Конспект бинарного урока.Литература и краеведение. А.А.Лиханов
Бинарный урок литературы и краеведения из цикла «Выдающиеся земляки».
Рубановская М.В.,
учитель истории и краеведения
Шишкина Лариса Валерьевна,
учитель русского языка литературы
МБОУ СОШ №2 города Кирова.
Тема: Альберт Анатольевич Лиханов – человек, литератор, общественный деятель.
Цель: создать у учащихся обобщенное представление о земляке А.Лиханове, как человеке, литераторе и общественном деятеле.
Задачи: 1.Изучить жизненный путь А.Лиханова: литератора и общественного деятеля, продолжить знакомство с творчеством писателя, вызвать интерес к личности современника-земляка.
2. Отработать навыки самостоятельной работы с различными видами источников информации, развивать монологическую речь, умение аргументировать свой ответ, расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
3. Воспитание гражданственности, нравственное совершенствование личности учащихся, формирование активной жизненной позиции.
Философская основа урока: Вопрос о смысле жизни и соотношение в нем личностного и общественного.
Подготовка учащихся к уроку:
Распределение учащихся на группы, для подготовки сообщений:
Российский Детский Фонд.
Библиотека Лиханова для детей и юношества.
Премия имени А.Н.Тепляшиной.
Фотовыставка «Поле жизни А.Лиханова».
Детские годы А.Лиханова, его семья.
Карта жизни А.Лиханова.
Книжная полка произведений А.Лиханова.
Лихановские чтения.
Награды А.Лиханова.
2.Работа групп по сбору информации (библиотеки, интервью, фоторепортаж, видеозапись).
3. Подготовка выступлений групп.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель: - Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Урок литературы и краеведения. Тема урока вам известна, т.к. мы все готовились к нему в группах. Все мы говорили об одном человеке – об Альберте Анатольевиче Лиханове.
Актуализация знаний учащихся.
Почему мы говорим именно о нем? Вся страна и многие за рубежом знают этого выдающегося человека, а мы, к сожалению, пока мало знаем о нем. Мы решили исправить это положение.
Имя Альберта Лиханова вошло в один ряд с такими именами как братья Виктор и Апполинарий Васнецовы, Александр Грин, академик Бакулев, Федор Шаляпин, Сергей Миронович Киров, Иван Степанович Конев.
- Что объединяет эти имена?
- Чем А.Лиханов выделяется из этого ряда?
Верно, это вятчане , которые принесли славу родному краю, а Альберт Лиханов – наш современник.
Итак, тема нашего урока: Альберт Анатольевич Лиханов – человек, литератор, общественный деятель.
- Сформулируем задачи урока, исходя из того, что у нас урок литературы и краеведения: изучить.продолжить знакомство с .
Нам бы хотелось, чтобы этот урок хотя бы немного изменил вас и ваше отношение к окружающему миру.
- В работе на сегодняшнем уроке вам помогут рабочие листы, куда по ходу урока вы самостоятельно внесете соответствующую информацию. Посмотрите, на какие моменты в ходе урока вам нужно будет обратить особое внимание:
Черты характера А.Лиханова.
Основные вехи жизненного пути.
Темы литературного творчества писателя.
Добрые дела А.Лиханова для общества.
В чем проявилось признание А.Лиханова со стороны земляков, как его деятельность оценена в России и за рубежом. А другую интересную для вас информацию вы можете записать на обороте рабочего листа.
Подпишите рабочие листы. Готовы, тогда начнем.
Изучение нового материала.
- Знакомясь с любым человеком, мы в первую очередь обращаем внимание на его внешний облик, портрет. Заочное знакомство с Альбертом Лихановым мы начнем с фотовыставки «Поле жизни А.Лиханова».
(выступление группы)
- Какие черты характера нашего земляка видны из фотовыставки?
- Кто лучше всего знает человека? Конечно, его близкие. Где человек начинает свое становление? В семье. Группа наших ребят встретилась с братом А.Лиханова – Виталием Анатольевичем, председателем Кировского областного фонда социальной поддержки населения, Президентом Кировского научного общества учащихся «Вектор» и попросили его рассказать о детских годах.
( выступление группы, просмотр видеоинтервью)
- Какими были отношения в семье Лихановых?
- Чему в воспитании детей родители уделяли наибольшее внимание?
- Каковы отношения между братьями Лихановыми?
- Почему книга «Крутые горы» является любимой у Виталия Анатольевича Лиханова?
- Как вы уже знаете, Альберт Лиханов начал свою жизнь в Кирове. С какими городами и странами связала его жизнь, мы узнаем из выступления следующей группы.
( выступление группы «Карта жизни А.Лиханова)
- Так начинался путь Лиханова – литератора.Мы хотим познакомить вас с любопытными фактами его биографии:
Одним из воспоминаний детства был клен, забираясь на который Лиханов очень любил читать книги.
В детстве А.Лиханов занимался лыжами и в секции легкой атлетики, где установил рекорд, который до сих пор не побит.
В детстве же ему подарили фотоаппарат «Комсомолец», с которого началось увлечение А.Лиханова фотографией.
Уже в детстве и юности отправлял свои рассказы и заметки в газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Комсомольское племя», «Кировская правда», где они печатались.
Будучи в Комсомольске–на-Амуре на практике писал статьи в одну газету под тремя псевдонимами-именами: Лиханов, Анатольев, Кузнецов.
Защитил диплом по теме: «История Вятской журналистики XIX века».
По окончании Уральского университета получил распределение в районную газету Свердловской области, но кировчане направили запрос в Москву, и Лиханов был направлен в Киров.
Серьезно о писательской деятельности задумался во время болезни. Не мог лежать в постели без дела и начал писать рассказы.
В 1962 году удивил близких и друзей – сдал путевку в Италию и поехал собственным корреспондентом в Таджикистан, чтобы узнать специфику работы собкора.
7 марта 1974 года перенес серьезную операцию, после которой пришло исцеление, но родные скрывали от А.Лиханова всю серьезность его болезни.
Произведение «Солнечное затмение» в 1978 году вошло в число лучших книг Америки для юношества.
К 45 годам написано 30 книг.
Издает журналы «Божий мир, «Дитя человеческое», «Зарубежный роман», «Путеводная звезда. Школьное чтение», а сын Альберта Анатольевича является главным редактором журнала «Няня».
- По роду деятельности журналиста Альберт Анатольевич много ездил по стране, многое видел, многое его обожгло. И больнее всего Лиханову-журналисту было видеть страдание и моральное одиночество детей в семье и вне семьи. Об этом он писал в своих произведениях.
( выступление группы «Книжная полка произведений А.Лиханова»)
- Многие из вас знакомы с творчеством А.Лиханова.
Какие книги вы прочитали?
Кто является героями его книг?
Какие произведения вам особенно понравились?
Согласитесь, что ни одно произведение Лиханова не оставило вас равнодушным.
Давайте поговорим о наиболее понравившихся вам книгах – «Солнечное затмение» и «Благие намерения»
- Книга «Солнечное затмение была написана в 1976 году.
К какой проблеме обращается автор? (Параллельный мир детей-инвалидов)
Кто главные герои произведения?
Счастливы ли они и их семьи?
Самая горькая сцена в книге – сцена о разладе в семье Федора, сцена одного из немногих откровенных разговоров в его семье.
« Мать вздохнула. Повернулась к нему. От глаз к вискам морщины тянутся. И от носа к краешкам губ. Но не плачет. Взгляд сухой и острый. Сказала:
- Садись-ка рядком, поговорим ладком
Он сел послушно – прямо в траву, в стружки.
- Ну вот, выслушай сын. Человек ты вполне взрослый да разумный. Комсомолец. Суди меня если сможешь, а коли не сможешь – оправдай и помоги. Не хочу я больше. Сил нет. Каторга у меня, а не жизнь. Знаю, что и тебе не сладко, но мне до стенки дошла, уперлась. Кончилось мое терпение . Все.
- Давай уедем, мало ли городов на свете К бабушке уедем.
Теперь Федор глаза от матери отвел. Посмотрел вбок. Потом на голубятню свою.
- Их жалеешь? – спросила мать.
Он покачал головой.
- Отца.
Чуть было не оговорился. Чуть не сказал: Американца
Не успел матери ответить, а тот тут как тут. Подошел деловой походкой, сел рядом с Федором на стружки, обнял его. Федя руку отцову стряхнул.
Мать в сторону смотрела, словно и не заметила, что он пришел.
- Ну объясните вы за ради бога! Чем я вам неугодный? Чем нехороший? Алкаш я, что ли, какой? Ни разу в милиции не ночевал! Вон, поглядите на мужиков-то! И так и этак валяются, а я! Пивком балуюсь – ну и что? С приятелями беседую – разве грех?
Федор поглядел на мать. Та как неприступная крепость. Все слова отцовские мимо нее пролетают. Да и правильно. Сколько слов он этих всегда без толку тратит – пустые они, вот и все.
- Знаешь чего, батяня,- начал Федя, но осекся. Отец умолк, словно ждал он любого слова, будто слов этих - ругательных или милостивых – выпрашивал он от сыну и жены, и умолк с готовностью, ожидая их как подаяния. – Знаешь, батяня, ты, конечно, не алкаш, ты просто никто.
Отец голову откинул, будто его ударили. Глаза закрыл. Потом выдохнул:
- Никто? Как никто?.. Повтори, повтори!
Но Федор молчал. Краем глаза увидел он, как мать на него взглянула. Может, с интересом взглянула. Только сейчас сказал он ей, что отца жалеет, Американца этого, и тут же отцу будто оплеуху закатил. Никто Это же надо – никто
Отец встал, пошатнулся. Федор удивился: не пьяный ведь. Постоял. Двинулся в сторону. Подошел к дереву. Прислонился к нему. И вдруг Федька увидел – трясутся у отца плечи. Плачет. Навзрыд. И прохожие останавливаются. Глядят на отца. Со своего балкона Платонов заорал:
- Гера! Гера, кто тебя обидел?
И Федя не выдержал. Такая жалость к отцу нахлынула, навалилась всей тяжестью, будто каменная глыбина, и заплакал он, заревел как маленький, безысходно, во весь голос, и крикнул сквозь слезы матери, растягивая слова:
- Что вы делаете,а? Что вы делаете, взрослые люди?!»
- Но все же «Солнечное затмение» - книга о любви двух героев из двух параллельных миров. То, что они из разных миров, говорит первая реплика Федора, когда он узнал, что Лена - калека.
« - А я, дурак, вам вчера позавидовал
- И завидуй. Думаешь и завидовать нечему? А я никому ненужная калека?»
Смелая девочка, сильная.
Вспомните, какой совет она дает своей интернатской учительнице?
– Не жалеть!
Почему?
В каком интернате живет девочка?
Каким образом судьба разводит детей в параллельные миры?
- Но вопреки законам геометрии и человеческого разума эти два мира, мир доброго деятельного неравнодушного Федора и сильной, нежной красавицы Лены пересекаются. Федор нашел Лену в ее интернате и пришел к ней с любовью и с голубями.
« Пока мы не взрослые, рассудок нас не должен побеждать. Не должен!»
«Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – солнце! Без них нельзя, без них мы разучимся видеть солнце!».
Так говорят совсем юные мудрецы из повести «Солнечное затмение»
- О чем заставляет задуматься нас эта история?
- О сиротах и учительнице, отдавшей им 10 лет своей жизни, рассказывает повесть «Благие намерения».
- Как главная героиня попадает в интернат?
- Быть наставницей сирот мучительно для Надежды Георгиевны, почему? ( Она должна стать матерью для них, не испытав материнства.)
- Почему она не может делить свою любовь к детям с чувством к другому человеку? ( Он не понимает ее, ей не хватает времени)
- Почему ее дети больше никому не нужны? ( Они отказники, дети, спасенные из пьяных притонов, подобранные в собственных квартирах, умирающими от голода)
- Ее убеждение: «Нельзя обделять счастьем! Особенно того, кто достоин счастья!».
И она дарит счастье этим детям. А через 10 лет, в ночь перед выпускным вечером, под окнами Надежды Георгиевны они кричат ей: «Мама Надя!»
« Вот миновала ночь. Последняя ночь клятвы. Вечером – торжество, вручение аттестатов
Я буду думать, думать, думать, как жить дальше не учительнице Надежде Победоносной, последнее, конечно, в кавычках, а просто Надежде Георгиевне. Женщине тридцати двух лет не так просто устроить свою жизнь. Готова ли я к этому?
Готова, готова! В конце концов, я девять лет думала о том, что рано или поздно непременно займусь личной жизнью, влюблюсь, выйду замуж, нарожаю детей.
Раным-рано. На улице тишь, только шаркает метлой дворник. День лишь занимается.
Хор голосов – мальчишеских и девчачьих – скандирует где-то рядом:
- Ма-ма На-дя!...
- Надеж-Вна! – крикнула Аллочка Ощепкова. Вот они когда пригодились, ее веснушки. Милая, голубоглазая мордашка, в которую невозможно не влюбиться.
- Что, Аллочка? – улыбнулась я.
- Мы видели Аполлона Аполлинарьевича вечером. Он сказал, нам снова дают первоклашек из детского дома.
Я отшатнулась. Будто ожог, давнее прозрение: школьная лестница, мои малыши возле перил, горькие, непонимающие глаза.
Я взяла себя в руки. Ты-то причем? Мало ли что? Кроме тебя, есть люди, а ты займешься собой, встретишь хорошего человека, нарожаешь детей».
Вот только верит ли она этим словам? Читатель не верит. Именно поэтому автор утверждает «Дорога в ад вымощена не намерениями, а намерениями не исполненными». Значит надо намерения эти исполнять.
- Чему учит нас это произведение?
- Читая книги Лиханова, каждый из вас выписывал мудрые мысли, и у нас получилась целая копилка. Прочитайте их. Отметьте ту, которая оставляет особый отклик в вашей душе. О чем заставляет задуматься эта фраза? Зачитайте, поясните, чем дорога вам именно эта мысль (см. Приложение).
- История создания повести «Благие намерения» имеет вполне реальную основу.
В начале 80-х годов прошлого века Альберту Лиханову удалось привлечь к проблеме детства внимание широких слоев общественности. Проводились общественные мероприятия в защиту и поддержку детей, нуждающихся в помощи, например телевизионные «Детские марафоны» - вещание о проблемах детей в течение 24 часов, сопровождавшееся сбором денежных средств, акция «Добрые книги - детскому дому».
Еще один пример. В кировской области был брошен клич: «Согреем семейным теплом детей из детских домов». Предлагалось брать таких ребят, лишенных родительского тепла на выходные дни в семьи кировчан. Акция пошла «на ура», но уже через месяц все утихло, и взрослые все реже вспоминали о своих новых маленьких подопечных.
Такой результат ошеломил Альберта Анатольевича, и он окончательно убедился, что разовые акции не только не приносят пользы, но они иногда даже вредны и опасны.
1980 год – А.Лиханов организует общественное движение в защиту детства, именно отсюда начался путь к созданию Советского, а затем Российского Детского Фонда. Группа наших ребят побывала в Кировском отделении Российского Детского фонда, ребята встретились с его директором Ивановой Валентиной Павловной и готовы поделиться с нами полученной информацией.
(выступление группы)
- Детский фонд, по-началу, старался решить конкретные проблемы конкретных детей. Таких в Советском Союзе оказалось очень много. Выявились моменты в воспитании, вызывающие опасения у А.Лиханова и его соратников, обеспокоенных судьбой подрастающего поколения. Для разрешения этой ситуации требовалось объединение усилий всех, кто наиболее тесно соприкасается с миром детства. Так в Белгороде, в 2001 году, а затем и в Кирове, начали работу Лихановские чтения.
(выступление группы)
- Анализируя свою жизнь, А.А.Лиханов пришел к выводу, что в становлении личности каждого ребенка очень велика роль учителя. Была любимая учительница и у А.Лиханова. Ее выпускники до сегодняшнего дня собираются вместе 1-2 раза в год и всегда вспоминают то тепло, которым одарила их в суровые военные годы первая учительница Аполлинария Николаевна Тепляшина.
(выступление группы)
- По аналогии с премией им. А.Н.Тепляшиной А.А. Лиханов совместно с Правительством Кировской области и Администрацией города Кирова учредил премию «Лучший библиотекарь года», подчеркивая тем самым важную роль книги в становлении человеческого характера.
- В конце XX века сложилась такая ситуация, когда вопросами детского чтения, кроме школы и библиотеки никто не занимался. Однако, детские библиотеки стали закрывать, объединяя их с взрослыми. Считая важной проблему воспитания детей и приобщения их к книге, А.Лиханов в рамках программы Российского Детского фонда «Детская библиотека», стал инициатором создания библиотеки для детей и юношества в Г.Кирове.
(выступление группы)
Вся общественная деятельность А.Лиханова, его книги, затрагивающие острые проблемы, касающиеся почти всех, не могли остаться без внимания. Деятельность Альберта Анатольевича отмечена наградами на разных уровнях. Его заслуги перед обществом признаны не только на родине – в Кирове, России, но и за рубежом.
(выступление группы)
- Трудно переоценить вклад Альберта Лиханова в решение проблем детства. Благодаря его энтузиазму, трудолюбию, умению найти единомышленников, его идеи реализовались в жизни: Детский Фонд, семейные детские дома, библиотеки для детей и юношества, премии учителям начальных классов, издательство «Детство. Отрочество. Юность». И многие другие. Но, несмотря на свою занятость, Альберт Анатольевич не забывает и свою малую родину – наш город. И приезжает он сюда не только чтобы отдохнуть в кругу родственников, но и вносит свой вклад в развитие города, участвуя в Лихановских чтениях, встречаясь с читателями, учителями, вносит свою лепту в восстановление исторического центра города:
При восстановлении Церкви Иоанна Предтечи подарено большое паникадило и колокол для колокольни храма;
Ведутся работы по восстановлению родительского дома на склоне Горбачевского оврага;
Восстановлен особняк купца Гусева, где расположена сегодня Библиотека Лиханова для детей и юношества, а в XIX веке в нем бывали наследник престола, будущий Александр II, Василий Жуковский, Александр Герцен, Михаил Салтыков-Щедрин.
4. Подведение итогов урока.
К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.
- Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.
- Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?
- Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А.Лиханова? (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)
- Что значит быть неравнодушным? ( Неравнодушный человек, это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела.)
-Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или Человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков - уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо – вырастают большие добрые дела.
- Лиханов – мудрец. В его произведениях очень много мудрых мыслей. Он знаток мировой культуры и литературы. В книге «Времена жизни», рассуждая о выборе в жизни человека, он использует слова выдающегося испанского классика Мигеля де Унамуно: «Всякий живой человек носит в себе семь добродетелей и семь противоположных им смертных грехов: он высокомерен и робок, обжорлив и воздержан, похотлив и целомудрен, завистлив и милосерден, скуп и щедр, ленив и прилежен, гневен и терпелив. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля».
- Задумайтесь, почему в нашем обществе так много жестокости, злобы? От чего это зависит? (от выбора каждого человека)
- Мы надеемся, что сегодняшний урок не оставил вас равнодушными.
5. Домашнее задание (на выбор).
Составить схему «Общественная деятельность А.Лиханова.
Составить вопросы к викторине по произведениям А.Лиханова или о его деятельности.
Составить кроссворд.
Эссе «Знания меняют человека. Что этот урок изменил во мне?»
6.Рефлексия.
Оцените результат сегодняшнего урока, выбрав один из предложенных вариантов ответа:
Урок был полезным и интересным.
Урок заставил меня задуматься о
Урок оставил меня равнодушным.
Приложение1.
А.А.Лиханов – человек, литератор, общественный деятель.
Черты характера:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жизненный путь:
Литературная деятельность:
Темы произведений:
1._______________ 2._________________ 3.________________
_________________ __________________ _______________
_________________ __________________ _______________
_________________ __________________ _______________
_________________ __________________ _ _____________
_________________ __________________ _______________
Копилка добрых дел А.А.Лиханова:
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Признание заслуг:
В Кирове в России в мире
______________ __________________ ________________
______________ __________________ ________________
______________ __________________ _________________
Приложение 2
Афоризмы:
«В каждой случайности есть своя закономерность».
«Нет человека, которого учитель мог бы даже мысленно! - не любить»
«Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам.»
«Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой».
«Когда не знаете, как поступить, поступайте естественно.»
«Каждому ребенку нужны близкие люди, а если их нет, чего не делай, все не то»
« Часто люди забывают, что на них глядят дети Дети, словно промокашки, и дурное и хорошее впитывают в себя. Если родители ведут себя дурно, поступают неправедно, дети, став взрослыми, окажутся точно такими же»
«Когда человек не нужен близким, он умирает.
«Дорога в ад вымощена не намерениями неисполненными.»
«Все, что происходит с людьми, случается с ними из-за них же самих.»
«Не быть проще, чем быть».
«Невеликая детская душонка полна благости и чистых порывов, и беда чаще всего в том заключена, что порыв этот бывает, незрим взрослыми.»
«Человек невиновен, когда его вызывают к жизни.»
«Доброта должна быть разумной, излишнее добро вредит».
«В конце концов, и неудачный опыт имеет свое значение: он предупреждает других».
«Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели.
Приложение 3.
Тексты выступлений групп.
Детские годы А.Лиханова, его семья.
Альберт Лиханов – довоенный ребенок. Оба брата Лихановы жили в доме над обрывом на улице Горбачева. Большую роль в жизни Альберта и Виталия сыграла бабушка, она занималась воспитанием Альберта во время войны, так как родители очень много работали: отец на военном заводе, мать – лаборатн в госпитале.
Мнение родителей было очень важно для детей всегда. Их воспитание – это совокупность любви и строгости, ласки и желания передать знания и мудрость детям.
Альберт Лиханов и его брат любили читать, наблюдать за происходящим, записывать свои наблюдения. Свои первые статьи печатал в газетах «Пионерская правда», это был первый опыт журналиста, публициста.
Воспоминанием детства стал буфет, в котором раньше хранили хлеб и муку. Маленький Альберт любил забираться в пустой буфет и через щелку смотрел на мир, размышлял о жизни.
Авторитет брата для Виталия Анатольевича всегда очень высок в следствии четырнадцатилетней разницы в возрасте. Маленькому мальчику казалось, что старший брат очень многое знает, понимает. Виталий – техник, Альберт Анатольевич привил ему любовь к книгам. Альберт и Виталий любили читать разную литературу, так как был дефицит книг в послевоенное время, это лишь усиливало желание читать. Майн Рид и Жюль Верн – любимые авторы и Альберта Анатольевича и Виталия Анатольевича Лихановых.
В детстве Виталий Лиханов увлекался мотогонками, имеет рекорды. Сейчас Виталий Анатольевич заведует кафедрой двигателей внутреннего сгорания ВГСХА, имеет около 20 монографий, более 200 статей и брошюр, является лауреатом премии имени С.М.Кирова, доктор технических наук.
Братья поддерживают очень теплые дружеские отношения, встречаются редко, но встречи всегда желанны. Альберт и Виталий Лихановы любят возвращаться к истокам, посещать места детства, вспоминать былые времена.
Выступление группы «Поле жизни А.Лиханова».
Мы рады приветствовать вас на «Поле жизни А.Лиханова.»
Альберт Лиханов – замечательный семьянин, это мы можем увидеть на представленных здесь фотографиях: с любящими родителями, где он еще совсем юный. Посмотрите, как блестят его глаза, как будто он все тот же озорной мальчишка, каким привыкли видеть его родители. На других фотографиях он сам уже отец и муж; Альберт Лиханов рядом с женой и сыном.
Следующая серия фотографий посвящена работе. А.Лиханов за рабочим столом, может быть он пишет статью, выступление, а может быть новый рассказ. Здесь он в кругу детей. На них он смотрит не свысока, он считается с их мнением, интересуется их проблемами, здесь он с малышами, комсомольцами, среди взрослых – он все время среди людей.
На этой фотографии он с Президентом В.В.Путиным. С его мнением считаются первые лица государства.
На следующей фотографии А.Лиханов за трибуной, он говорит о проблемах семьи и молодежи. Он интересный и смелый публицист, яркий оратор.
Мы видим, что жизнь А.Лиханова очень насыщена, он очень много работает. Но редкие минуты отдыха Альберт Лиханов любит проводить на природе, на родных просторах Вятской земли.
Основные даты жизни А. Лиханова.
1935 – родился в городе Кирове.
1958–1961 – учеба в Уральском университете в Свердловске на филологическом факультете, отделение журналистики.
1961-1964 –редактор газеты «Комсомольское племя» в г. Кирове.
1964-1966 – собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Новосибирске.
1966-1968- работает инструктором в Отделе ЦК ВЛКСМ. (г. Москва)
1968-1987 – ответственный секретарь, а затем главный редактор журнала «Смена».
1987-1991- Председатель Правления Советского Детского Фонда имени В.И.Ленина.
1991 – по настоящее время – Председатель Правления Российского Детского Фонда, Председатель Международной ассоциации детских фондов. Сфера научных интересов А.Лиханова – права ребенка и защита обездоленного детства.
Выступление группы «Лихановские чтения».
По инициативе А.А.Лиханова при поддержке администрации г. Кирова ежегодно проводятся Лихановские чтения, начиная с 2002 года. Каждые Лихановские чтения имеют свой девиз:
«Духовный опыт детства» 23-24 октября 2002 года.
«Общественно-литературные Лихановские чтения 5-6 ноября 2003 года.
«Воспитание гражданина» 17-18 декабря 2004 года.
«Гражданин – Отечества достойный сын» 17 сентября 2005 года.
«Забота о детях – дело государственное» 15-16 ноября 2006 года.
Лихановские чтения проходят не только в Кирове, но и в Белгороде. В этом городе тоже работает Лихановская библиотека для детей и юношества, которая существует уже 6 лет. На Лихановских чтениях обсуждаются проблемы воспитания ребенка, образования, здравоохранения, государственная забота о благополучии детей. В работе Лихановских чтений принимают участие педагоги, библиотекари, писатели, ученые, социальные работники, представители Администрации города, духовенство, представители средств массовой информации и сам Альберт Анатольевич Лиханов.
Во многих выступлениях звучит тревога за то, что происходит вокруг: равнодушие одних к беде других, социальная несправедливость, растущий эгоизм- все это вызывает в людях неприятие, желание действовать, объединить вокруг себя таких же активных, неравнодушных, чтобы вместе сопротивляться всему негативному.
На Лихановских чтениях лекторы призывают всеми усилиями бороться с вышеперечисленными проблемами. После каждых общественно-литературных Лихановских чтений выпускаются сборники научных, педагогических и методических статей, которые включают выступления писателя Лиханова, доклады ученых, материалы мастер-классов, которые знакомят с современными технологиями организации чтения.
Выступление группы «Премия имени А.Н.Тепляшиной»
Аполлинария Николаевна Тепляшина родилась в 1886 году. Прожила 96 лет, из них 70 отдала школе в Вятке. Получила 2 ордена Ленина. Работиала в школе №9
Э теперь это школа №16. Всю жизнь она посвятила сволим ученикам. У Тепляшиной училисьцелыми семьями. Аполлинария Николаевна хорошо знала всех своих учеников, бывала у них дома. Помогала в трудную минуту. Заботилась об учениках как о родных.
А.Н.Тепляшина была любимой учительницей А.А.Лиханова.В честь неё он учредил премию для лучших учителей начальных классов Кировской области. Образ А.Н.Тепляшиной является сквозным в творчестве Лиханова – это образ его первой учительницы.
Альберт Анатольевич Лиханов вместе с властями г. Кирова учредил областную премию имени Аполлинарии Николаевны Тепляшиной. Это четыре годовые награды по 10 тыс. рублей и позолоченный нагрудный знак с силуэтом Аполлинарии Николаевны, отчеканенный на Московском монетном дворе не хуже государственной награды. И еще большой фотопортрет Тепляшиной каждому лауреату с предложением, чтобы он висел в классе, где преподает лауреат.
Соучредителем премии формально выступает Российский Детский Фонд, но эта премия выдается из писательских гонораров лично писателем. Это первая и единственная премия в России для учителей начальной школы.В нашей школе работает лауреат премии имени А.Н.Тепляшиной Шабалина Татьяна Григорьевна.(интервью с Шабалиной Т.Г.)
Российский детский фонд
Кировское областное отделение Российского Детского Фонда расположено на улице Труда в доме №57.
Российский Детский Фонд и его Кировское областное отделение - это
Некоммерческая общественная организация взрослых в защиту детства;
Сотни детей-сирот и детей-инвалидов, ребят из многодетных, малообеспеченных и опекунских семей, нашедших здесь доброе отношение и заботу;
Дети из семей вынужденных переселенцев, для которых кировская земля стала второй Родиной;
Это десятки программ и проектов, направленных на улучшение положения детей, защиту их прав, лечение и оздоровление, развитие детского художественного творчества, среди которых: «Подарим детям Радость», «Игрушка – детям», «Теплый дом», «Семейный Детский дом», «Детская библиотека», «Одаренные дети» и др.
Это люди, работающие в нем штатно и многие тысячи добровольцев, помогающих ему.
Когда и как начинался Детский Фонд.
1985г. – обращение А.А.Лиханова в ЦК КПСС с предложением принять постановление в поддержку детских домов страны.
1987, 31 июля – принято Постановление о создании Советского Детского Фонда им. В.И.Ленина.
1987, 14 октября – Всесоюзная учредительная конференция образовала Советский Детский Фонд им. В.И.Ленина ( с сентября 1991 – Российский Детский Фонд).
1987г.,16 ноября – состоялась учредительная конференция по созданию Кировского отделения Советского Детского Фонда им.В.И.Ленина; отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом РДФ.
С самого первого дня существования благотворительные средства Фонда отделены от хозяйственных. Средства, идущие на зарплату фонд должен зарабатывать сам.