РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ — РАССУЖДЕНИЯ.

Учитель: Казанцева Т.Г.
Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом - рассуждения.
Задачи урока.
1. Знать понятие «текст - рассуждения» как вид текста, особенности текста рассуждения (объяснение какого-либо явления).
2.Уметь распознавать повествование, повествование с элементами рассуждения, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать навык беглого осознанного чтения; работы с толковым словарем; цитирования отрывков из текста; пересказа текста; находить части текста (рассуждение и повествование); находить главную мысль.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.

Оборудование.
Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, презентация, произведение П.И.Чайковского «Времена года».

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока, для этого необходимо найти слово.
САНТОЕНЕАПРАССУЖДЕНИЕТИРООДЛЖЗЩЖЗ
Ученики. Текст - рассуждение.
Учитель. Каковы задачи урока.
Ученики. Знать, что такое текст - рассуждение, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать текст - рассуждение, но и будете учиться рассуждать, делать выводы, работать с толковым словарем, цитировать отрывки из текста, пересказывать текст, находить части текста (рассуждения и повествования), находить главную мысль и, опираясь на цитаты из текста, обосновывать свою точку зрения.
Актуализация знаний.
Учитель. Вспомните, что такое текст - рассуждение. Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
Ученики. Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.
Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
Ученики: Повествование и описание.
Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете?
Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы поработаем с текстом, в котором будем определять разные виды текста.
Работа по учебнику.
Учитель: Откройте учебники на странице 27 упражнение 7.
Ученики: Чтение вслух.
Учитель: Кто автор этого отрывка? Кем он был?
Ученики: Василий Михайлович Песков, известный журналист и писатель.
Учитель: Какой это текст? Почему?
Ученики высказывают свое мнение. Рассуждение.
Учитель: Какой знак стоит в начале текста? Что необходимо сделать?
Ученики: Работа с Толковым словарем.
Плёс – широкий, со спокойным течением участок реки, расположенный между двумя островками. С.179.
Пойма – низкое местечко речной долины, заливаемое во время половодья. С. 180.
Скопа – хищная птица семейства ястребиных. Живет около водоемов, питается рыбой. С. 183.
Коростель – быстро бегающая птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков телом, живущая в траве; отличается характерным скрипучим голосом. С.171
Осока – многолетняя трава с твердыми узкими и длинными листьями. С.177.
Учитель: Какова основная мысль текста? Найдите ее и процитируйте.
Ученики:(второй абзац) «Для меня эта речка была первой и едва лине главной жизненной школой». (конец текста) «Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая»
Учитель: - Автор – наблюдательный человек? (Да)
- Чувствуется ли в его тексте наблюдательный взгляд? (Да)
- Найдите в тексте и процитируете, свои предположения.
Ученики: Зачитывают свои цитаты.
1 группа: Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Перескажи эту часть текста.
- Ученики пересказывают 3,4,5,6 абзацы.
2 группа: Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте вывод.
Ученики: Его волновал вопрос: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» «в 10 лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села» И постепенно мальчик приходит к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».
3 группа: Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет «Не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды»? Зачитайте нужные цитаты из текста.
Ученики: «Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни».
4 группа: Какая же часть текста является рассуждением и почему? Рассуждение – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Перескажите.
Ученики: 7, 8 абзацы.
Учитель: Процитируете отрывки из текста, которые изобразил художник. Удалось ли художнику передать смысл произведения?
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, какой город на этих фотографиях?
Ученики: Омск.
Учитель: На берегу, каких рек раскинулся наш город?
Ученики: Иртыш и Омь.
Учитель: Какой вопрос интересовал автора нашего отрывка?
Ученики: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?
Учитель: Сейчас вы в своих группах составите мини тексты – рассуждения, ответив на этот же вопрос, но в разные времена года. 1 группа – зима, 2 группа – весна, 3 группа – лето, 4 группа – осень. На задание вам дается 5минут. Включаю музыку П.И.Чайковского «Времена года». После выполнения задания каждая группа цитирует свои тексты – рассуждения.
6.Итог урока.
Учитель. Что такое текст-рассуждение?
Где можно встретить рассуждение?
Чему учились?
Ученики. Учились распознавать текст-рассуждение, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Капитаны групп поставьте оценки за урок.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.





ПАМЯТКА №1
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
Обсудить полученное задание, определить цель работы.
Распределить задание между членами группы.
Самостоятельно выполнить свое задание.
Обсудить полученные результаты.
Отчитайтесь о выполненном задании.















ПАМЯТКА №2
Виды предложений
По цели высказывания – бывают повествовательными, вопросительными, побудительными.
По интонации – бывают восклицательными и невосклицательными.
Текст – это запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Все предложения в тексте подготавливают или развивают его основную мысль.
Тема текста – это то, о чем автор пишет.
Основная мысль автора – это то, что автор хочет сказать; то, ради чего он пишет текст.
Главное переживание – это выраженное в тексте отношение автора к изображённому им в тексте.
Виты текстов
Текст-повествование автор рассказывает о каких-либо событиях.
Текст-описание автор описывает что-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить. Часто используют приём сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор.
Научный текст - текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
Научно-популярный текст – текст, в котором литературное изложение сочетается с научными сведениями. В нём интересно и просто излагаются научные сведения.
Текст – рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении всегда виден ход мысли человека
Тема картины – это то, что на ней изображено.
Основная мысль художника – это то, что он хочет сказать с помощью изображения.
Главное переживание – это выраженное в картине отношение художника к тому, что изображено.
Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.
1.
1 группа: Какую часть текста можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке? Перескажи эту часть текста.

2.
Зима. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст – рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).


1.
2 группа: Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке? Найдите и зачитайте нужное место в тексте. К какому же выводу пришел мальчик? Процитируйте вывод.

2.
Весна. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст – рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).



1.
3 группа: Какими примерами Василий Песков подтверждает тот вывод, который он сделал в 13 лет «Не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды»? Зачитайте нужные цитаты из текста.

2.
Лето. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст – рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).



1.
4 группа: Какая же часть текста является рассуждением и почему? Рассуждение – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Перескажите.

2.
Осень. Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода? Составить мини текст – рассуждения (5-6предложений). От 1 лица (от себя или от имени реки).