План-конспект бинарного урока на тему: Виртуальная экскурсия на швейную фабрику (8 класс)
Урок в трудовой группе 8 класса
Муниципального бюджетного специального
(коррекционного) образовательного учреждения
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа № 54 VIII вида г. Перми
26.04.2016 год
Тема. «Виртуальная экскурсия на швейную фабрику»
учитель швейного дела А.Г. Косенко
Бинарный урок – швейное дело и история.
Тип урока: изучение, расширение и систематизация новых знаний.
Цель урока: расширение знаний учащихся об организации процесса изготовления швейных изделий в основных цехах на швейной фабрике, через ознакомление с современным массовым производством и историей развития швейного оборудования.
Задачи урока:
Расширить представление об организации процесса изготовления швейных изделий в основных цехах на современной швейной фабрике.
Расширить представление об организации процесса изготовления швейных изделий, через ознакомление с историей возникновения швейного оборудования.
Развивать навыки устной речи, через умение давать развёрнутые ответы на вопросы.
Развивать мировоззрение учащихся, обогащать их словарный запас, через ознакомление с новыми понятиями, словами, использование минисообщений.
Побуждать учащихся к активной работе на уроке, воспитывать умение выступать перед публикой, преодолевать страх, стеснение.
Ход урока.
1. Организационная часть-2 мин.
1.1. Приветствие учащихся.
- Доброе утро. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня наш урок проходит в необычной обстановке, на нём присутствуют гости. Чтобы урок прошел успешно, для этого нам понадобится доброжелательность, умение слушать друг друга, запоминать нужную информацию, активно работать в течение всего урока.
2. Вводная часть-8 мин.
2.1. Актуализация знаний.
- На сегодня вам было дано домашнее задание. Проверим, как вы справились с ним.
Слайд
Вопрос. Что изготавливают на швейных предприятиях?
Слайд (ответ – на швейных предприятиях изготавливают швейные изделия)
Слайд
Вопрос. Назовите предприятия, на которых изготавливают швейные изделия?
Слайд (ответ – швейные изделия изготавливают на швейных фабриках, в ателье, в швейных мастерских)
Слайд
Вопрос. На каком из этих предприятий выпускают большое количество однотипных изделий?
Слайд (ответ – большое количество однотипных изделий выпускают на швейной фабрике)
Знаете ли вы, как появилось швейное оборудование, и были ли вы когда-нибудь на современной швейной фабрике? Сегодня вам будет предложено побывать на современном швейном производстве, а так же узнать, как появилось первое швейное оборудование.
2.2. Сообщение темы и цели урока.
Слайд
Откройте дневники по труду и запишите тему урока:
«Виртуальная экскурсия на швейную фабрику».
Слайд
Цель нашего урока:
1. узнать историю возникновения швейного оборудования;
2. расширить свои знания о процессе изготовления швейных изделий на современном производстве.
3.Основная часть – 20 мин.
Каждый человек хочет «быть одетым» и не просто одетым, а одетым красиво. Решить эту проблему, призвана швейная промышленность. На современных швейных предприятиях выпускается весь ассортимент изделий для всех групп населения и всех возрастов. Количество всех видов изделий трудно перечислить.
Вопрос. Назовите виды швейных изделий, которые выпускают на современных швейных предприятиях?
Слайд (брюки, платья, пальто, плащи, постельное бельё, рабочая одежда)
Слайд
В последние годы швейная промышленность увеличила объём продукции, существенно улучшила качество изделий и обновила ассортимент. В отрасли действуют более 10 тысяч предприятий. А как же раньше изготавливали изделия, какое оборудование использовали.
Исторический блок.
Прежде, чем мы познакомимся с историей создания основного оборудования для пошива изделий - швейной машины, хотелось бы узнать, что такое в вашем понимании «швейная машина» и для чего она служит?
Слайд (швейная машина — техническое устройство для соединения и отделки материалов методом шитья;
швейная машина служит для соединения деталей из ткани при пошиве различных изделий).
Сообщение Дунявиной Любы. О том, как раньше люди изготавливали одежду, нам расскажет Дунявина Люба.
«Люди шили с древнейших времен, используя в своей работе, скорее шило, чем иглу. Несколько позже был придуман крючок, а затем собственно и игла с ушком.
Слайд
Человек научился довольно давно использовать в быту шкуры животных,
Слайд
обрабатывать лён и хлопок,
Слайд
из шерсти животных получать нитку, ткать полотно.
Слайд
Изготовление одежды существовало как кустарное (ручное) производство, где все операции выполнялись одним мастером – портным. Соединять детали из шкур, кожи, ткани приходилось вручную. Это было очень сложным и трудным делом, поэтому появилась идея механизировать процесс шитья».
Я: «Многие люди пытались создать швейную машину,
Слайд
но все изобретения имели свои недостатки (для стачивания тяжелых тканей; применялась в основном для шитья парусов для флота; была предназначена для выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для украшения одежды, столового и постельного белья).
Слайд
Слайд
И вот в середине XIX века, усилиями Исаака Зингера, швейная машина была доведена до практически современного вида с челночным стежком».
Сообщение Останиной Оксаны. Как же происходило развитие производства швейных машин, мы узнаем от Останиной Оксаны.
«В конце XIX века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время. Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века пользовались популярностью швейные машины фирмы «Зингер».
Слайд
Сообщение Чесноковой Вероники. О выпуске швейного оборудования в России знает Чеснокова Вероника. Послушаем её.
«В это же время возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на город Подольск.
Слайд
В сентябре 1900 года компания «Зингер» приобрела здесь землю, на которой был построен завод по выпуску швейных машин.
К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин, продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук».
Слайд
Современная швейная фабрика – это соединение различных служб: производственные цеха, вспомогательные службы, органы управления, складское хозяйство.
Вопрос. Как вы думаете, где занимаются непосредственно изготовлением швейных изделий?
Ответ. Изготовлением швейных изделий занимаются в производственных цехах.
Вопрос. Назовите цеха швейной фабрики.
Слайд
Теперь рассмотрим работу каждого цеха.
Слайд
Экспериментальный цех. Чем занимаются работники экспериментального цеха?
Слайд
Слайд
В настоящее время внедряются компьютерные и автоматизированные системы, которые позволяют видеть трёхмерное (объёмное) изображение моделей одежды, вносить изменения, подбирать расцветки тканей.
Слайд
Сообщение Ерёминой Тани. О том, где же раньше брали выкройки, нам поведает Ерёмина Таня.
Бумажные выкройки в современном понимании этого слова появились в странах Европы и в России только в XIX в. и долгое время оставались редкостью.
Слайд
Достать их было нелегко. В России выкройку можно было либо заказать у профессиональной модистки, либо скопировать с нарядов, которые великосветские дамы выписывали из западноевропейских столиц.
Подготовительный цех. Чем занимаются работники подготовительного цеха?
Слайд
Слайд
Ткани проверяют на промерочно-разбраковочных машинах, которые сами определяют размеры кусков ткани, ткацкие пороки.
Слайд
В прошлом столетии подготовка ткани к раскрою проходила вручную.
Раскройный цех. Какую работу выполняют в раскройном цехе?
Слайд
Слайд
Настилание тканей выполняют с помощью настилочных машин. Высота настила зависит от толщины тканей, количество слоёв может быть от 10 до 200 в настиле.
Вопрос. Как вы думаете, раскрой это трудная операция?
Раскрой выполняют электрическими машинами с прямым или дисковым ножом. Настил рассекают сначала на крупные участки, а затем окончательно выкраивают детали по контурам.
Слайд
Сто лет назад портной раскраивал ткань вручную.
Швейный цех. Какую работу выполняют в швейном цехе?
Слайд
Слайд
Швеи работают на современных швейных машинах с программным управлением, на швейных машинах полуавтоматах и автоматах. В швейном цехе отдельные детали и изделия перемещаются по конвейеру.
Слайд
Раньше процесс шитья также проходил вручную.
Отделочный цех. Расскажите о работе отделочного цеха.
Слайд
Слайд
Для повышения качества внешнего вида готовых изделий используют спецоборудование – утюги с парогенераторами, прессы, паровоздушные манекены.
Слайд
А раньше тепловая обработка проходила вручную, чугунным утюгом с углями.
Таким образом, мы узнали, как выглядит работа современного швейного производства, которое прошло большой и сложный путь: от ручной иглы, чугунного утюга, работавшего на углях, примитивных ножниц до промышленных машин, современных утюжильных систем, и другого оборудования.
4.Закрепление материала-5 мин.
Проверим, как вы запомнили материал урока. Вам предлагается тестовое задание. На работу 3 минуты.
1. Машину какого вида стежка довёл до современного вида Исаак Зингер?
А) цепного стежка;
Б) челночного стежка.
2. В каком веке швейная машина была доведена практически до современного вида?
А) XIX век;(19 век)
Б) XX век;(20 век)
3. В каком российском городе был открыт первый завод по производству швейных машин?
А) Москва;
Б) Подольск.
4. Где на швейной фабрике занимаются непосредственно изготовлением одежды?
А) производственные цеха;
Б) складское хозяйство;
5. В каком цехе разрабатывают новые модели?
А) экспериментальный цех;
Б) раскройный цех;
6. В каком цехе проверяют качество тканей?
А) подготовительный цех;
Б) швейный цех;
7. В каком цехе выполняют настилание тканей и раскрой деталей изделия?
А) подготовительный цех;
Б) раскройный цех;
Проверим, как вы справились с тестовым заданием. Правильные ответы вы видите на слайде, если ваш ответ совпадает, то ставите плюс, если нет, то минус.
5.Подведение итогов урока-3 мин.
1. О чём говорили на уроке?
2. Что вы запомнили из истории возникновения швейной машины?
3. С какими видами нового оборудования швейной фабрики вы ознакомились?
6. Рефлексия урока-2 мин.
А теперь хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке.
1. Понравился ли вам урок?
2. Что понравилось больше всего?
3. Что запомнилось из материала урока?