Статья «Организация работы по формированию у учащихся читательской и литературоведческой компетенций»
«Организация работы по формированию у учащихся читательской и литературоведческой компетенций».
(Слайд 1)
(Слайд 2) Цель литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
(Слайд 3)Достижение этой цели предполагает:
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Осуществить эти задачи должен учитель литературы.
(Слайд 4)Назовем предметные компетенции, которые должен формировать учитель литературы в процессе освоения учебного материала:
- умение понимать слово, текст, язык искусства- умение читать текст, адекватно понимать написанное- умение вступить в диалог- умение задать вопрос- умение определить авторскую позицию- умение сформулировать свою позицию и высказать ее- умение организовать монолог, диалог- умение использовать термины- умение определять функциональное назначение художественных средств
(Слайд 5)В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить наблюдения над языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Изучая народные сказки, учащиеся наблюдают, как построены произведения, в чем их художественное своеобразие, вводится понятие о жанрах фольклора. Такие виды работ, как словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок способствуют формированию читательской и литературоведческой компетенций.
Изучая в 5 классе литературную сказку Андерсена «Снежная королева», ученик наблюдает за тем, как в портретных характеристиках выражено авторское отношение к героям. Ребята учатся работать на уроках литературы с карандашом, отмечая, подчеркивая в тексте те детали портрета героя, в которых выражено авторское отношение. Работу с карандашом на уроках литературы провожу в системе и в дальнейшем.
(Слайд 6) На формирование читательскиой и литературоведческой компетенций направлено задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, я контролирую качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием работы использую и в дальнейшем, в 6-7 классах. Важна словарная работа на уроках и дома. Ученики составляют словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), провожу словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.
Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.д. Такие викторины провожу в 6 классе по роману «Дубровский», повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», повести В. Короленко «В дурном обществе», в 7 классе по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», рассказам А. Чехова, главам из повести Л. Толстого «Детство», «Отрочество», повести А. М. Горького «Детство». Особенно любят ребята самостоятельно составлять вопросы викторины, эта работа творческого характера, ведь задать интересные и разнообразные вопросы, затронув разные аспекты текста, нелегко: здесь важны и внимание к деталям, и умение выделять главное, и способность грамотно сформулировать вопрос.
(Слайд 7)В старших классах для более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния необходим анализ произведения, конспектирование, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов.
Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту. Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее, внимании в художественному слову. Проблемный вопрос на уроках литературы– важнейшее средство формирования читательской и литературоведческой компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.
(Слайд 8) Организация работы с поэтическим текстом на уроках литературы должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию. Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора и многозначностью поэтического образа. Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
Анализ стихотворения трудная форма работы на уроках литературы. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, или пространственно-временная структура, или звукопись - и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. А начинать надо с работы над выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся. Только после такой работы заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.
Обычно я так работаю над выразительным чтением.
1.Читаю стихотворения сама2.Перечитывают его ученики про себя. Выявляем непонятные слова и выражения (словарная работа).3.Определяем смысловые части, выявляем композицию текста. 4.Определяем основную интонацию при чтении каждой части. Наблюдаем над ритмом, особенностями стихотворного размера. 5.Наблюдаем над поэтическим синтаксисом, постановкой логических пауз. 6.Наблюдаем над поэтической лексикой, постановкой логических ударений. 7.Наблюдения над звукописью и выделение ее голосом. 8.Определяем способ рифмовки и смысловой роли рифмы, выделяем рифму голосом. 9. Читаем выразительно по строфам. 10.Читаем выразительно всё стихотворение. 11.Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).
Проверка чтения наизусть стихотворных текстов в классе сопровождается взаимным оцениваем ребятами проделанной работы. Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения, когда слушатели исполняют роль жюри, выставляют баллы за верно выбранный темп чтения, удачную расстановку логических ударений, пауз, интонационную выразительность, достигает цели: и исполнители, и слушатели пытаются понять, как лучше донести, выразить мысли и чувства автора стихотворения.(Слайд 9)На уроках изучения лирики эффективны такие приемы активизации мышления учащихся, как словесное рисование, создание или сопоставление музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворному тексту, стилистические эксперименты (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам, эпитетов и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф и т.д.
Квалифицированный читатель должен уметь пользоваться литературоведческими терминами, применять на практике теоретические знания. К 7 классу ребята изучили пять стихотворных размеров, разные способы рифмовки, основные виды тропов. Стараюсь систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувство автора произведения? На этот главный вопрос ищем ответ вместе.
(Слайд 10)Как важно научить ребят видеть в чтении ни неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!
Этому способствует система уроков внеклассного чтения, ориентированная на соотнесение произведений классической литературы с творениями современных писателей. Ведь в диалоге поколений проясняется неразрывная связь времен, единство культуры, искусства и неизменность нравственно-этических ценностей.
Заголовок 215