Презентация по обществознанию 10 класс Исторический процесс .Роль личности в истории


Участники исторического процесса Урок обществознания Профиль 10 классКокорева Ольга Михайловна Актуализация Что такое исторический процесс?Что является основой исторического процесса?Кто является субъектом истории? К.Ясперс Н.А.Бердяев А.И.Герцен В.О.Ключевский Марксисты Основные взгляды на роль народа в истории Представители I группа 1. Дать определение понятию «народ».2. Заполнить таблицу. Народ и массы. Народ структурирован, осознает себя. Масса -не обладает самосознанием, лишена отличительных свойств, пуста. К.Ясперс Народ может не иметь демократических убеждений. «Если воля народа подчинена злым стихиям, то она- порабощенная и порабощающая воля» Н.А.Бердяев Народ – консерватор по инстинкту. «Народам легче выносить бремя рабства, чем дар излишней свободы» А.И.Герцен «Народ»- вложено понятие этническое, этическое содержание . Значимы те исторические эпохи, в делах которых весь народ принимал участие. В.О.Ключевский Народные массы, в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей Марксисты Основные взгляды на роль народа в истории Представители Роль народа в истории Роль личности в истории “Великий человек эпохи тот, который может воплотить в словах волю своей эпохи, сказать своей эпохе, в чем её воля и выполнить ее. То, что он делает - сердцевина и суть его эпохи, через него проявляется эпоха”. Г. Гегель Роль личности в истории Н.М.Карамзин о Петре I«Народ собрался в дорогу, ждал вождя и вождь явился»М.Пришвин «Общество держится типами , а движется личностями» Исторические деятели XX века Предлагаю вам оживить в памяти лица , чья роль в истории имеет огромное значение. Группа II Работа с текстом учебника :1. Что мы понимаем под термином «историческая личность»?2. Г.В.Плеханов о роли личности.3. Какие черты должны быть у великой личности с т.з. В.О.Ключевского? Историческая личность- личность , деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупнейших исторических событий. Оценка –Положительная Отрицательная Многозначная Кто? Кто ?В. Плеханов В.Ключевский-служит обществу -служит благу государства и народа-видит дальше других -умеет вникнуть в условия жизни-берет на себя инициативу - целесообразно действует Подведем итоги Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народ направляет. Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности. Подведем итоги Многие великие люди пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит? Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей - это несомненно. Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы.(Аркадий Давидович). Можно согласиться с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку - дело бесперспективное. Источники http://exlibris.ng.ru/fakty/2006-03-02/1_role.html Учебник Обществознание 10 класс , профильный уровень под ред. Л.Н.Боголюбова М.Просвещение , 2009Поурочные разработки по обществознаниюПрофильный уровень 10 класс , Е.Н. Сорокина