Статья«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА»
«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА»
Внеклассная работа - составная часть общего образования, сущностно -мотивированное образование, позволяющее воспитаннику приобрести устойчивую потребность в познании, творчестве, спорте и максимально реализовать себя. Ценность внеклассной работы состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Особенности воспитание суворовцев проявляются в том, что важная роль отводится эмоциональному фактору, воображению, фантазии. Приобщение суворовцев к эстетическим взглядам – задача интегрированного комплекса воспитания и образования, поэтому неотъемлемой составляющей воспитательно – образовательного процесса нашего учебного заведения являются внеклассные мероприятия эстетического цикла, которые характеризуют внеклассную работу суворовского военного училища.
Под внеклассной работой обычно понимают целенаправленно организуемую деятельность воспитанников и воспитателей, проводимую внеучебного процесса, сориентированную на развитие социальных отношений. Есть возможность систематизировать внеклассную работу, так как именно системообразующая деятельность создать образовательную среду, которая определяет воспитательный потенциал учебного заведения, его влияние на личное развитие ребёнка и эстетические взгляды суворовцев. Будучи важнейшим средством передачи всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, эстетическая среда внеклассных занятий выполняет свои специфические задачи: во – первых, она способствует созданию определённого запроса элементарных эстетических знаний и впечатлений: колористических, звуковых, пластических, без которых не могут возникнуть склонность, тяга и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении учащимся природы, о мире художественных ценностей – основа формирования широких интересов и потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех моментах жизни ведёт себя как эстетически воспитанная личность. Во – вторых , эстетическая среда способствует развитию эмоционально – чувственной сфере жизни ребёнка. В – третьих, целенаправленное воздействие средствами искусства на личность формирует умение помнить его, наслаждаться им и ,по возможности, творить в искусстве. Внеклассные занятия – это активная, творческая эстетическая среда, которая способна быть воспитывающей, создавать условия для творческого потенциала развития личности, обеспечивать удовлетворение эстетических и художественных запросов.
Внеклассная деятельность современного учебного заведения – это важная составляющая всего воспитательного процесса современного суворовского военного училища, включая в себя разные грани эстетического воспитания. Основными занятиями эстетического цикла являются экскурсии, индивидуальные музыкальные занятия, вокальное и хоровое пение, организация концертов, танцы, различного рода тематические беседы, эстетика религиозного воспитания в ходе участия в жизни православного храма, находящегося на территории суворовского военного училища – то, что может служить развитию способностей чувственно – эмоционального и рационального восприятия эстетически значимых ценностей, а так же приобретению верного и правильного суждения о музыкальных произведениях, которые развивают эстетическое чувство и вкус у воспитанников.
Воспитательная среда внеклассных мероприятий суворовского военного училища направлена на то, чтобы дать суворовцам наиболее полное воспитание и во внеурочное время. При этом надо помнить, что систематические внеклассные занятия эстетического цикла способствует формированию определённой образовательной среды, которая наполняет будничную жизнь эстетическим содержанием, прививает любовь к искусству, культуре, облагораживает быт, способствует развитию суворовцев и благотворно воздействует на весь учебно – воспитательный процесс в целом.
Сегодняшние суворовцы – это национальная элита России и её Вооружённых сил, для которых понятие «Честь», «Долг», «Родина» являются не пустым звуком, а смыслом жизни.
Теоретические основы и проблемы воспитания в СВУ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
Воспитательная работа, как составная часть образовательного процесса организуется и проводится в тесной взаимосвязи с процессом обучения с учетом социально-психологических особенностей воспитуемых, психологических факторов и условий СВУ. Важнейшим субъектом воспитательного процесса является служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), которая осуществляет психолого-педагогическую диагностику воспитывающей среды, субъектов воспитательного процесса, условий и факторов влияющих на процесс воспитания. Качественному и целенаправленному проведению воспитательной работы способствует коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая деятельность СППС. Формирование здоровой морально-психологической атмосферы в значительной части осуществляется благодаря деятельности СППС по социально-психологическому обеспечению процесса социализации, социально-педагогическому и психолого-педагогическому консультированию, просвещению всех субъектов процесса воспитания и профилактике негативных факторов.
Критерии результативности воспитательной работы:
(деловые и нравственные черты модели выпускника суворовского военного училища, весомо и зримо выделяющего выпускника училища в среде выпускников общеобразовательных школ)
1. Развитые профессионально важные личностные психологические качества, чувство собственного достоинства и ответственность как устойчивая черта характера, уверенность в себе, умение правильно и полно оценивать свои способности, профессиональные знания и недостатки, выраженное стремление продолжать усилия по самосовершенствованию в целях достижения успеха в избранной профессиональной деятельности.
2. Патриотическое отношение к Родине, своему долгу служения Отечеству, умение авторитетно и успешно вести полемику по вопросам гражданственности, истории страны, самостоятельность в суждениях и выводах по вопросам текущей политической жизни в стране и за рубежом.
3. Выраженное стремление продолжить образование в военном ВУЗе, высокая мотивация к профессиональной деятельности по защите Отечества, заинтересованное отношение к занятиям по военной подготовке, соответствие должностным характеристикам командира мотострелкового отделения, заместителя командира взвода.
4. Коммуникабельность, отзывчивость, бескорыстие, вежливость, скромность, инициативное участие в общественной жизни, органах самоуправления, умение действовать в командной работе, наличие лидерских качеств и навыков делового общения.
5. Высокая требовательность к себе в сочетании с терпимым отношением к особенностям окружающих, как основа социальной, национальной и религиозной толерантности, уважения к правам и свободам человека, умение вести себя в обществе, уважительное отношение к женщинам, детям, ветеранам, старшим.
6. Развитая познавательная активность, любознательность.
7. Уверенное знание основ законодательства Российской Федерации и требований общевоинских уставов, умение грамотно, логично, с использованием юридических аргументов оценивать события жизни и отстаивать свою позицию. Знание, понимание и бесконфликтное принятие правовых основ общественного устройства, как ценностная социальная ориентация. Осознанное следование общественным и воинским правилам поведения, уважительное отношение к воинскому укладу жизни, гордость за свою принадлежность к Вооруженным силам.
8. Креативность, способность к творческой деятельности, готовность воспринимать и умение понимать произведения искусства.
9. Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести ущерб здоровью.
10. Уважительное отношение к окружающей среде, сопереживание объектам живой природы.
Направления воспитательной работы с суворовцами:
воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, осознанной готовности служить Отечеству, преимущественно в составе Вооруженных Сил. Осмысление и широкое использование духовного наследия А.В. Суворова и других видных военачальников России;
развитие социально-личностных компетенций как внутриличностных основ формирования мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других социально и профессионально значимых качеств личности;
формирование чувства причастности и принадлежности к когорте защитников Родины, кадетскому братству, навыков взаимодействия и взаимоотношений на основе традиций войсковой дружбы и товариществ;
воинское воспитание;
эстетическое и этическое воспитание, формирование чувства прекрасного и стремления к совершенству; формирование навыков поведения в обществе;
воспитание уважительного отношения к закону, законопослушности, правового самосознания и правовой культуры;
формирование физической культуры, стремления к физическому самосовершенствованию, сознательного выбора в пользу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек;
развитие трудолюбия, стремления к профессионализму, стремления к успешной конкурентности в работе;
экологическое воспитание, способности прогнозировать последствия своей деятельности для окружающей среды.
Направления воспитательной работы с постоянным составом (воспитателями):
формирование и развитие гордости и ответственности за принадлежность к коллективу СВУ, причастность к социально значимой деятельности по подготовке защитников Отечества;
формирование осознания необходимости и потребности самореализации в процессе воспитания как составляющей части образовательного процесса, высокого чувства ответственности за результативность своего профессионального и личностного влияния на суворовцев в рамках основной цели воспитательной работы в училище;
воспитание потребности постоянного совершенствования своих профессиональных и личностных качеств.
Задачи организации и проведения воспитательной работы с суворовцами:
1. Планирование и проведение воспитательной работы как составной части образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей суворовцев различных возрастов и полученного опыта жизни до училища;
2. Координация содержательной части планов воспитательной работы с учебными планами по общеобразовательным и военным дисциплинам, программами дополнительного образования, культурно-массовой работой, деятельностью всего персонала училища по поддержанию уставного порядка и службы войск:
учет задач воспитания при проведении занятий по различным учебным дисциплинам,
целевое планирование занятий дополнительного образования по программам обязательных занятий и занятий по интересам,
выведение культурно-массовой работы из сферы развлечения, наделение ее функциями психологической разгрузки, воспитания социально-значимых качеств личности, целевое использование времени выходных и праздничных дней суворовцев для планомерного и обязательного ознакомления с культурными ценностями Санкт-Петербурга по сквозному плану, рассчитанному на 7 лет,
формирование у персонала училища, контактирующего с суворовцами, единого понимания целей, задач воспитания суворовцев, методов и форм влияния на личностные характеристики суворовцев;
3. Создание кадрового потенциала воспитателей училища и развитие его психолого-педагогического профессионализма до уровня, соответствующего основной цели воспитательной работы:
формирование целесообразного и функционального штатного расписания воспитательного корпуса училища с учетом практических потребностей работы по достижению основных и частных целей воспитательной работы,
корректировка функциональных обязанностей педагогов-организаторов и классных руководителей, институализация их как заместителей начальников учебных курсов по учебно-воспитательной работе и как единоначальников в учебном взводе,
развитие системного подхода к организации всего процесса воспитательной работы,
систематическое проведение Дней профессиональной учебы воспитателей по актуальным вопросам воспитательной работы,
накопление положительного опыта воспитательной работы, отражение его и распространение в методических разработках воспитателей,
придание работе по повышению педагогических категорий содержательный и требовательный характер,
оценку результативности работы воспитателей напрямую связать с показателями подчиненных коллективов,
последовательное совершенствование материальной базы воспитательной работы:
поддержание в надлежащем состоянии оборудования Комнат досуга в учебных подразделениях;
последовательное обновление технических средств культурно-массовой работы;
формирование системы средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации и ее анализа о динамике личностных качеств суворовцев во всех сферах их деятельности и характеристиках воспитательной воздействий;
создание здоровьесберегающей среды обитания суворовцев.
4. Поддержание и развитие лучших традиций суворовцев, воспитание гордости за свою принадлежность к Вооруженным силам. В полной мере использовать для этого потенциал подготовки и проведения воинских праздников и памятных дат, торжественных мероприятий училища (посвящения в суворовцы, День знаний, Уроки мужества, День учителя, последний звонок, выпуск окончивших училище, встречи выпускников училища разных лет, чествование ветеранов училища, лучших сотрудников, отличников учебы и т.д.).
5. Целенаправленное формирование любви к воинскому укладу жизни, осуществление воинского воспитания в ходе выполнения требований уставного порядка в повседневной деятельности суворовцев, в работе по военно-профессиональной ориентации суворовцев.
6. Обеспечение в рамках учебного курса широкого охвата суворовцев общественными поручениями, активизация содержательной деятельности Советов учебных курсов. Создание на этой основе эффективного самоуправления коллективов суворовцев, как средства формирования гражданских качеств личности, здорового морально-психологического климата в суворовской среде, сплочения коллективов, развития в них отношений дружбы, сотрудничества, взаимного доверия и требовательности, предупреждения насильственных действие в сфере межличностных отношений.
7. Усиление индивидуальной воспитательной работы, внедрение в педагогическую практику воспитателей ежегодной акции «Суворовский зачет», как системного мероприятия индивидуальной воспитательной работы, организуемого с целью мониторинга процесса следования каждым суворовцем заветам А.В.Суворова и установкам Кодекса чести суворовца, а также выработки персональных рекомендаций по совершенствованию своей деятельности в рамках порядка и правил, установленных в училище, обеспечение проведения в подразделениях училища педагогически оправданной дисциплинарной практики.
8. Постоянное совершенствование правового поведения персонала училища как основы правового воспитания суворовцев, ликвидация правового нигилизма в оценке явлений общественной жизни, воинского порядка, взаимоотношений между людьми.
9. Формирование у суворовцев нравственно здорового стремления к развитию своих физических возможностей в процессе занятий по физической подготовке и в личное время, создание условий для массового вовлечения суворовцев в борьбу за получение спортивных разрядов.
10. Обеспечение условий для ознакомления суворовцев с основами мировых религий и отправления верующими своих религиозных потребностей.
11. Организация системной информационно-пропагандистской работы путем создания в училище нештатной лекторской и информационно-пропагандистской группы.
12. Обеспечение углубленного психологического изучения вновь поступающих суворовцев к 1 октября каждого учебного года с мониторингом их психических проявлений в течение всего периода обучения в училище.
13. Обеспечение условий для трудового воспитания суворовцев в процессе обучения, организации различных форм самообслуживания, участия их в различных видах общественно-полезного труда, уходе за закрепленным имуществом и поддержание порядка на отведенных участках территории.
14. Разработка Положений и внедрение системы соперничества отдельных суворовцев и учебных коллективов за звания «Лучший по ….», «Лучший взвод по ….», «Лучший учебный курс по …».
15. Формирование различных каналов внешних связей училища в интересах решения проблем, имеющихся в сферах хозяйственных отношений, воспитательной и учебной деятельности:
создание Попечительского совета училища;
оформление Совета ветеранов училища;
развитие деловых отношений с органами местной исполнительной и муниципальной власти,;развитие связей с родственными образовательными учреждениями и другими учебными заведениями города Санкт-Петербурга;
обеспечение условий для полноценного и эффективного функционирования родительских комитетов учебных курсов и училища в интересах более глубокой индивидуализации воспитательных воздействий на суворовцев;
обеспечение постоянной работы и регулярного обновления Интернет-сайта училища;
поощрение участия суворовцев в различных мероприятиях города Санкт-Петербурга.
Комплексная система воспитательной работы основана на взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Регулярное исследование степени удовлетворенности родителей (и лиц из заменяющих) и суворовцев качеством воспитательной работы позволяет вовремя оценить возможные риски и организовать адресную помощь в урегулирование конфликтных ситуаций и решении возникающих проблем. Оценка степени удовлетворенности воспитательной работой в учреждении проводится ежегодно службой психолого-педагогического сопровождения.
Требования, предъявляемые к работе воспитателя в СВУ
Воспитательный процесс в системе СВУ организует взводный офицер – воспитатель и ротный командир. Поэтому личность офицера- воспитателя имеет огромное значение.
Какие качества, являются необходимыми для взаимодействия офицера – воспитателя с суворовцами, педагогами и родителями:
Характеристики личности связанные с ее образованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.
Жизненный и профессиональный опыт, позволяющий обострить интуицию.
Природные качества- коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравится людям и влиять на них».
Личность офицера воспитателя играет значительную роль в жизни суворовцев. Они отмечают личные и деловые качества, с глубоким уважениям отмечают заслуги перед Отечеством.
При составлении профессиограммы с целью эффективного осуществления педагогической деятельности в условиях СВУ определены профессионально значимые качества необходимые офицеру- воспитателю:
Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности.
Целеустремленность- умение использовать свои качества для решения педагогических задач.
Уравновешенность- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Способность и желание общаться с воспитанниками в ходе учебно- воспитательного процесса.
Обаяние- сплав духовности, привлекательности, вкуса.
Честность и справедливость- добросовестность в деятельности и способность действовать беспристрастно.
Современность, гуманность и педагогический оптимизм- умение оказать квалифицированную педагогическую помощь, вера в воспитанника и его способности.
Педагогический такт и толерантность- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия, терпеливость в работе с детьми.
Для того чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, перед ним должен быть достойный пример для подражания. Поэтому основная задача, которая стоит перед руководством суворовского училища - это обеспечение такого кадрового потенциала, который соответствовал целям воспитания подрастающего поколения, будущих защитников Родины. Эффективность воспитательного процесса достигается постоянной и планомерной работой офицеров-воспитателей и командиров рот ,поддержанием образцового внутреннего порядка, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства.
Основной формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся.
На должности офицеров-воспитателей и командиров рот (старших офицеров-воспитателей), принимаются офицеры запаса, имеющие опыт работы с подчиненными, годные по состоянию здоровья, желающие работать с подростками и отвечающие требованиям, предъявляемым к офицерам-воспитателям военно-подготовительных учебных заведений, устанавливаемых МО РФ и внутренними положениями учебного заведения.
Офицеры-воспитатели и командиры рот проходят службу в запасе в соответствии с законодательством РФ.