Рабочая программа по подготовке детей к школе Формирование элементарных математических представлений УМК Преемственность
МБОУ «Комсомольская средняя
общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
Методическим советом школы
Протокол № 27 от 29.08.2016
Утверждена приказом
МБОУ «Комсомольская СОШ»
№ ________ от 01.09.2016
Директор школы ________________ О.В.ЗоткинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Формирование элементарных математических представлений»
УМК «Преемственность»
(Дошкольное образование)
Пояснительная записка
Формирование элементарных математических представлений
УМК «Преемственность»
1.Роль и место дисциплины Формирование элементарных математических представлений имеет особое значение в развитии старшего дошкольника. С ее помощью ребенок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.
Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики, разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.
Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления старшего дошкольника и предполагает формирование обогащенных математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.
2.Соответствие Государственному стандарту Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования
3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к пониманию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
4.Цели и задачи Цели обучения в предлагаемом курсе направлены на формирование предпосылок универсальных учебных действий, начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Увеличение объема внимания и памяти;
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций, аналогии);
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.;
5.Специфика программы Основным методом этой программы является практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. В качестве теоретических основ формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников выступает не завершённая, дедуктивно выстроенная математическая теория, а часть математики, охватывающая ту стадию её становления, которая предшествует строгой математической теории и имеет название предматематика.
6. Содержательные линии программы Признаки (свойства) предметов
Цвет, размер, форма. Сравнение трех и более предметов (фигур) по размеру, по форме, по цвету. Определение правила, по которому составлен ряд предметов, геометрических фигур. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному (или найденному) правилу. Сравнение предметов по массе.
Пространственные отношения
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве 9справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Временные представления.
Раньше – позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Определение времени по часам. Простейшие сравнение времени (больше трёх часов, меньше пяти часов и т.п.).
Цифры от 1 до 9. Число 0. Число 10
Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счет, его отличие от количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов. Десяток, счёт десятками. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и вычитание чисел: смысл в арифметических операций. Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядный материал.
Простейшие геометрические фигуры
Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник и т.д.). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Содержательно - логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления
7. Требования к результатам Личностными результатами изучения курса «Формирование элементарных математических представлений» является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Формирование элементарных математических представлений» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
1.Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством педагога;3. Осуществлять контроль своей деятельности по результату;4. Работая по плану, уметь видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
5. Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в пособии: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.2. Отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию в пособии.3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.2. Отвечать на вопросы взрослого, сверстника;2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.3. Слушать и понимать речь других.4. Участвовать в паре.
Предметными результатами изучения курса «Развитие элементарных математических представлений являются формирование следующих умений:
1-й уровень (планируемый уровень образования)
-умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- умение находить части целого и целое по известным частям;
- умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующие числа;
- умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- умение соотносить цифру с количеством предметов;
- умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;
- умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
- умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
2-й уровень (желаемый )- умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность;
- умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,<,=;
- умение выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +,-,=;
- умение непосредственно сравнивать предметы по длине, уравнивать длины двух предметов;
- умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, отличать многоугольник от круга;
8. Формы организации учебного процесса Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок
Типы уроков:
ОНЗ –урок «открытия» нового знания
Р – урок рефлексии
ОК – урок обучающего контроля знаний
9. Итоговый контроль В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль – при проведении нового материала
взаимоконтроль – в процессе его отработки
10.Объем и сроки изучения На изучения курса отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.
I четверть – 17 ч.
II четверть -15 ч.
III четверть – 18 ч.
IV четверть – 16 ч.
№ п/п Тема, раздел Количество часов
1.
2.
3. Пространственные и временные представления
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел
Дополнительные задания 15 ч.
35 ч.
16ч.
Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
«Преемственность»
Дошкольное образование (66 часов)
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Цвет, размер, форма. Сравнение трех и более предметов (фигур) по размеру, по форме, по цвету. Определение правила, по которому составлен ряд предметов, геометрических фигур. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному (или найденному) правилу. Сравнение предметов по массе.
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве 9справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Раньше – позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Определение времени по часам. Простейшие сравнение времени (больше трёх часов, меньше пяти часов и т.п.).
Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству. Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчёта. Порядковый счет, его отличие от количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов. Десяток, счёт десятками. Равенство, его обозначение в математике. Сложение и вычитание чисел: смысл в арифметических операций. Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядный материал.
Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник и т.д.). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Содержательно - логические задания на развитие внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигуры из частей, преобразование одной фигуры в другую); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Пространственные и временные представления (15 ч)
Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выще-ниже.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
Длина. Длиннее-короче.
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.
Закрепление пройденного материала
Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.
Прямоугольник, квадрат.
Закрепление пройденного материала
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел (25ч)
Число и цифра 1. Понятие «один-много».
Число и цифра 2. Понятие «пара».
Число и цифра 3. Состав числа 3.
Повторение пройденного материала.
Число и цифра 4. Состав числа 4.
Число и цифра 0.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Понятие равенство. Знак « = «
Действие сложение. Конкретный смысл действия сложение. Знак действия сложение «+»
Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитание. Знак действия вычитание «-«Повторение и закрепление пройденного материала.
Число и цифра 6. Состав числа 6.
Число и цифра 7. Состав числа 7.
Число и цифра 8. Состав числа 8 .
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Число 10. Особенности записи числа 10.
Дополнительные задания (16 ч)
Содержательно – логические задания
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующие числа;
- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;
- в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
Программно – методическое обеспечение
по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год
Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. М.:Просвещение, 2016
«Математические ступеньки» С.И.Волкова М.:Просвещение, 2016
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К –полный комплект (исходя из реальной наполняемости группы)
П – комплект, необходимый для практических заданий в группах, насчитывающих по несколько человек (6 – 7 экземпляров)
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Наименование объектов и средств материально – технического
обеспечения Количество Примечание
Библиотечный фонд
Учебно – методический комплект по математике с детьми 6-7 лет (учебно – методическое пособие, рабочая тетрадь)
Примерная программа общего образования по формированию математических представлений К
Д Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по развитию математических представлений Д
П Технические средства обучения
Классная доска
Телевизор
DVD плеер
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Принтер Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д С диагональю не менее 72 см
Размер не менее 150 х150 см
Демонстрационные пособия
Объекты. Предназначенные для демонстрации счета
Наглядные пособия для изучения состава чисел
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин Д
Д
Д
Д