Методический материал на тему Адаптация пятиклассника




















Родителям пятиклассника посвящается
























Родителям пятиклассника посвящается

Начальную школу и среднюю разделяют лишь три месяца летних каникул, и за это время ребенок не становится ни намного старше, ни увереннее в себе. Но многие родители склонны считать по-другому. И когда ребенок вдруг отказывается идти в школу, одну за другой хватает тройки даже то тем предметам, по которым раньше успевал, у родителей возникает закономерный вопрос: что делать? Прежде всего, понять, что сейчас вашим детям очень тяжело и им нужна ваша помощь. А вот какой она должна быть, попробуем разобраться.

Не хочу идти в школу.
Психологи единодушны, переход из начальной школы в среднюю переносится детьми гораздо сложнее, чем поступление в первый класс, ведь ребенок сталкивается с множеством проблем, и одна из них – «множественность»: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов много. И ко всему прочему, ребенку надо учиться строить новые отношения с большим количеством взрослых людей, а порой и с новыми одноклассниками. Поневоле заволнуешься и испугаешься. О том, что адаптационный период проходит для ребенка тяжело, вам скажут его раздражительность, плаксивость, грусть, стремление к уединению, острая утомляемость и вялость или, наоборот, двигательное беспокойство, невнимательность, нарушение сна (долго засыпает, прерывистый сон, снятся кошмары). Кстати, жалобы на головную боль, боли в животе, в сердце не являются уловкой пропустить урок. Они реальны, если ребенок неуютно чувствует себя в новом статусе.
Что делать?
если вы видите, что ребенок нуждается в помощи, не ждите, когда он ее попросит, возможно, он не знает, что она ему нужна, просто помогите. В этот трудный момент важно поддерживать ребенка, не критиковать излишне за медлительность, не сравнивать с другими детьми, не ругать за безответственность.
Если вас вызвали в школу, не стоит сразу же становиться в сторону учителя и устраивать тут же взбучку «нерадивому ученику». Вы должны разобраться, прежде чем оценивать поступок ребенка (заметьте, не самого ребенка).
Попросите классного руководителя помочь сориентироваться ребятам, провести своего рода экскурсию по школе, рассказать, где что находится. Если это невозможно, проведите экскурсию самостоятельно или начертите дома план школы и «прогуляйтесь» по нему несколько раз.
Причиной нежелания идти в школу очень часто становятся несложившиеся отношения со сверстниками или же старшеклассниками. Чтобы быть в курсе событий, вы должны прежде всего иметь доверительные отношения с ребенком, знать, с кем он дружит, общаться с его друзьями, одноклассниками.
Не нагружайте ребенка немыслимым количеством кружков, одного – двух более чем достаточно, и они должны быть ему интересны.

Откуда тройки.
Отличники и хорошисты в начальной школе – это основном дети, с которыми родители занимались до школы. Если первоклассник изначально умеет читать, считать, у него нормальная память, и он твердо держит ручку, хорошие оценки по основным предметам ему обеспечены без особых трудов. Тем более что учитель досконально знает слабости и сильные стороны своих учеников, где-то подтянет, где-то простит ошибку, если непонятно – повторит, дети буквально пролетают начальную школу. В пятом классе учебный материал становится на порядок сложнее, добавляются новые предметы, появляются новые требования, и если ребенок оказывается неготовым к ним, интерес к учебе начинает угасать и приводит к ухудшению оценок.
Что делать?
Многочисленность требований, которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенка, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности, – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» – норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнения заданий. Например, русский язык – использовать зеленый и красный карандаш, география – приносить контурные карты, цветные карандаши, английский язык – тетрадь-словарь.
Несомненно, к причинам, которые приводят к нежелательным оценкам, относятся, прежде всего, пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочные слова. Чтобы проблемы не росли как снежный ком, ребенку по-прежнему нужно регулярно объяснять недопонятое на уроках, помогать с домашними заданиями, интересоваться оценками. Даже если вам кажется, что ваш ребенок вполне самостоятелен – ненавязчивый, но регулярный контроль необходим.

Но самое главное, вы должны понять, уважаемые родители: детям важно знать, что вам небезразличны его старания. Фразы типа «ты учишься для себя, я уже отучился» не стимулирует детей, поскольку свою взрослую жизнь «в будущем» им трудно представить. Только если ребенок убеждается, что это нужно маме и папе каждый день, он будет стараться и делиться со взрослыми своими радостями и печалями. И тогда адаптация к средней школе проходит безболезненно.




15