Анализ результатов обучения по семи модулям программы


Анализ результатов обучения по семи модулям программы
( выступление на августовской конференции для учителей начальной школы)
Познакомившись с Программой курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, я начала совершенствовать свою педагогическую практику. На сегодняшний день моя практическая деятельность согласуется с достоверными результатами научных исследований, с которыми нас познакомили в ходе курсов.
В этой Программе затронуты все аспекты, которые нужны мне для дальнейшей работы с учениками. Моя задача состоит в том, чтобы все семь модулей внедрить в обучение и познакомить учащихся с новым, неизведанным, которое им придётся постичь самостоятельно, развить и раскрыть в себе нераскрытые таланты.
Знакомя детей с новыми подходами в обучении, мною были разработаны уроки, в которые мне нужно было прописать все семь модулей. Как познакомить детей с ними? С чего начать? Я начала с того, что попросила детей самим разработать правила для нашего класса. Мне тоже пришлось сразу перестроиться и взять для себя не очень приемлемую роль – роль наблюдателя. Ребята взялись за эту идею с увлечением, они были сами заинтересованы в том, чтобы сложилась благоприятная атмосфера общения в классе.
Для подведения учащихся к групповой работе было проведено интервью. Цель этого интервью состояла в том, чтобы узнать, что знают дети о работе в группах и хотели бы они поучаствовать в такой работе. Оказалось, что из шести опрошенных ребят, четверо знают о ней, но не знают как в ней работать. Я разработала серию уроков по новым подходам в обучении, а начала с обучения через диалог. Потому, как диалог влияет на развитие мышления ученика, способствует интеллектуальному развитию и их результативности в обучении. Диалог у меня был интегрирован в модуле по критическому мышлению, и в атмосфере сотрудничества, в оценивании для обучения и оценивании обучения и при изучении информационно- коммуникативных технологиях, и в обучении в соответствии с возрастными особенностями. В итоге можно сказать, что диалог занимает центральное место на уроке.
Наблюдая за повседневной жизнью и деятельностью в классе. Слушая речь своих учащихся, их общение друг с другом, я пришла к выводу, что дети практически не владеют коммуникативными навыками. Чтобы решить такую проблему и барьеры в обучении, можно провести ряд мероприятий. Например, учить детей ораторскому искусству, упражнениям по развитию речи, умению выступать на публике. На мой взгляд, диалог может решить часть проблемы. Совместная беседа учащихся приносит большую пользу. Моим детям это позволяло на уроке выражать своё понимание, обмениваться знаниями, помогает осознавать, что теперь становится ответственным за свои знания, за свою группу, помогает учителю понять, на каком этапе обучения находится ученик. В первое время, участвуя в диалоге, дети всё время смотрят в мою сторону и как бы просили помощи и поддержки. Мне приходилось не управлять темой, а быть наставником для них. Данная поддержка влияет на коммуникативные способности детей. Такая вовлечённость учащихся в учебный процесс является решающей для развития обучения ученика.
Следующий модуль, который мне пришлось изучить - это критическое мышление, которое является актуальным на данный момент в Казахстане. С ним я познакомила по познанию мира «Насекомые».
Данный урок предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. Этот урок предполагал дифференцированное оценивание, к преподаванию и обучению детей различного возраста (Руководство 2012). На уроке по критическому мышлению я должна была с помощью постановки вопросов привести детей к тому, чтобы они самостоятельно определили тему урока и поставили цель. Например, я загадывала детям загадки о пчеле и пауке, а учащиеся находили сходства и различия у этих насекомых. Выводом было то, что эти два существа относятся к насекомым -это и стало темой нашего урока, отсюда и вытекала цель нашего урока. Критическое мышление включает в себя развитие таких навыков как: умение выбирать информацию, выписывать ключевые предложения, умение наблюдать, слушать, делать выводы и обобщения. Всё это, дети пытались постичь и достичь на этом уроке. Привлекая детей к сотрудничеству в групповой работе, дети работали с информацией о насекомых, собирали пазлы, решали проблему: улитка-это насекомое или животное. Оказалось, что в обмене знаниями, ученик нам рассказал об улитке (он узнал эту информацию из энциклопедии), что улитка – это и насекомое и животное, так как она ест и траву, и мелких рачков. Затем дети впервые учились писать эссе. Они должны были ответить на вопрос: - что будет на Земле без насекомых? Эту работу презентовали спикеры своих групп. Самое главное, что мне понравилось, так это то, что дети доброжелательно реагировали на доказательства приведённые другими детьми из других групп.
По таксономии Блума учащиеся учились анализировать, т.е. собирали имеющийся у них опыт, делали вывод, применяли эти знания на практике и учились оценивать друг друга.
Проблема оценивания получилась сразу же на первых уроках. Дети завышали себе оценки и ставили себе только пятёрки. Мне же, как наблюдателю организатору и наставнику пришлось прислушиваться к мнениям своих учеников. Данная Программа рассматривает идеи, разработанные в этих трудах, а так же стратегии преподавания и обучения, в основу, которых заложены такие виды оценивания, как формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание-это оценивание части ответа. Решая эту проблему. Мне пришлось предложить детям самим разработать критерии оценивания. Но в силу своего возраста естественно у них это не очень получалось, поэтому я взяла виды критериев, а они уже сами выбирали из них те критерии, которые посчитали нужными. Тоже самое было и с суммативным оцениванием, которое является итогом всей деятельности учащихся на протяжении всего учебного процесса. Если дети являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителей, так и для учеников, необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. (Руководство 2012)
Дети, наблюдая за собой, друг другом, оценивают и в итоге делают вывод о себе и о других, всё это ведёт к концепции своего «я». Концепция «я» подразумевает так же выстраивание отношений в группе, решению конфликтов, включая в себе сочетание когнитивных, аффективных компонентов, они же заставляют личность двигаться вперёд и вырабатывать в себе такие качества, как самоуважение и самоконтроль. Форма оценивания бывает разной. На моих уроках дети в формативном оценивании пользовались цветными стикерами, а в суммативном смешными смайликами, или одним словом, предложением, рисунком. Мне придётся работать над этой проблемой и в дальнейшем, пока для меня важно, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить своё обучение.
В связи с внедрением в обучение новых методов и технологий, для вовлечения учащихся в эти изменения могут разнообразить информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ).
Для меня это новый инструментарий, которым я должна овладеть в совершенстве и облегчить объяснение и понимание учащимися научных понятий. Поэтому, когда я готовилась к уроку «Транспорт» с использованием ИКТ, мне пришлось тщательно продумать этапы урока, обратиться за помощью в интернет и умело сочетать групповую работу и ИКТ. Дети на уроке были активными участниками учебного процесса. Работа с ИКТ помогла учащимся извлечь знания, обменяться информацией, а так же применить для участия совместной работе. Результатом этой работы будет то, что интеграция ИКТ в преподавании отдельных предметов потребует от учителя динамического развития, активного участия всех аспектов обучения, это и будет являться показателем компетентного понимания процесса обучения и преподавания.
Для достижения благоприятной среды и комфортных условий для успеха в обучении детей, особую роль нужно отвести для выявления талантливых и одарённых детей. Я, как учитель, тоже должна рассматривать себя в качестве «талантливого» наблюдателя. Выявление талантливых и одарённых можно выявить на олимпиадах, интеллектуальных марафонах, в творчестве. Реализуя модуль по выявлению одарённых и талантливых, я применила стратегию вмешательства. Посоветовавшись с коллегами, мы разработали карточку. По которой учащиеся должны были восстановить программу действий одного предмета. Были выбраны учащиеся трёх видов развития: сильный, слабый, средний. Каждый из них за отведенное время должен был восстановить правильно цепочку последовательности. В итоге сильный выполнил работу без ошибок за 4 минуты, средний за 6 минут и допустил две ошибки, слабый с заданием не справился. Самое главное нужно не ругать за это детей, более того сравнивать их друг с другом. Если сильный проявил себя в одной сфере деятельности, то средний и слабый свои таланты и способности могут проявить в другом. Исследования и размышления по выявлению талантливых и одарённых детей лежат в основе инклюзивного подхода к развитию преподавания для таких детей. (Руководство 2012)
То есть в своей работе я должна учитывать потребности каждого ученика, составлять индивидуальные программы по работе с одарёнными, содействовать обогащению знаний и дифференцированного подхода в обучении.
Следующий модуль тесно связан с предыдущим, только он связан с обучением в соответствии с возрастными особенностями учеников. Исследователи этого модуля советуют использовать когнитивный подход, т.е. умение учиться решать проблемы. Когнитивный подход подразумевает развитие речи, мышление, памяти, внимания и интеллектуальных способностей. Обучение и развитие младшего школьного возраста осуществляется во взаимодействии со средой и окружающими людьми. В своей деятельности я непосредственно общаюсь с детьми, а виды деятельности, которые они выполняют, становятся значимыми при использовании опыта детей в содержании обучения (Руководство 2012). У детей младшего школьного возраста есть свои плюсы и минусы. В своей практике я сталкиваюсь с такими проблемами, как речевой барьер, костная речь,
плохая память, не умение проявлять свои творческие способности. Данная Программа даёт возможность интеграции семи модулей по выстраиванию стратегий и критериев в устранении таких проблем. Например, в моей практике хорошо помогли такие модули, как критическое мышление, новые подходы в обучении. При организации и реализации этих модулей на уроках, я старалась организовать групповую работу путём вовлечения детей в диалог, здесь они обменивались знаниями, рассуждали, доказывали, а значит, обменивались своими речевыми навыками. Работая с раздаточным материалом (птицы, домашние и дикие животные, растения) дети развивали абстрактно- образное мышление, которое было направлено на запоминание и внимание, работая с информационным материалом, учащиеся учились выборочно выбирать ту информацию, которую считали нужной для себя, т.е. у них было право выбора. При презентации своей работы старались оригинально преподнести свою работу (в виде рисунков, кластеров), проявляя своё творчество. Особое внимание при этом необходимо уделять самооценке, чтобы они знали, что они исследуют, что изучают, чтобы пересмотреть свои ошибки и скорректировать дальнейшие шаги для их самосовершенствования.
Основная идея Программы состоит в том, что изменения, которые я пронесла через практику в реальном классе, изменяются в процессе размышления, перестроения своего учебного процесса и своей деятельности. Строя свои уроки, подбирая цели и задачи, мне нужно качественно подойти к разработке уроков, апробировать новые технологии, оценивание рефлексию. Работа по развитию своей собственной практики –это хорошее начало. Например, при разработке уроков я советовалась с более опытными учителями и изменения в моей работе проходили быстрее, т.е. по сути, я вовлекала их в сотрудничество, а значит, школа будет учиться делать что-либо по-другому. Такая совместная работа нужна для взаимной поддержки в лидерских группах, чтобы строились более доверительные отношения, которые будут вдохновлять других для дальнейших действий. Основой этого модуля состоит в том, что учитель сам может управлять на всех уровнях, а также в переоценке практики. Лидерство рассматривается, как изменения во вводимые самим учителем. Лидерство, как и обучение, побуждает человека к постоянному развитию. Мы можем использовать свои профессиональные качества и нравственные убеждения, чтобы воздействовать, но и совершенствовать свои навыки и мыслить стратегически. Чтобы развит в себе лидерские качества мне приходилось выполнять ряд условий:
-взять инициативу на себя
-собирать и использовать факты
Учитель становится не просто лидером, а учителем «исследователем». Такой оптимистический взгляд на дальнейшее развитие моего статуса в школе будет способствовать передаче знаний не только в школе, но и за пределами. Знания, добытые самим учеником, для него ценнее и важнее. Значит, моя задача – обеспечивать индивидуальное развитие и творческую самостоятельность ребенка в процессе освоения новых видов деятельности на основе и с учетом его личных целей, а стратегии и подходы, предложенные Кембриджским университетом, применяемые мною на занятиях помогают в этом. В заключении хотелось бы выразить огромную благодарность всем тренерам, людям, которые разработали эту Программу для того, чтобы учителя смогли оценить и усовершенствовать свою педагогическую деятельность и поэтому внедрить и интегрировать идею семи модулей.
Литература
1. Руководство для учителя (2012)