные вопросы и окончания имён прилагательных женского рода в Р.п, Т.п. и П.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. запиши словосочетания по падежам.
2гр. допиши окончания прилагательных женского рода.
Таблица
Учебник
Словарь
Оборона
25
Прилагательные женского рода в безударных окончаниях после шипящих.
Закрепить падежные безударные окончания прилагательны ж.р. после шипящих.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр вставь безударные окончания женского рода.
2гр. допиши окончания прилагательных женского рода после шипящих.
Таблица
Учебник
Словарь
Гербарий
Храм
26
Изложение текста по плану.
Упр. 315
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. написать изложение по плану
Текст
27
Винительный падеж имен прилагательных женского рода.
Выучить падежные вопросы и окончания имён прилагательных женского рода В.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. проверить по вопросам окончания прилагательных.
2 гр. определи падеж прилагательных.
Учебник
28
Упражнения на закрепление.
Формировать умение склонять прилаг.
Комбинированный
Практический
1-2 гр. вставить падежные окончания приллаг.
Учебник
29
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
Словарь
Сервиз
30
Изложение
«Карлуха»
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2гр. написание изложения по плану.
Иллюстрации
31
Диктант по теме: «Склонение имён прилагательных»
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Самостоятельная работа
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
32
Работа над ошибками. Словарный диктант
Анализ общих для класса орфографических, грамматических и пунктуационных, речевых ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Объяснительно-иллюстративный метод
Практический приём
1-2 гр. коллективная работа над ошибками.
Карточки
Учебник
33
Контрольные вопросы и задания, тесты.
Проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
Контрольный урок
Самостоятельная работа
1-2 гр. задания по вариантам
Тест
34
Творческая работа.
Стр. 203 упр. 344
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Март»
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. прочитай описание картины, выбирая из скобок более точные прилагательные. Запиши текст.
Репродукция картины
И.Левитана «Март»
35
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных множественного числа.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. записать вопрос к прилагательному, определить падеж и число.
2гр. дописать окончания.
Учебник
36
Родительные и предложные падежи.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных множественного числа Р.п. и П.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. выпиши словосочетания в два столбика.
2 гр. работа с правилом, дополни вывод, вставь окончания прилагательных
37
Дательный и творительный падежи.
Выучить падежные вопросы и окончания прилагательных множественного числа в Д.п. и Т.п.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1гр. работа с деформированным текстом.
2 гр. спиши, словосочетания в скобках ставь в нужном падеже.
Учебник
Словарь
Космонавт
38
Упражнения на закрепление.
Повторить и закрепить изученный материал в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления изученного
Самостоятельная работа
1гр. работа с деформированным текстом
2 гр. вставь безударные окончания прилагательных
Учебник
Карточки
39
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
40
Контрольный диктант за 3 четверть
Проверка ЗУН учащихся.
Урок проверки и коррекции знаний и умений.
Практический
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
Текст
41
Работа над ошибками. Словарный диктант.
Анализ общих для класса орфографических, грамматических и пунктуационных, речевых ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. коллективная работа над ошибками.
Карточки
Учебник
Итого: 41 час
№
Дата
Тема урока
Цели (задачи) урока (дидактические)
Тип (вид) урока
Методы и приемы
Работа по группам
Оборудование
словарь
IV четверть
Имя прилагательное
1
Творческая работа.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. записать текст. Согласовать сущ. в роде, числе и падеже.
Репродукция картины В. Васнецова
Графит
2
Изложение.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2гр. написание изложения по плану.
Учебник
Словарь
Предложение – 20 часов
1
Однородные члены предложения.
Развивать умение распознавать однородные члены предложения.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстр.
1-2 гр. спиши, соблюдай знаки препинания, проверяй по схемам.
Учебник
Словарь
Схемы
Балкон
2
Знаки препинания при однородных членах с союзом и.
Формировать умение постановки знаков препинания при однородных членах с союзами и.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. опираясь на схемы, поставь запятые между однородными членами.
Схема
Учебник
Словарь
Материя
3
Знаки препинания при однородных членах с союзами а, но.
Формировать умение постановки знаков препинания при однородных членах с союзами а, но.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстр.
1-2 гр. подчеркни союзы. Ставь знаки препинания.
Схема
Учебник
Словарь
Вытачка
4
Знаки препинания между однородными членами перед одиночными союзами.
Формировать умение постановки знаков препинания при однородных членах.
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный метод
Практический приём
1-2 гр. работа с пословицами, выбери подходящие по смыслу союзы.
Схема
Учебник
5
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала.
Урок закрепления полученных знаний.
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
6
Изложение.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. выписать из предложений однородные члены, перескажи текст, опираясь на запись. Пересказ запиши.
Репродукция картины Б.Кустодиева
Ярмарка
7
Упражнения на закрепление.
Повторение и закрепление изученного.
Урок повторения
Практический приём
1-2 гр. работа по вариантам
Карточки
Учебник
8
Творческая работа.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. записать описание воробья по плану.
иллюстрации
9
Сложное предложение.
Дать понятие сложное предложение.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. в сложном предложении определи границы простого предложения.
Учебник Схемы
Словарь
Фонтан
10
Изложение.
«Как медведь сам себя напугал»
По Н.Сладкову)
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. записать пересказ по плану.
Текст
11
Сложное предложение с союзом и, а, но и без них.
Выработать умение постановки знаков препинания в сложном предложениях с союзом и, а, но и без них.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. соедини простые предложения в сложные с помощью союзов.
2 гр. допиши сложные предложения, подбирая по смыслу вторую часть.
Учебник
Схемы
12
Сложное предложение с союзом и, а, но и без них.
Выработать умение постановки знаков препинания в сложном предложениях с союзом и, а, но и без них.
Комбинированный урок
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. соедини простые предложения в сложные с помощью союзов.
2 гр. допиши сложные предложения, подбирая по смыслу вторую часть.
Учебник
Схемы
13
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
Обобщение и систематизация материала.
Урок закрепления и повторения
Самостоятельная работа
1-2 гр. работа по вариантам.
Учебник
Карточки
14
Обращение.
Дать понятие обращение.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1-2 гр. спиши, подчеркни слова, которые указывают, к кому обращена речь.
Учебник
Словарь
Схема
пожалуйста
15
Знаки препинания при обращении.
Показать на схеме знаки препинания при обращении.
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный метод
1 гр. допиши предложения, подчеркни в тексте слова-обращения.
2гр. подчеркни в тексте слова-обращения.
Схема
учебник
16
Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа.
Повторить и закрепить изученный материал.
Урок закрепления
Самостоятельная работа
1-2 гр. допиши предложения, подчеркни в тексте слова-обращения.
Учебник
Схемы
17
Деловое письмо. «Письмо».
Упражнять учащихся в оформлении деловых бумаг.
Урок развития речи
Объяснительно-иллюстративный мет.
1 гр. составь по плану и запиши текс в виде письма.
2 гр. подчеркни в тексте слова-обращения.
Образец
18
Контрольные вопросы и задания.
Проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
Контрольный урок
Самостоятельная работа
1-2 гр. задания по вариантам
Тест
19
Диктант по теме: «Предложение»
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки ЗУН
Практический
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
текст
20
Работа над ошибками.
Словарный диктант.
Анализ общих для класса орфографических, грамматических и пунктуационных, речевых ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Практический приём
1-2 гр. коллективная работа над ошибками.
Карточки
Учебник
Повторение
1
Правописание безударных гласных в корне слова.
Закрепление знаний, умений, навыков по теме.
Комбинированный
Проблемный метод
1-2 гр. подчеркни знакомые орфограммы.
Учебник
Карточки
2
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Закрепление знаний, умений, навыков по теме.
Комбинированный
Проблемный метод
1 гр. спиши, вставь пропущенные буквы в корне слова.
Учебник
карточки
3
Склонение имён существительных в единственном и во множественном числе.
Закрепить правописание имен сущ. в ед.ч. и мн.ч.
Комбинированный
Частично-поисковый
1-2 гр. проверь правописание окончаний существительных.
Учебник
Карточки
4
Склонение имён прилагательных в ед. и во мн. числе.
Закрепление знаний, умений, навыков по теме.
Урок повторения
Практический
1-2гр. проверь правописание окончаний прилагательных.
Учебник
Карточки
5
Изложение по вопросам.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. записать пересказ по вопросам.
Текст
6
Простое и сложное предложение.
Повторить постановку знаков препинания в предложениях.
Комбинированный
Практический
1-2 гр. соедини простые предложения в сложные с помощью союзов.
Таблица
7
Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Повторить и закрепить изученный материал.
Урок закрепления и повторения
Самостоятельная работа
1 гр. работа с предложением, подчеркни главные и второстепенные
члены предложения.
Учебник
Схемы
8
Контрольный диктант за год.
Проверка знаний учащихся.
Урок проверки ЗУН
Практический
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
Текст
9
Работа над ошибками.
Словарный диктант.
Анализ общих орфографических, грамматических и пунктуационных, речевых ошибок.
Урок исправления и анализа ошибок.
Практический
1-2 гр. коллективная работа над ошибками.
Карточки
10
Изложение.
Формирование навыков связной письменной и устной речи.
Урок развития речи
Практический
1-2 гр. написать изложение по плану.
Иллюстрация
11
Упражнения на закрепление. Словарный диктант.
Повторить и закрепить изученный материал.
Урок закрепления
Практический
1-2 гр. коллективная работа над ошибками.
Учебник
12
Повторение изученного за год.
Повторить и закрепить изученный материал.
Повторительно-обобщающий урок
Практический
1-2 гр. грамматические задания по вариантам.
Карточки
Итого: 34 часа
Итого за год: 140 часов
Учебно-методический комплекс по русскому языку, 6 класс.
Учебная программа
Учебник
Методический материал
Дидактический материал
Дополнительная литература.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида
5 – 9 классы
Москва, «Просвещение» 2010
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская
Русский язык 6 класс
Для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
М. «Просвещение» 2016
1) Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М., 2000
2) Бакулина Г.А.
«Комплексное интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка» часть вторая – Киров 1998.
3) Гараева Я.Ш «Поурочные разработки по русскому языку 5 класс» М. 2004
5) Матвеева А.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку» М., 1997.
6) Соловейчук М.В. «Олимпиады и интеллектуальные игры» - М.2000
1. Александров А.М.
«Дидактический материал по русскому языку, 4 класс». М., 1981.
2. Бетенькова Н.М, Фомин Д.С.
«Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку» М 1995.
3. Журжина Ш.В., Костромина Н..Д.
«Дидактический материал по русскому языку». М, 1989.
4. Круглова Ю.Г.
«Русские народные загадки, пословицы и поговорки» М., 1990
1. Ожегов С.И. «Толковый словарь». М.1999.
2. Узорова О.В., Нефедова Е. А. «Справочное пособи по русскому языку» М.2000.