Презентация АКТИВНЫЕ и ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 
* АКТИВНЫЕ и ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 
 * Пассивный метод                                                  В традиционной организации учебного процесса в                        качестве способа передачи информации                        используется односторонняя форма коммуникации * Недостатки пассивного метода 1 – Пассивность обучающегося во время занятия, его функция – слушание, но от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа;2  – Преподаватель, как правило, использует материал, который не является оригинальным. Односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа лектора. Оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения * Активный метод     Форма многосторонней коммуникации        в образовательном процессе * Интерактивное обучение          Это диалоговое обучение, в ходе которого        осуществляется взаимодействие            преподавателя и обучающегося  *   Особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося  – пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; – совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство; – согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; – совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию  и осуществлению решения задач  Суть интерактивного обучения Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают  * Совместная деятельность обучающихся В процессе познания, освоения учебного материала каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества *             В интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого * Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится                       создание условий             для их инициативы. Интерактивные методы     не заменяютлекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала  Достоинства интерактивных форм проведения занятий * Пробуждают интерес у обучающихся; поощряют активное участие каждого     в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению      учебного материала; оказывают многоплановое воздействие      на обучающихся; осуществляют обратную связь      (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения           Правила организации интерактивного обучения 1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. 2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезны разминки,                                             постоянное поощрение за активное                                                 участие в работе,                                                                         предоставление возможности                                                            для самореализации. 3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.                                                             Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах *          Правила организации интерактивного обучения 4. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт. 5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. 6. Поделить участников на группы                                                       на основе добровольности.                                                                 Затем уместно воспользоваться                                                   принципом случайного выбора  * Основные интерактивные формы проведения учебных занятий  творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками,      лекция-  пресс-конференция,      мини-лекция);  * Основные интерактивные формы проведения учебных занятий эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, (например, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки); системы дистанционного обучения; обсуждение и разрешение проблем         («мозговой штурм», ПОПС- формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); тренинги; метод кейсов  * Творческое задание * Составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося)     придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя  Работа в малых группах * Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе  Деловая игра    Средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности  * Эвристическая беседа      Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждает обучающихся прийти к самостоятельному правильному ответу. В эвристической беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда студенты ищут истину во взаимодействии, активизируя мышление друг друга  * *