Методический материал Адаптация детей в условиях ДОУ

Консультация для воспитателей
 
Условия успешной адаптации детей к ДОУ–
новые подходы в работе воспитателей
 
Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:
1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2.     Работа с родителями;
3.     Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Зрительно уменьшат помещение красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Желательно рядом разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе физкультурный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении.
Важна изодеятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).
Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.
Можно использовать спокойную музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой (успокаивают и расслабляют). «Песочная терапия» - песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. * Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Дети вместе с воспитателем делают по очереди отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной (Прислушиваемся к ощущениям: песок прохладный, теплый, сухой, мокрый);
* Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);
* Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
* «Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
* «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;
* Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать, чьи это следы?)
Очень важно единство требований двух воспитателей и помощника воспитателей.
 
2.     Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).
3.     Организация игровой деятельности в адаптационный период
Литература:
1/  Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации// Ребенок в детском саду – 2003 - №2
2/ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2004
3/ Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2007
                              
 

15