Обучение грамоте в 1 дополнительном классе Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №106»
«Рассмотрено» на заседании МО
_____ С.Ю. МитюшоваПротокол № 1 от 26.08.16 «Согласовано»
Зам. директора по УВР
______ С.А.Лепехина
29.08.2016
«Утверждаю»
Директор МБОУ « СОШ № 106»
____________Л. Г. Матвеева
Приказ №01-04/60 от 30.08.2016
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обучение грамоте»
для учащихся 1В класса
Составитель: Барсукова О.А.,
учитель начальных классов
Барнаул
2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса «Обучение грамоте»
Добукварный период. (26ч.)
Букварный период-(76ч)
Обучение чтению (30)
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
I. Обучение чтению( 132ч)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму(156ч)
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.
Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
1. Круг произведений для чтения.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.
Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.
Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.
Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.
Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.
4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.
Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.
Тематическое планирование по учебному предмету
«Обучение чтению»
№ п/пКоличество часов Наименование раздела программы, тем уроков
Добукварный период-26ч
1 1.1 «Азбука» — первая учебная книга.
2 1.2 «Азбука» — первая учебная книга.
3 1.3 Речь устная и письменная. Предложение.
4 1.4 Речь устная и письменная. Предложение.
5 1.5 Слово и предложение.
6 1.6 Слово и предложение.
7 1.7 Слог.
8 1.8 Слог.
9 1.9 Ударение
10 1.10 Ударение
11 1.11 Слог-слияние
12 1.12 Слог-слияние
13 1.13 Звуки в окружающем мире и в речи.
14 1.14 Звуки в окружающем мире и в речи.
15 1.15 Звуки в словах
16 1.16 Звуки в словах.
17 1.17 Повторение и обобщение пройденного материала
18 1.18 Повторение и обобщение пройденного материала
19 1.19 Гласный звук [а], буквыА, а.
20 1.20 Гласный звук [а], буквыА, а.
21 1.21 Гласный звук [о], буквы О, о
22 1.22 Гласный звук [о], буквы О, о
23 1.23 Гласный звук [и], буквыИ, и.
24 1.24 Гласный звук [ы], буква ы.
25 1.25 Гласный звук [у], буквыУ, у.
26 1.26 Гласный звук [у], буквыУ, у.
Букварный период-76ч
27 2.1 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
28 2.2 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
29 2.3 Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с.
30 2.4 Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с.
31 2.5 Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к
32 2.6 Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к
33 2.7 Согласные звуки [т], [т’], буквыТ, т.
34 2.8 Согласные звуки [т], [т’], буквыТ, т.
35 2.9 Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л
36 2.10 Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л
37 2.11 Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
38 2.12 Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
39 2.13 Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в.
40 2.14 Гласные буквыЕ, е.
41
42 2.15
2.16 Гласные буквыЕ, е.
Гласные буквыЕ, е.
43 2.17 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
44 2.18 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
45 2.19 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
46
47 2.20
2.21 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
48 2.22 Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
49
50 2.23
2.24 Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
Сопоставление слогов и слов с буквами з и с51 2.25 Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б.
52
53 2.26
2.27 Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б.
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п54 2.28 Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.
55
56 2.29
2.30 Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
57 2.31 Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
58 2.32 Гласные буквы Я, я.
59 2.33 Гласные буквы Я, я.
60 2.34 Гласные буквы Я, я.
61 2.35 Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
62
2.36
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
63
2.37 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
64 2.38 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.
65
2.39
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
66 2.40 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
67 2.41 Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
68 2.42 Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
69 2.43 Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж.
70 2.44 Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
71 2.45 Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
72 2.46 Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
73 2.47 Гласные буквыЁ, ё
74 2.48 Гласные буквыЁ, ё
75 2.49 Гласные буквыЁ, ё
76 2.50 Звук [j’], буквы Й, й77 2.51 Звук [j’], буквы Й, й.
78 2.52 Звук [j’], буквы Й, й.
79 2.53 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
80 2.54 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
81 2.55 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
82 2.56 Гласные буквы Ю, ю.
83 2.57 Гласные буквы Ю, ю.
84 2.58 Гласные буквы Ю, ю.
85 2.59 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
86 2.60 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
87 2.61 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
88 2.62 Гласный звук [э], буквыЭ, э
89 2.63 Гласный звук [э], буквыЭ, э
90 2.64 Гласный звук [э], буквыЭ, э
91 2.65 Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
92 2.66 Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
93 2.67 Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
94 2.68 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
95 2.69 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
96 2.70 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
97 2.71 Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
98 2.72 Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
99 2.73 Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
100 2.74 Русский алфавит. К. Льдов «Господин учитель Жук».
101
102 2.75
2.76 Русский алфавит. К. Льдов «Господин учитель Жук».
Стихи о зиме.
3.Послебукварный период-30
103 3.1 Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р104 3.2 Наше Отечество
105 3.3 История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские.
106 3.4 В. Крупин. Первый букварь. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки
107 3.5 А.С. Пушкин. Сказки.
108 3.6 А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг
109 3.7 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка
110 3.8 К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей
111 3.9 К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей
112 3.10 К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы
113 3.11 В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа
114 3.12 С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть
115 3.13 Сти3хи С. Я. Маршака.
116 3.14 Стихи С. Я. Маршака.
117 3.15 М.М. Пришвин « Предмайское утро» Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания.
118 3.16 М.М. Пришвин «Глоток молока»
119 3.17 Стихи А. Барто.» Помощница» , « Зайка»
120 3.18 А. Барто.» Игра в слова»
121 3.19 С.В. Михалков «Котята»
122 3.20 Б.В. Заходер « Два и три»
123 3.21 Выразительное чтение стихотворений.
124 3.22 Рассказы В. Осеевой.
125 3.23 Весёлые стихи Б. Заходера.
126 3.24 В. Берестов. «Песенка — азбука».
127 3.25 Подготовка к проекту: «Живая Азбука»
128 3.26 Проект: «Живая азбука»
129 3.27 Чтение стихов о детях
130 3.28 Инсценировка стихотворений
131 3.29 Наши достижения. Планируемые результаты изучения.
132 3.30 Прощание с «Русской азбукой» утренник.
Лист внесения изменений
Дата
внесения
изменений
Причина и характеристика изменений Основание( приказ)
Подпись