УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Бескоровайная Лариса Павловна,
учитель русского языка и литературы общеобразовательной организации I – III ступеней № 54 г. Донецка
lenok28@bigmir.net
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Приоритетным направлением деятельности школы считаем освоение новых способов организации учебного процесса и современных образовательных технологий, в том числе проектно-исследовательских, как наиболее продуктивных для развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.
Ключевые слова: индивидуализация, проектная деятельность, креативная одаренность, информационно-коммуникационные технологии.
С развитием культурного сознания общества, становлением государства, сменой идеологии всё больше востребованы творчески мыслящие молодые люди. Успешная работа с одарёнными детьми должна помочь нашему молодому государству сформировать интеллектуальную элиту, обеспечить стабильность, процветание, безопасность, духовное возрождение.
На современном этапе работы школы с одарёнными детьми первостепенным является выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях образования, создание условий для развития творческой активности школьников, способствующих их жизненному и профессиональному самоопределению. Однако диагностический инструментарий выявления одарённости, к сожалению, противоречив и вызывает справедливые нарекания. Что касается обучения, мы убеждены: важно нацелить одарённого ребёнка не на получение большого объёма знаний, а на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного учебного материала. Подтверждением тому является олимпиадное движение. Но выявить всех одаренных детей таким способом невозможно. Олимпиада – это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и многое другое. Участники олимпиады, безусловно, обладают интеллектуальной одаренностью. Однако эти дети не выделяются творческими способностями. Одним из первых, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная, был американский ученый Е. П. Торренс.
Мы все больше нуждаемся в креативно одаренных детях, способных провести серьезное научное исследование: суметь сформулировать цели и задачи, определить объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, самостоятельное исследование, получить результаты и сделать выводы.
Одним из условий, которое позволяет одарённым детям погрузиться в творческий процесс обучения, является потребность в поисковой активности. А поскольку в большинстве своем они индивидуалисты и предпочитают трудиться в одиночку, в работе с ними целесообразнее всего применять технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся [1].
Учителями русского языка и литературы нашей школы с целью реализации творческого потенциала одаренного ученика чаще других используются технологии проблемного и проектного обучения. Это объяснимо: проблемные ситуации, позволяют развивать умение мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей, а проектное обучение стимулирует познавательные интересы и дает возможность получить результат своего труда [2].
Таким образом, учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся создает, с одной стороны, современную образовательную среду, с другой - является фактором развития учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся сегодня невозможна без использования информационных технологий. Умение работать с Интернет‐ресурсами позволяет извлекать главное в информации на сайтах, предложенных учителем; систематизировать полученную информацию; корректно ссылаться на использованные источники; использовать справочные издания; самостоятельно искать дополнительную информацию. При работе с творчески одарёнными учащимися мы используем ИКТ не только при организации исследовательской деятельности, но и при подготовке к дистанционным конкурсам, интеллектуальным играм, дистанционным олимпиадам. Любая дистанционная форма образования является средством выявления интересов и задатков учащихся, а также мощным толчком к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Кроме всего прочего, дистанционное обучение позволяет вывести процесс образования одарённых детей на качественно новый уровень. [3].
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся электронные учебники, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета. Данные средства информационно-коммуникационных технологий, по нашему мнению, играют большую роль в развитии одаренности детей, они обогащают традиционные формы обучения и способствуют развитию новых методик преподавания.
Однако надо понимать, что возможность применения этих технологий, форм обучения одаренных детей ограничивается готовностью и умением учителя применять их в своей практике. Безусловно, это требует подготовки учителя, свободного доступа к разнообразным источникам информации и техническим средствам [4].

Таким образом, основываясь на разработанной учеными – психологами концепции одаренности, в нашей школе выделены такие направления работы: исследовательская, проектная и использование современных информационных технологий. При работе с одаренными детьми мы руководствуемся убеждением: у всех детей независимо от уровня одаренности необходимо развивать их творческие возможности и личностные качества. Условиями оптимального развития одаренных детей, с нашей точки зрения, является наличие богатой предметно-пространственной среды; высокий уровень подготовки педагогов; создание атмосферы доброжелательности, безусловного понимания, уважения и наличие системы в работе. Отдельного рассмотрения требует проблема, связанная с созданием хорошо адаптированных специализированных учебников, программ, учитывающих индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». (А. Бебель)
Список литературы
Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования [Текст] / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. – 2002. – № 9. – С. 13-17
Полат Е.С. «Дистанционное обучение» // «Педагогические и информационные технологии в образовании», 2010.
Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология [Текст] / А.В.Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся. Сборн. Статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.