Конспект на тему «Проблема адаптации первокласников»
Проблема адаптации первоклассников.
Уважаемые коллеги! Помните ли Вы тот день, когда пришли в школу в первый раз? Какие чувства Вы испытывали тогда?
Именно эти чувства и эмоции позволяют нам судить о том, адаптировался ли ребёнок к учебному процессу, к социуму.
Думаю, что все из вас сталкивались с такой проблемой: среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям, не справляются с учебной программой. В дальнейшем такие ребята обычно попадают в число отстающих. Размышляя над этой проблемой, ко мне пришло понимание, что для того, чтобы адаптация проходила безболезненно, важно создать условия.
В 2009 году я набрала первый класс и свою работу начала с исследования подготовленности детей к школе. Совместно с психологом нашей школы мы провели «Методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей». В сентябре детям была предложена «Карта-характеристика готовности детей к обучению в школе» с целью определения трёх уровней готовности: психологического, социального и развития познавательной деятельности.
Выявлено, что из всех исследуемых ребят моего класса 30, 6 % привлекает только внешняя сторона учёбы, а 17 % вовсе не осознают цели учения. Меня обеспокоило, что у 27,2 % контакт и общение затруднены, а 6,8 % - плохо вступают в контакт. Недостаточно организованное поведение у 37,4 %, а неорганизованное у 6,8 %. Признаков дезадаптации в моём классе не выявлено.
По результатам теста «Рисунок школы», проведённого с целью определения уровня школьной тревожности, выяснилось, что у 11 % ребят моего класса сложилось эмоционально благополучное отношение к школе, но у 14 % выявлена некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для детей ситуации.
Результаты этих тестов позволили увидеть именно тех детей, которые нуждались в особенном внимании с моей стороны.
Ситуации успеха для таких детей сложились из того, что мои дети научились работать в паре, выступали в роли спикера, помогали друг другу раскрепоститься.
Большое значение в решении процессуальных задач я придаю постоянной смене состава микрогруппы, потому что именно через такую систему работы теплее становятся отношения между ребятами, они находят новые подходы друг к другу, учатся уступать, признавать мнения других и поддерживать их, учатся жить и работать в школьном социуме. Я убеждена, что форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для ребят ещё потому, что реализует их стремление к совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях, когда даже самый замкнутый и застенчивый ребёнок получает возможность высказать своё мнение на «Авторском стуле» перед всей аудиторией.
Состав микрогруппы складывается на демократичной основе, т. е. не навязываю, а предлагаю ребятам собраться в группы по цвету жетона или объединиться с теми, кому достался фрагмент такой же разрезанной открытки.
Трудности у меня возникали и сейчас возникают во время выборов спикеров, т. к. в классе есть дети, которые всё время хотят быть в центре внимания, а есть такие, которые не привыкли, боятся быть на виду.
Чтобы решить эту проблему, я использовала мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских считалках и жеребьёвках, но это в том случае, когда ребята сами затрудняются в выборе спикера. Или использую просьбы: «Выберите, пожалуйста, спикером того, кто ещё не был…,того, кто очень внимательно слушал…» Замкнутых, застенчивых ребят постоянно поощряю: «Не бойся…, попробуй…, у тебя всё получится…, мы с ребятами поможем тебе…»
К одной из самых серьёзной проблем адаптации, думаю, относится неумение детей контактировать, т. к. все они разные: по характеру, темпераменту, умственным способностям. Именно подход через стратегии RWCT помогают решить эту проблему, ускоряют процесс организации коллектива, учат взаимопониманию, формируют навыки коммуникативного общения.
При исследовании отношения детей к предмету, я выяснила, что познание мира является для ребят скучным, т. к. многие темы написаны научным языком. Хорошо мотивирует ребят на изучение таких сложных тем, как «Размножение растений» или «Стороны горизонта», делая материал более разнообразным, интересным работа с кластером, составление концептуальной карты, диаграмма Вена, когда можно сравнить, вывести ребят на проблему. Ведь если дети научатся видеть проблему, воспринимать её осмысленно, при сложившейся ситуации успеха, пусть на своём детском уровне смогут найти и предложить решение этой проблемы, получат основу обучения в течение всей жизни, то я, как учитель буду считать, что результативно решаю проблему функциональной компетентности в начальной школе.
Очень любят мои первоклашки, когда я даю им задание подумать и обсудить в группах, в чём заключается главная мысль сказки или рассказа, объяснить смысл пословицы. Так было, когда я рассказала ребятам притчу о матери, у которой было три сына. Так случилось, что мать заболела и слегла. Один сын книжки ей читает, другой на свирели играет, а третий – полы подметает да щи варит. Мать любит всех сыновей и с гордостью рассказывает о них старому деду. А тот отвечает: «Где же твои сыновья? Я здесь только одного сына вижу». Ребята столкнулись с проблемой: почему дед так сказал? Кого он имел в виду? Выслушивая мнения друг друга, соглашаясь или доказывая свою точку зрения, мы рассматриваем вопросы морали, нравственности, гражданственности. Дети учатся в разговоре, в споре отслеживать истину и глубже видеть то, что при другой ситуации не увидели бы.
Конечно, такая работа даётся первоклассникам нелегко, требует больше времени и помощи учителя, чем, например, в 3-4 классах. Но это наши первые шаги на пути к самостоятельному добыванию знаний, к самостоятельному осмыслению материала.
Очень волновалась, когда, решив подвести небольшой итог за первое полугодие, провела повторные исследования. Мне было интересно посмотреть реакцию на результат исследования родителей, коллег, послушать их мнение, тем более, что не все адекватно воспринимают этот проект в 1 классе, интересно было увидеть качественные изменения. В течение всего 1 полугодия я наблюдала за детьми на уроках, во внеурочное время, беседовала с родителями, ребятами, учителями-предметниками. В конце 1 полугодия смогла сделать следующие выводы:
выявлено желание учиться в школе более чем у 80 % детей;
привлекает только внешняя сторона учёбы 21,3 %;
не осознают цели учения всего 11,7 % первоклассников;
если в начале года контакт был затруднён у 27,2 %, то к концу 1 полугодия число сократилось до 28, 6 %;
недостаточно организованное поведение наблюдается ещё у 17,4 %, неорганизованное – 3, 4 %.
Повторный цвето-рисуночный тест диагностики психического состояния младших школьников, проведённый в моём классе в конце 1 полугодия, показал, что по сравнению с тестом, проведённом в сентябре, у ребят повысились данные по таким критериям, как активация с 12% до 28 %, внимание с 6 % до 15 %, уважение с 6,3 до18, 6 %. Снизились показатели по критерию «усталость», «утомляемость» с 18% до 6, 3 %.
Я считаю, что использование стратегий RWCT на уроках с первых дней ребёнка в школе помогает детям быстрее адаптироваться к новым условиям жизни в социуме, развивает в них коммуникабельность и толерантность, что при корпоративном обучении дети не стесняются высказывать свою точку зрения, не боятся показаться смешными, хорошо мотивируются на учебный процесс, с удовольствием пишут эссе, составляют книжки-раскладушки. Дети способны расширить границы своей фантазии, в процессе учения с увлечением перенести свои мысли на бумагу. Хочется верить, что, помогая процессу адаптации первоклассников, программа RWCTизменит окружающий школьный мир, сделав его ярким, интересным, познавательным, а малышей по-настоящему счастливыми.