Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Значение гражданского образования в школьном образовании.
Цель и задачи рабочей программы.
Основания к выбору содержания рабочей программы (УМК).
Организация общеобразовательного процесса (график прохождения материала).
Требования к уровню подготовки учащихся по классам и выпускников.
Содержание обучения (тематические блоки с указанием количества часов).
Система оценивания.
Поурочное тематическое планирование.
Литература.
Пояснительная записка
Курс создает условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Основой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентации. Курс гражданского образования является пропедевтическим, он создает базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе.
Цель гражданского образования в начальной школе создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
З а д а ч и к у р с а
Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей.
Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения.
Формирование правовой культуры.
Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности.
Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
Развитие образного и логического мышления.
Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя.
Организация общеобразовательного процесса
В неделю – 1 час, 34 недели – 34 часа в год
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников
общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.
Содержание обучения
Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
-я четверть. Дом, в котором мы живем. 9 часов
-я четверть. В путешествие по миру. 7 часов
-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. 10 часов
-я четверть. Я и моя семья. 8 часов
Система оценивания
Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).
Литература
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Кораблик». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр
«Педагогические технологии», 2012.
Поурочное тематическое планированиепо курсу «Гражданское образование» 2 класс
I четверть. Дом, в котором мы живем
1.
Земля общий дом для всех людей
2 ч.
2.
Отечество. Наша Родина Россия
2 ч.
3.
Москва столица нашей Родины.
1 ч.
4.
Санкт-Петербург
1 ч.
5.
Нижний Новгород
1 ч.
6.
Нижегородская ярмарка
1 ч.
7.
Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник
1 ч.
Итого
9 ч.
II четверть. В путешествие по миру
1.
Шар земной именуется миром
1 ч.
2.
Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки
2 ч.
3.
Хождение за три моря. Индия
1 ч.
4.
Кругосветное путешествие
1 ч.
5.
По новогодней карте
1 ч.
6.
Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник
1 ч.
Итого
7 ч.
III четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
1.
По неведомым дорожкам
1 ч.
2.
В суровом северном краю
2 ч.
3.
Секреты старого замка
2 ч.
4.
Под жарким солнцем Черной Африки
2.ч.
5.
Там, где восходит солнце
2 ч.
6.
Сказочное путешествие. Обобщающий урок-праздник
1 ч.
Итого
10 ч.
IV четверть. Я и моя семья
1
Из дальних странствий возвратясь
1 ч.
2
Мир семьи
2 ч.
3
Я и мое имя
2 ч.
4
Свет мой, зеркальце, скажи
2 ч.
5
Вместе дружная семья. Обобщающий урок-праздник
1 ч.
Итого
8 ч.
Рисунок 015