Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему Геометрические фигуры и основные цвета
«Геометрические фигуры и основные цвета»
Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разноцветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа родительного падежа; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал — подносы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Знакомство с геометрическими фигурами разного цветаЛогопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет названиеи внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит дидактическую игру «Разложи фигуры».
У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).
Основная часть
Дидактическая игра «Скажи слово»
а)Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Логопед показывает квадраты: большой и маленький. — Большой квадрат назовем обычным словом — квадрат, а маленький ласковым — квадратик. (Аналогично со всеми фигурами.)
б)Согласование числительных с существительными.Дидактическая игра «Сосчитай» (1 квадрат, 2 квадрата, ...,5 квадратов.) (Аналогично со всеми фигурами.)
в)Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Дидактическая игра «Чего не стал о?»
Логопед берет со стола у ребенка одну или несколько геометрических фигур, ребенок проговаривает, чего не стало у него на столе. (Двух красных квадратов.)
г)Игра на внимание «Что изменилось?»
Логопед выставляет геометрические фигуры разного цвета, затем меняет их местами. Дети восстанавливают их первоначальное расположение.
д) Правильное употребление предлогов.
Дидактическая игра «Поручение».
Дети выполняют инструкции логопеда. («Положи красный квадрат на пенал, под пенал, за пенал и т.д.»)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело
Продолжение основной части.
Дидактическая игра «Каждой фигуре — свое место».Ориентировка на листе бумаги: верхняя, нижняя, правая, левая стороны и верхние правый, левый углы, нижние правый, левый углы.
5.Итог занятия