Конспект урока обществознания по теме: Семья и брак. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.


Конспект урока обществознания (11 класс) по теме:"Семья и брак. Проблемы неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации".
Цели урока:
Расширить и углубить знания и представления учащихся о семье как малой группе и одном из основных институтов общества, изучить проблемы неполной семьи, социального сиротства и выявить пути их решения, рассмотреть современную демографическую ситуацию в РФ.
Сформировать умение анализировать статистические данные и результаты социологических опросов с целью выявления основных тенденций в невозможности полной независимости семьи от государства в современном обществе;
Продолжить формирование умений выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблеме, аргументировать собственную позицию, анализировать полярные позиции по проблеме урока.
Задачи урока:
Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей учащихся.
Тип урока: урок обобщения материала.
Вид урока: урок – защита проектов.
Основные понятия:
Семья, брак;
социальная политика;
Проблема кризиса современной семьи.
Проблемы неполной семьи.
Сиротство, усыновление, попечительство, патронат, приемные семьи, детские дома.
Демографический кризис.
Оборудование урока.
Запись темы урока на классной доске.
Компьютер.
Презентации.
Методы и формы организации урока:
Презентация проектов учащихся;
Беседы по проблемам семьи; возможности создания идеальной семьи.
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
План урока:
Организационный момент.
Первый этап урока.
Сегодня у нас урок - защиты проектов по теме "Семья и брак. Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации".
Вы получили опережающее по теме задание: Самостоятельно и в группах исследовать проблематику этой темы, используя рекомендуемую литературу, информационные материалы Интернета, навыки компьютерных пользователей.
Учитель задаёт вопрос: Что такое семья в юридическом смысле?
Ответ: это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).
Семья как юридическая единица имеет определённый социальный и правовой статус.
Учитель: Обобщающее представление о семье даёт социологическая наука, раскройте понятие семьи как социальный институт и как малую группу?
Ответ: “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Семья - это сложное социальное образование, социальный институт, т.е. объединение, с совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения во взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, говорят, что это один из древних институтов, показывая те изменения, которые происходили в нём с течением времени и отмечая, что с течением времени не изменилась сама социальная необходимость семьи, на всех этапах общественного развития она нужна была для самосохранения общества.
Учитель задаёт вопрос: какие функции семьи вы знаете?
Ответ: Репродуктивная, Социализации, Хозяйственно-бытовая, Экономическая, Социально-статусная, Эмоциональная, Защитная, Духовно-нравственная, Досуговая.
Учитель: Семья - это объединение людей, связанных друг с другом узами любви и добра, родства. Они обязаны поддерживать друг друга. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Учитель задаёт вопрос: Как соотносятся понятия “семья” и “брак”? Какие виды брака различают в настоящее время?
Ответ: Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.
Юридический – союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом.
Гражданский – длительное совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке.
Церковный – регулируется только нормами внутрицерковного права.
Второй этап урока.
Защита проектов учащихся. Поиск собственного взгляда на решение проблем, соотнесение ее с общественным мнением. Формирование умений участвовать в дискуссии.
Перед изучением темы ""Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации " был дан старт исследовательским проектам учащихся. Учащиеся готовили презентации итогов своей деятельности, защита проектов стала основной частью урока.
В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на научно-практической конференции .Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.
Основополагающими вопросами проектов стали вопросы: Какие тенденции развития семьи существуют в современном обществе? Что может ожидать семью в будущем? Как помочь неполной семье? Как решить проблему социального сиротства? Какой выход из «демографической ямы»? Беби-бокс – спасение детей?
Проект «Пути решения проблем неполной семьи в социальной работе».
Проект ««Семейная и государственная политика России как механизм выхода из демографического кризиса».
Проект « Сиротство: пути решения проблемы».
Третий этап урока.
Разрешение проблемной ситуации. Подведение результатов урока. Оценка работы учащихся.
Разрешение проблемной ситуации
Являются ли эти изменения в семейных отношениях выражением упадка семьи как социального института или отражают сложные поиски нового типа семьи, лучше адаптированного к реалиям современного общества?
Возможный вариант решения проблемы в ходе дискуссии.
Кризис семьи – проявление кризиса рыночной цивилизации, которая утратила способность мотивировать людей к вступлению в брак и обзаведению детьми. Это конфликт общества и личности, отказывающейся в новых условиях выполнять важнейшие свои функции репродукции и социализации нового поколения. Ослабли социальные ограничения в сфере семейного поведения, расширились рамки индивидуального поведения, возросло разнообразие форм и типов отношений в семейной сфере. Все большее количество детей растет с одним из неродных родителей. Естественным ядром семьи становится самая прочная в глазах общества “связка” - мать и ее дети. Подтверждается поговорка, что матерей создает природа, а отцов – общество. Современному обществу не удается задача сделать из мужчин отцов. Растет число беспризорных и брошенных детей в России. Это следствие ослабления института семьи, семейных ценностей и нравственности в обществе. В последние 20 лет мы также наблюдаем ослабление семьи, пропаганду эгоизма, это приводит к нарастанию сиротства, алкоголизму, наркомании.
Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство. Наша задача сегодня – избежать того, чтобы эта перевернутая логика, логика абсурда становилась доминирующей, навязывалась как модель поведения, модель для изменения права, нравственных принципов.
Учитель задаёт вопрос учащимся: Как вы представляете себе идеальную семью? Учитель, обобщая выступления учащихся, предлагает вспомнить принципы и традиции семейных отношений, которые существуют и в нормах морали и в законах, на которых строится гармоничная и стабильная семья:
общность супружеских отношений;
справедливое распределение семейных обязанностей;
дружеское расположение, взаимная забота членов семьи;
любовь между супругами, родителями и детьми;
понимание и поощрение индивидуальных устремлений членов семьи.
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека. Именно семья для каждого человека - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.
Абсолютно правы в своих высказываниях: писатель В.Гюго “ Семья - это кристалл общества” и Социолог М.А. Иванов: “Семья и право- это гарант спокойствия общества, развития государства”.
Домашнее задание с рекомендациями по его выполнению.
сочинение- эссе по теме: “Семья – это кристалл общества”.  В.Гюго.
(Звучит песня «Гимн семье»)
Семья – источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый,
И грусть, и радость, и печали
Одни на всех, неразделимы!
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани! (И.Резник)
Литература
Конституция РФ 1993г.
Семейный кодекс РФ. Последняя редакция.- М.: Юрайт-Издат, 2006. – 77с.- ( Правовая библиотека).
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
Обществознание: учеб. для учащихся 11кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2007.
Обществознание /Учеб. Пособие для школьников и абитуриентов/ В.И.Анишина, С.А.Засорин, О.И.Крыжкова, А.Ф.Щеглов.- М.: Материк-Альфа,2006г.
Никитин А.Ф. Обществознание, справочное пособие,/Полный курс подготовки к экзаменам, зачётам, тестам/.-М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005г.
Афанасьева Т.М. Семья: Проб. Учеб. Пособие для учащихся сред. Учеб. Заведений –М.: Просвещение, 1996г.
Сертификат полезности продукта данных проектов.
№ Тема проекта Критерии выраженности полезности.
Актуальность (нужен в данное время) Будет неоднократно применён в будущем Люди, не являющиеся авторами проекта, смогут легко применить продукт в своих целях
ДА – 3;
скорее ДА, чем НЕТ – 2;
Скорее НЕТ, чем ДА – 1;
НЕТ – 0. ДА – 3;
скорее ДА, чем НЕТ – 2;
Скорее НЕТ, чем ДА – 1;
НЕТ – 0. ДА – 3;
скорее ДА, чем НЕТ – 2;
Скорее НЕТ, чем ДА – 1;
НЕТ – 0.
1 2 3