Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи.
Приложение 2.
Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи.
(можно условно выделить четыре части формулировки)
Первая часть. В практике существует три формы выражения первого слова: глагольное существительное, глагол совершенного вида, глагол несовершенного вида. Например, формирование – сформировать - формировать. Так как задача предусматривает ответ на вопрос: «Над чем буду работать на данном занятии?», то наиболее адекватным будет использование глагола несовершенного вида (например, формировать, развивать, совершенствовать, закреплять). Форма глагола существительного (формирование, развитие и т.п.) более целесообразна при указании направлений коррекционно-педагогической работы – «формирование учебной деятельности», «формирование пространственных представлений» и т.п.
Вторая часть. Так как задача должна быть конкретной, диагностичной и направленной на достижения детей, то во второй части формулировки должно быть указание на действие, умение, способ деятельности и т.п.
Третья часть. Эта часть формулировки конкретизирует умение – формировать умение что делать?
Приведем примерный, ориентировочный перечень глаголов, которые можно использовать в данной части формулировки: выбирать, выделять, отделять, отбирать, называть, обозначать, перечислять, соотносить, подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, находить, узнавать, оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять, анализировать, классифицировать, (самостоятельно формулируя основания для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать, определять, находить,, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать, использовать, планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (в ходе/ или после выполнения работ), изменять, дополнять, сочинять, пересказывать, составлять рассказ (план, диалог и т.п.), ставить, формулировать (вопросы и др)), прогнозировать, предполагать, моделировать (развитие событий, перестраивать, делить на составные части, выражать, демонстрировать и др.
В ряде случаев формулировка задачи может быть трехсоставной – состоять из указанных трех частей. Содержательной основой задачи являются нормативы развития детей (что необходимо сформировать, развить у ребенка) и проблемные зоны развития конкретного ребенка.
Например:
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги: верх-низ, середина листа.
Формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела: левый-правый
Формировать умение соотносить реальное пространство с планом, ориентироваться в плане комнаты;
Развивать умение передавать пространственные отношения предметов в конструкциях;
Формировать умение обозначать словесно пространственные отношения между предметами;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, изображенными на картинках;
Формировать умение выполнять классификацию предметов по заданному признаку;
Формировать умение устанавливать отношения больше, меньше. Поровну;
Формировать умение определять первый и последний звук в словах;
Развивать умение планировать ход выполнения задания;
Развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности.
Четвертая часть. В этой части формулировки задачи может быть указание на:
уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно). Например: формировать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметно-символический план; развивать умение пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему; развивать умение сравнивать предметы круглой и квадратной формы самостоятельно; формировать умение анализировать образец изделия по вопросам учителя; развивать умение планировать ход выполнения задания с опорой на технологический план и т.п.способ выполнения задания (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции). Например: развивать умение образовывать слова приставочным способом по образцу; развивать умение группировать предметы по форме, ориентируясь на образец; совершенствовать умение узнавать объекты (овощи, птицы или др.) по словесному описанию и т.п.;
используемый прием. Например: формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения; развивать навык логического запоминания текста, используя прием создания мнемического плана и т.п.
Сформулированная на основе предложенного алгоритма коррекционно-развивающая задача обладает всеми необходимыми характеристиками: ориентирована на ребенка, диагностична и конструктивна.
Ориентировочный перечень глаголов для формулирования задач
выбирать, выделять, отделять, отбирать…
называть, обозначать, перечислять, соотносить…
подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь…
узнавать…
оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять…
классифицировать (самостоятельно формулируя основания для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать…
определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать…
планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (до, в ходе и после выполнения работ)…
изменять, дополнять, сочинять, пересказывать, составлять рассказ (план, диалог и т.д.)…ставить, формулировать вопросы, выделять их из фона…
прогнозировать, предполагать, моделировать развитие событий, ситуаций и др…
конструировать, создавать, преобразовывать, перестраивать…
делить на составные части…
выражать, демонстрировать… и др.
Приложение 3.
Перечень формулировок задач для анализа и корректировки
развитие творческого воображения, образной памяти путем закрепления знаний о временах года и сезонных явлениях;
развивать речь, логику мышления через обогащение словарного запаса;
развивать пространственные представления;
формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела: левый-правый;
развитие словесно-абстрактной памяти через выполнение описания признаков весны и перечня;
развитие логического мышления через выбор правильного высказывания;
развивать пространственную ориентировку;
развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя верх-низ, середину листа;
развитие логического мышления через исключение лишнего по родовому признаку;
развитие наглядно-образного мышления посредством выбора правильного ответа из серии случайных;
формировать умение различать тихие и громкие звуки музыкальных инструментов;
развитие образного мышления, используя слова-опоры;
развитие наглядно-действенного мышления, моторно-двигательного аппарата, положительных эмоций через танцевально-ритмические движения;
развивать умение самостоятельно сравнивать предметы круглой и квадратной формы;
развитие наглядно-действенного мышления путем образования новых слов;
развитие наглядно-действенного мышления, составляя из частей слов целый слова;
развитие мышления путем выполнения логических операций;
развивать умение озаглавливать текст;
формировать умении группировать слова по заданному признаку;
развивать умение дифференцировать направления (направо-налево);
развитие слуховой памяти путем последовательного запоминания;
развитие словесно-логического мышления;
развивать умение дифференцировать по образцу предметы по цвету (красный, зеленый);
развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
формировать умение определять первый и последний звуки в словах;
формировать связную речь на примере словосочетаний;
развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
развивать умение составлять рассказ по готовому плану (по ряду сюжетных картинок, опорным словам);
формировать умение анализировать образец изделия (по вопросам учителя, с частичной помощью учителя, самостоятельно);
расширить и обогатить экологические знания.