Образовательный проект Открытый мир, переписка с зарубежными школами. Опыт работы учителя.


centercenterйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
100000100000йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

Международный сетевой проект по переписке с зарубежными школьниками
МБОУ «Бакчарская СОШ» 5, 7 классы, 27 человек
Таскаева Елена Михайловна, учитель английского языка

Международный сетевой проект по электронной переписке «Открытый мир»
МБОУ «Бакчарская СОШ», села Бакчара, Бакчарского района, Томской области.
Автор: Е. М. Таскаева, учитель английского языка.
Возраст участников: 5, 7 класс, количество участников проекта- 26 человек.
В современной школе основной целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность, то есть практическое применение иностранного языка. В контексте перемен, которые переживает образование сегодня это более чем актуально. Международное сотрудничество, практически во всех сферах деятельности достигло максимального уровня и в современном мире владение английским языком чрезвычайно актуально, так как именно английский язык является языком межнационального общения. Даже ученики средней школы могут принять участие в разных международных программах и получить образование зарубежом, а для этого нужно не только хорошие владение иностранным языком, но и такие особенности личности как: открытость к общению, способность преодолеть языковой барьер, соблюдение норм этикета, широкий кругозор.
Общение с носителями языка, я считаю, является необходимой частью его изучения на должном уровне.
К моему глубокому сожалению, в небольших населенных пунктах, достаточно удаленных от больших городов, одной из самых серьезных проблем обучения языку является проблема мотивации, так как почти невозможно предоставить учащимся «живое» общение с представителями стран изучаемого языка.
Многие, по-моему, почти все учителя иностранного языка нашей страны когда-либо задумывались об организации переписки с зарубежными школьниками, и успешно применяли такие проекты на практике, организуя переписку по обычной почте. Несколько лет назад ученики нашей школы под моим руководством обменивались письмами и подарками со школьниками из нескольких стран дальнего зарубежья. Однако, данный вид переписки, как я полагаю, имеет ряд недостатков, на которых я остановлюсь позднее. Поэтому мы с моими учениками, решили применить этот опыт, но уже «осовременив» его с учетом новых технических возможностей.
Все вышесказанное позволяет мне перейти к цели данного проекта: Развитие способностей обучающихся применять английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира.
Задачи проекта:
Повысить мотивацию к изучению английского языка
Создать условия для творческой работы учащихся
Научить культуре письменной речи (выбор приемлемой лексики, правильный стиль письма, грамматически правильное оформление и пр.)
Совершенствовать практические навыки работы с компьютером (Word, Power Point, Skype)
Развивать навыки работы в сети Интернет
Развивать навыки работы с электронной почтой
Формировать навыки работы с поисковыми серверами (Yandex, Google, etc)
Развивать навыки групповой работы.
Актуальность проекта:
1. Участие в данном проекте позволит учащимся обмениваться письмами намного быстрее, чем по обычной почте. (Одним из недостатков обычной переписки является ее медленная скорость, ученики забывают о том, что писали в предыдущем письме и зачастую повторяются, теряется мотивация. Письма из Бразилии, например, шли к нам более двух месяцев)
2. Электронные письма не требуют денежных затрат. (Во время организации переписки по обычной почте я столкнулась с неприятным фактом, что письма довольно-таки дорогое удовольствие, а данный вид расходов не предусмотрен школьным бюджетом)
3. Электронные письма позволяют обмениваться различными фото, аудио, видео файлами.
4. Сетевое общение предоставляет возможность вести диалог в режиме реального времени, например, в программе Skype.
5. Электронные письма легче для прочтения (При обмене «рукописными» письмами возникала проблема непонятного почерка, и из-за этого много информации из писем зарубежных ребят было невозможно прочитать).
6. Электронная переписка дает возможность ребятам с низким уровнем владения иностранным языком использовать онлайн переводчики и таким образом принимать активное участие в проекте наравне со всеми.
Ресурсы для реализации проекта:
Необходимое оборудование: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, желательно иметь проектор.
Необходимые навыки:
Со стороны учителя: умение пользоваться компьютером, знание программы Word, Power Point, умение пользоваться электронной почтой, регистрироваться на сайтах, навыки поиска информации в сети Интернет, навыки прикрепления аудио (видео) файлов к электронному письму, навыки работы в программе Skype.
Со стороны учащихся: обладание базовыми навыками работы на компьютере и в сети Интернет.
Методы оценивания и контроля: Я выставляла промежуточные оценки за каждое отправленное письмо в зависимости от правильности его оформления, количеству использованных слов, наличию или отсутствию орфографических, лексических и грамматических ошибок. По итогам мини-проектов ребята также получили оценки за презентации Power Point. Я применила метод взаимоконтроля, ребята выставляли оценки друг другу (работа в группах) и аргументировали свое решение.
Объектом проектной деятельности является коммуникативная компетенция учащихся.
Предметом проектной деятельности является развитие коммуникативных навыков обучающихся при написании личного письма.
Гипотеза – при организации электронной переписки с зарубежными школьниками будет повышаться мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, развиваться коммуникативные навыки.
Этапы проекта:
Организационный этап.
На данном этапе я посчитала целесообразным провести с учащимися беседу о мерах безопасности при работе в сети Интернет. Хотя на наших школьных компьютерах установлены специальные программы, которые позволяют заходить на сайты, одобренные учителем, проект предполагает и самостоятельное использование Интернета, например, с домашнего компьютера (по желанию ребят)
Затем, учащиеся разделились на группы и получили адреса сайтов, которые предоставляют услуги переписки с зарубежными школьниками, а также диагностические карты, которые им было необходимо заполнить в процессе изучения сайта. (пример в приложении) В течение некоторого времени учащиеся в группе проводили экспертизу, затем провели презентацию своего сайта, указывая его возможности, простоту или сложность использования, комментируя его наполнение. После обсуждения был выбран сайт, который ребята посчитали наиболее подходящим для использования в нашей деятельности - www.epals.com Сразу хочу упомянуть, что данный сайт предоставляет возможность полностью контролировать письма как отправляемые детьми, так и те, которые им приходят в ответ. Письмо дойдет до адресата только после одобрения учителя, что исключает вероятность различного спама и другого неподходящего контента.
Я зарегистрировала детей на сайте (сайт предоставляет возможность учителю зарегистрировать группу обучающихся самостоятельно) а затем сообщила ребятам их имя пользователя и пароль, который они потом самостоятельно смогли поменять.
Далее мы потратили некоторое время на то, чтоб научиться заходить на сайт под своим именем. А затем стали искать себе класс для переписки.
В ходе поисков нами были выбраны два класса из США, а также один класс из Франции. Hanson Middle School, Massachusetts, USA, - переписывались с 5 а классом нашей школы, Central Elementary School, New Jersey, USA – переписывались с 7 а классом.
Этап реализации проекта.
После того как мы с зарубежными коллегами решили, каким образом составить пары друзей, принимая во внимание интересы каждого ребенка в соответствии с анкетированием (см. приложение) началась, собственно, переписка ребят.
Первые письма были на свободную тематику, в них ребята знакомились друг с другом, обменивались фотографиями. После того как все уже стали чувствовать себя довольно-таки свободно, мы предложили детям попробовать свои силы в мини-проектах. (Здесь я бы хотела заметить, что данный проект еще находится в процессе реализации, и когда он будет закончен я еще не решила, это будет зависеть от интереса к нему ребят, в рамках данного проекта я планирую предлагать учащимся мини-проекты с различной тематикой, а темы этих мини-проектов напрямую зависят от программы, по которой мы обучаемся.)
Например, дети выполняли мини-проект, который называется «Вид из моего окна».
В 5 классе у нас по программе есть тема «Место, где я живу». Обучающиеся учатся описывать свой город, дом, школу. Я посчитала, что им будет интересно рассказать об этом своим новым зарубежным друзьям. Мы с зарубежной коллегой решили это сделать в игровой форме. Сначала мои ребята написали своим партнерам по переписке письма с описанием того, что они видят из окна своей комнаты. Ученики из США должны были нарисовать пейзаж в соответствии с прочитанными письмами и отправить ее обратно. А мои ученики в ответ прислали им реальные фотографии того, что находится у них за окном. Затем процесс повторялся, но уже американские школьники присылали письменное описание, а мои ребята рисовали. После этого мы проводили сравнение рисунков и фотографий, насколько точно все совпадало, либо не совпадало и делали анализ – почему мы получили данный результат, и как добиться улучшения письменной речи (если таковое было необходимо).
Подведение итогов в конце года.
Так как проект незавершен, я подвела промежуточные итоги в конце учебного года. Мною было проведено анкетирование участников проекта, чтобы выяснить, на каком этапе находится реализация его задач.
Результаты обработки анкетных данных:
Я узнал много нового о зарубежной стране. 83%
Я научился пользоваться электронной почтой 45%
Я стал более заинтересован в изучении английского языка. 62%
В процессе переписки я узнал много новых слов. 94%
Я научился набирать текст на английском языке. 54%
Я научился пользоваться сайтами на английском языке. 40%
Я стал увереннее использовать программу Power Point 48%
Я хотел бы продолжить общение со своими зарубежными друзьями. 97%
Пожелания детей: «чтобы письма приходили чаще, чтобы мы занимались перепиской с зарубежными школьниками на каждом уроке, чтоб у нас в школе провели более быстрый интернет, чтоб компьютеры не зависали, чтоб нам писали по-русски, чтоб нам присылали больше фотографий, чтоб нас пригласили в гости, чтоб друзья по переписке смогли приехать к нам в гости, обменяться подарками по обычной почте, хочется быстрее поговорить с ними по интернету, выучить больше английских слов.»
Я считаю одним из достаточно важных результатов реализации данного проекта тот факт, что учащиеся пятых классов самостоятельно изъявили желание принять участие в областном конкурсе по английскому языку и заняли в нем второе место, причем наша команда была единственной сельской командой среди городских участников. Этот результат не может не радовать. Также, в начале текущего учебного года увеличилось количество ребят, желающих принять участие в олимпиаде по предмету. Среди нынешних 6 классов (бывшие пятые, принимавшие участие в проекте в прошлом году) количество записавшихся на всероссийскую олимпиаду по предмету «Олимпус» - 10 человек, в два раза больше, чем в прошлом году до участия в проекте.

Дальнейшие планы.
С одной из зарубежных коллег мы решили, что нам необходимо использовать возможности общения в режиме реального времени. С этой целью мы решили использовать программу Skype. Так как существует разница во времени в США 11 часов (у нас утро, а у них еще вечер) мы договорились о соединении по Скайпу в 8 утра по нашему времени, а в США было в это время 9 часов вечера. Общение прошло успешно, дети впервые разговаривали с носителями языка, были очень взволнованы. В планах у нас продолжить этот опыт, в следующий раз Американские школьники собираются провести нам экскурсию по школе, с помощью ноутбука и веб камеры, соединенных с интернетом.
Продуктом нашего проекта будет презентация созданная учениками, в которой они расскажут о том, что узнали от своих друзей по переписке. ( у нас уже есть мини-презентации, но они слишком невелики для того чтобы называться продуктом такого масштабного проекта). В перспективе мне бы хотелось, чтоб ребята из каждого моего класса познакомились с представителями практически всех стран изучаемого языка (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия) а затем создали презентацию, в которой бы сравнивались, например, школы всех этих стран, либо праздники, и др. В зависимости от того, какая тема будет наиболее интересна для моих учеников.
Рекомендации для коллег:
Перед началом переписки необходимо провести беседу с учениками на тему международной толерантности, объяснить, что в зарубежных школах учатся дети разных рас и религий. (мои дети очень удивились, когда обнаружили среди своих друзей темнокожих ребятишек, а также им было удивительно читать в письмах подробные разъяснения американцев по поводу их религии и происхождения)
Организуя переписку по интернету необходимо проверить технические возможности школьного компьютерного класса, например, у нас в школе все компьютеры подсоединены к одному модему, поэтому отправлять письма приходилось по очереди, иначе вся работа зависала.
Будет намного удобнее, если ваши дети сначала напишут свои письма в программе Word, а затем скопируют их.
Необходимо заранее договориться с зарубежной коллегой о проектах, которые вы бы хотели реализовать, так как интерес к простой переписке у ребят быстро угасает. Ведь они никогда друг с другом не встречались и после обмена письмами на личную тематику у них пропадают темы для переписки. Темы мини-проектов могут быть выбраны в зависимости от школьной программы.
Для поддержания интереса к переписке было бы неплохо организовать обмен обычными письмами, например, раз в год. Дети любят присылать друг другу различные сувениры. Но я обратила внимание на то, что американские дети присылают подарки менее охотно, чем школьники из стран в которых английский язык не родной. Американцы присылают в основном символику своей страны, карты, журналы, стикеры. А вот, например, из Бразилии нам присылали бразильские монеты и банкноты, открытки, наклейки, брелоки, из Франции присылали даже косметику, браслеты, различные писчие принадлежности.
Организуя видео-чаты в реальном времени необходимо учитывать разницу во времени в России и зарубежом (особенно актуально для США), а также скорость интернет трафика, если она медленная, то будут значительные искажения картинки и звука, что сделает общение некомфортным, либо совсем невозможным.
Лучше, если при организации видео-чата вы будете пользоваться отдельным микрофоном, так как микрофон, встроенный в веб камеру, плохо улавливает звук, если камера находится далеко от говорящего. А когда вы общаетесь большой группой, приходится устанавливать камеру на большом расстоянии, чтобы всех присутствующих было видно.
Проблемы, с которыми мы столкнулись во время проведения проекта:
Медленная скорость Интернета.
Возможность использовать кабинет информатики всего лишь раз в неделю.
Большинству американских школьников запрещено отправлять свои фотографии в электронных письмах.
Путаница с получателями – отправителями писем в результате того, что многие дети болеют и не пишут письма, приходится оперативно менять пары корреспондентов.
Приложение:
Образец карточки оценки сайта.
Название сайта Есть ли у сайта русскоязычная версия? Сайт предлагает
Индивидуальную регистрацию
Коллективную регистрацию
Есть ли на сайте рекламные объявления?
Удобно ли вам пользоваться сайтом?
Регулярно ли происходит обновление содержания сайта? Предлагает ли сайт участие в интересных проектах? Можно ли пользоваться сайтом бесплатно? Образец анкеты перед началом переписки.
Фамилия, Имя
Я бы хотел(а) переписываться (необходимое подчеркнуть): с мальчиком, с девочкой, все равно с кем.
Мои любимые школьные предметы:
В свободное время я люблю заниматься:
Я посещаю кружки:
Я бы хотел(а) узнать от своего друга по переписке о:
Список использованной литературы:
Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3-С.25-27.
Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку.//Иностранные языки в школе.-1999.-№3-С.9-15.
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.-Москва,2003.-317с.
Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе.-1999.-№4-С.19-21.
Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа. - Иркутск, 2003.-432с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе.-2000.-№1-С.4-11.
Davis M.,Owned D. Help with Your Project.-London: Arnold,1997.-39p.
Haines S. Project: Material for Teachers.-Harlow: Longman, 1989.-212p.
Hutchinson T. Project English.-Oxford: Oxford University Press, 1997.-254p.
Phillips D., Burwood S. Project with Your Learners (Primary Resource Books). - Oxford: Oxford University Press, 1999.-365p.
Ribe R., Vidal N. Project Work. Step by Step.- Oxford: Heinemann, 1993.-456p.
Richards J., Plan J. Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics.- Harlow: Longman, 1997.-211p.
Vidal N. An Excuse for Project Work.-Barcelona, 1989.-154p