Рабочая программа по биологии в 10 классе для школ при исправительных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 10 классе по очной форме обучения составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст 12, 13);
Приказа от 5 марта 2004 г № 1089 об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования
- Приказа МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
- Приказа МОиНРФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Устава КОУ УР «РЦОМ» .- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по биологии для 10-го класса к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2012г.и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014.-268 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2014г – 368с.
Цели изучения предмета:
Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития — начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе направлено на достижение:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).2. Частично – поисковый, основанный на использовании биологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Курс биологии па ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка.
Введение Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
Демонстрация портретов ученых-биологов.
Основы цитологии
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и клеточные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Этапы обменов*. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».
Размножение и индивидуальное развитие
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Характеристика фаз Сперматогенез и овогенез, характеристика. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Биология в 10-12 классах является завершающим в курсе биологии общего среднего (полного) образования и предназначен для обучения учащихся в старших классах. В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме.
Рабочая программа по биологии составлена с ориентацией на вариант БУПа, где предусмотрено выделение на изучение курса биологии 1 час в неделю в 10 классе ( по очной форме)/
В условиях работы исправительных учреждений, где отсутствует справочная литература, лабораторное оборудование, химические реактивы, практические и лабораторные работы по биологии заменены мыслительным экспериментом c применением ИКТ, проектными работами и решением ситуационных задач.
К наиболее эффективным формам представления учебного материала на уроках физики и химии следует отнести мультимедийные презентации с использованием Power Point, содержащие текст, формулы, рисунки, анимации; виртуальные химические лаборатории, виртуальные экскурсии, видеофрагменты с показом физических и химических опытов, тестовые задания разной степени сложности.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим обучающимся необходимо дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Содержание учебного предмета. По фундаментальному ядру
Цитология и биохимия
Клеточная теория. Строение, функции и разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Химический состав клетки.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген, генетический код.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Соматические и половые клетки. Мейоз. Жизненные циклы у разных групп организмов. Индивидуальное развитие организмов.
РАЗДЕЛ 1
Введение в биологию (6 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2
Основы цитологии (30 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.
Тематическое планирование по биологии в 10 классе
№
урока Тема Содержание (дидактические единицыХарактеристика основных видов деятельности Контроль
оценка. Планируемые результаты
Раздел 1 Введение 6 часов
1 Краткая история развития биологии Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира Составляют схему «Основные этапы научного исследования». Подготовить рассказ по схеме Основные этапы научного исследования Рассказ уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
2 Методы исследования биологии Методы познания живой природы
Составление схемы «Основные этапы научного исследования» Схема Характеризовать методы изучения биологических систем;
воспроизводить определения биологических понятий. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
3 Сущность жизни и свойства живого Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живой природы: Работают по тексту учебника, определяют понятия: Жизнь. Единство химического состава и структурной организации.. Открытая система. Составить вопросы к тексту учебника Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
4 Уровни организации живой материи Уровневая организация и эволюция.
Раскрывают значение биологических понятий: Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Анализируют текст учебника. Составить словарь биологических терминов Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
5 Взаимодействие живых систем Зависимость каждого организма от законов природы. Конспектируют текст учебника Составить вопросы по конспекту объяснять зависимость жизнедеятельности каждого организма от всеобщих законов природы
6 Входная контрольная работа Коррекция знаний за курс 9 класса Тестирование. Анализ и коррекция полученных знаний. Тест. уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
Раздел 2 Основы цитологии
7
История развития цитологии как науки Развитие знаний о клетке ( Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден, Т.Шванн) Анализ развития знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). План ответа по лекции знать
- основные положения клеточной теории
8 Клеточная теория. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира Записывают план лекции учителя.
Составить план ответа по лекции План знать
- основные положения клеточной теории.
9 Особенности химического состава клетки Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Работают с текстом учебника, раздаточным материалом. Составить несколько вопросов по тексту учебника Знать:
роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Уметь сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу10
Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Вода и минеральные вещества и их роль в клетке. Работают с текстом учебника, раздаточным материалом. Составить несколько вопросов по тексту учебника Знать:
роль неорганических веществ в клетке и организме человека.
Уметь сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу11
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки Роль органических веществ в клетке и организме человека.
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки Работа с текстом учебника, раздаточным материалом Ответить на вопросы в учебнике стр.37 Уметь: определить классификацию, строение и функцию углеводов,
12
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки Роль органических веществ в клетке и организме человека.
Строение и функции липидов.. Энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная функции Работа с текстом учебника, раздаточным материалом Ответить на вопросы в учебнике стр.39 Уметь: определить классификацию, строение и функцию липидов,
13 Строение и функции белков Роль органических веществ в клетке и организме человека.
Строение и функции белков. Выполняют лабораторную работу
№ 1 «Доказательство белковой природы ферментов» Лабораторная работа Уметь: определить классификацию белков
Доказывать: белковую природу ферментов
14
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. ДНК – носитель наследственной информации Решают задачи по молекулярной биологии Решение задач на генетический код Уметь: определить роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности клеток. объяснять уровни структурной организации ДНК;
15 Практикум на решение задач. Отработка умений решать задачи по молекулярной биологии Решение задач на генетический код Уметь решать элементарные биологические задачи;
16
АТФ и другие органические соединения клетки АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины Анализируют текст учебника, составляют конспект Конспект Определить роль АТФ в жизнедеятельности клеток как универсального аккумулятора энергии.
17 Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки» Обобщение и закрепление основных понятий по химическому составу клетки Обобщение знаний. Тестирование. Тест 18 Строение клетки. Основные части и органоиды клетки. Клеточная мембрана Выполняют лабораторную работу №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Лабораторная работа Знать
строение биологических объектов клетки;
19 Строение клетки. Ядро
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.. Выполняют лабораторную работу №3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Лабораторная работа Знать
строение биологических объектов клетки;
20 Строение клетки.. Цитоплазма. Цитоскелет и гиалоплазма Выполняют лабораторную работу № 4 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» Лабораторная работа Знать
строение биологических объектов клетки;
21
Строение клетки. Органоиды клетки Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Цитоплазма. Рибосомы Выполняют практическую работу «Сравнение строения клеток растений и животных и их описание» Практическая работа. . Знать
строение биологических объектов клетки;
22 Строение клетки. Митохондрии. Пластиды Особенности строения и функционирования митохондрий и пластид, органоидов движения, цитоскелета. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов Заполняют таблицу »Строение и функции клетки». Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов Таблица Знать
строение биологических объектов клетки;
23 Сходство и различие в строении клеток. растений и животных
Доядерные и ядерные клетки. Сравнение строения растительной и животной клетки. Сапртрофы. Паразиты. Симбионты. Гифы. Работают по таблице «Сравнение растительных и животных клеток». Составить несколько вопросов по таблице Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа содержания таблицы.
24 Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток. Доядерные и ядерные клетки. Сравнение клеток прокариот и эукариот. Работают по таблице «Сравнение прокариот и эукариот» Составить несколько вопросов по таблице Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
25 Неклеточные формы жизни.- Вирусы и бактериофаги Вирусы - неклеточные формы Работа с текстом учебника. Беседа по таблице стр.74 учебника. Подготовить сообщение на тему «СПИД-чума 20 века Сообщение Знать особенности строения вирусов. соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции).
Уметь: осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса.
Оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
26 Обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки». Обобщение и повторение основных органоидов клетки и их функций. Отвечают на вопросы теста. Тест 27 Обмен веществ и энергии в клетке Обмен веществ и превращение энергии- свойство живых организмов
. Пластический обмен. Энергетический обмен. Ферменты. Записывают план лекции учителя, делают схему по ходу лекции. План Уметь объяснять, что такое пластический, энергетический обмен веществ.
28 Энергетический обмен в клетке. Диссимиляция. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание Записывают план лекции учителя, заполнение таблицы по этапам энергетического обмена. План. Уметь объяснять, что такое пластический, энергетический обмен веществ.
29 Питание клетки Автотрофы. Фототрофы. Хемотрофы, гетеротрофы. Самостоятельная работа по тексту учебника стр.87.. Составить словаря терминов по теме урока Словарь Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
30 Автотрофное питание . Фотосинтез. Автотрофы. Фототрофы. Хемотрофы, гетеротрофы. Работают по раздаточному материалу по теме «Фотосинтез» Тест Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
31 Автотрофное питание. Хемосинтез. Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии. Работают с текстом учебника. Ответить на вопросы стр.95 Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.
32 Генетический код. Ген. Транскрипция. Синтез белков в клетке Генетический код. Кодон. Транскрипция. Работают с текстом учебника Решение задач на генетический код Уметь решать задачи на генетический код
33 Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Механизм регуляции синтеза белков Анализируют текста учебника. И рис 45 Построение схемы транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации. Решение задач на генетический код
. Решение задач на генетический код
34 Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз Жизненный цикл клетки.. Деление клетки- основа роста, развития и размножения организмов. Апоптоз, его биологическое значение Выполняют лабораторную работу №5 Описание микропрепарата «Митоз в клетках корешка лука»; объяснять биологического значение митоза. Лабораторная работа Знать основные фазы жизненного цикла клетки, Уметь
объяснять сущность процесса размножения.
соблюдения мер по профилактике вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания35 Мейоз Гаплоидный набор хромосом, конъюгация, кроссинговер Работают по таблице «Мейоз», сравнивают митоз и мейоз,, работают с различной информацией. Практикум по решению задач по теме «Роль митоза при размножении и росте организма Решение задач Знать основные фазы жизненного цикла клетки, Уметь
объяснять сущность процесса размножения.
соблюдения мер по профилактике вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания36 Обобщающее повторение по курсу 10 класса Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать знания по теме «Цитология» Коррекция знаний по теме «Цитология» Тестирование применять полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в решении задач.
Литература для учителя:
1. Биология Поурочные планы Автор А.Ю. Гаврилова Волгоград 2005 г
2. .Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
3 А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014г
4. А.А.Кириленко Биология Раздел «Генетика» Легион Ростов-на-Дону 2015 г.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006..
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999
9. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
10. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
11. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
Литература для учащихся:
1. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014 г.
2 .Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
3 .Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.10Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
Требования к освоению учебного предмета
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;;уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:
умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Общие критерии и нормы достижений учащихся
(нормы критерии оценок)
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
Знание всего изученного программного материала.
Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3»
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1»:
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
2.Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов (оценка «1»).
Оценка «1»:
Полностью не усвоил материал.
3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Совсем не выполнил работу
(Оценка снижается во всех случаях, если ученик не соблюдал требования по ТБ)
4.Оценка умений проводить наблюдения по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
4. Не владеет умением проводить наблюдение.
5.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
Допустил не более одного недочета
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1»:
1.Не приступил к выполнению работы.
2.Правильно выполнил не более 10% всех заданий.
5.Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков, учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
нарушение техники безопасности;
небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4. орфографические и пунктуационные ошибки