Проект социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей.

Проект социально-педагогического сопровождения детей из неполных семей.
Введение
Социально-педагогический проект реализуется на базе МБОУ Кашарской СОШ.
Современные педагогические, психологические и социологические исследования подтверждают тот факт, что семья является важнейшим фактором формирования личности человека.
Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения. Семья вводит ребёнка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, социализация личности. Поэтому увеличение количества неполных семей является актуальной социальной проблемой.
Актуальность проекта
Неполноценность семьи влияет на формирование как физического, так и психического здоровья подрастающего ребёнка.
Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто как в зеркале, отражает облик его родителей. Поэтому проводя работу с детьми, необходимо проводить работу и непосредственно с родителями.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведённая.
Наиболее распространённые в наше время неполные семьи - это семьи, распавшиеся из-за расторжения брака. Сегодня многие люди, относятся к разводам как к обычному явлению. На каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в северных и восточных регионах число разводов может даже превышать число заключаемых браков.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. Статистика показывает, что у 37,7 % детей снижается успеваемость, у 19,9% страдает дисциплина дома, 17,4 % требуют особого внимания, 8,7 % убегают из дома, а у 6,5 % детей возникают конфликты с друзьями. И как утверждают медики, каждый пятый ребёнок больной нервозом пережил в детстве разлуку с отцом.
В современной России социальная работа с детьми из неполных, в частности, разведённых семей строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющий их социально-правовой статус, устанавливающих их права, а также формы предоставления помощи нуждающимся.
Прежде всего – это Конвенция ООН о правах ребёнка, в которой сказано, что ребёнку для гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья и любви.
В Конституции РФ сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства; [ст.38]
Наиболее полно права детей из неполных семей в ситуации развода родителей отражены в Семейном кодексе РФ. Отмечается, что ребёнок имеет право: на жизнь и воспитание в семье; на совместное проживание с родителями, если это не противоречит его интересам; [ст. 54] На общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребёнка [ст.55].
В 1992 г. Правительством было принято постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.
И на основе такого кризисного положения современных семей, составлен проект социального сопровождения детей из неполных семей.
Перед данным проектом поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
поддержать детей из неполных семей, оказавшихся в кризисной ситуации;
наладить эмоциональный контакт между детьми и родителями из неполных семей;
помочь родителям правильно справиться с конфликтами, возникающими в семьях.
Ожидаемые результаты проекта.
Применение методов профилактики и разрешения конфликтов родителями в воспитании ребенка.
Гармоничное психофизиологическое развитие детей в семье.
Взаимодействие родителей и социально - психологической службы школы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: Разрабатывается количество мероприятий, их тематика и сущность.
2. Основной этап: заключается непосредственно в проведении запланированных мероприятий.
3. Итоговый этап: подводятся итоги реализованного проекта и сопоставление с ожидаемыми результатами.
Количество участников: 7 детей из неполных семей, возрастом 10-11 лет и их родители.
Кадровое обеспечение: классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог.
В данном проекте существует ряд мероприятий: беседы и родительское собрание с родителями из неполных семей, занятия с детьми и индивидуальные беседы, а также совместные мероприятия детей и родителей.
План – график проведения мероприятий

Мероприятие
Цели
Дата проведения
Ответственный

1
Выявление детей из неполных семей на начало учебного года
для дальнейшего планирования работы
до 5.09
Кл. руководители, соц. педагог.

2
Родительское собрание на тему «Родители – главные воспитатели».
- помочь родителям разобраться, в том какое воспитание они предоставляют своим детям;
- помочь родителям задуматься о том, как детям необходимо эмоциональное общение с ними.
сентябрь
Кл. руководители, соц. Педагог.

3
Беседа с родителями на тему: «Конфликты в семье»
- ознакомить родителей с видами конфликтов и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
октябрь
Кл. руководители, педагог-психолог.

4
Беседа с родителями «Как правильно себя вести в конфликте с ребёнком»
- научить родителей как правильно выходить из конфликта с детьми;
- познакомит родителей с тем, каким образом влияют ссоры и конфликты на физическое и психическое развитие ребёнка.
ноябрь
Кл. руководители, педагог-психолог, соц. педагог.

5
Тренинговое занятие «Приятные воспоминания в моей семье»
-помочь ребёнку отвлечься от повседневных проблем;
- направить мысли на позитивное, приятное, что когда-либо запомнилось ему в его семейной жизни.
декабрь
педагог-психолог, соц. педагог.

6
Подготовка домашнего рисунка «Праздник в нашей семье»
- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
- сблизить и создать эмоциональный контакт родителей с детьми.
январь
педагог-психолог, соц. педагог.

7
Детско - родительское собрание на тему : Семья – «Глаза в глаза»
-обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни.
февраль
Кл. руководители, педагог-психолог, соц. педагог.

8
Познавательный урок – беседа на тему : «Мои права – я должен их знать с детства»
- рассказать детям из неполных семей об их правах
март
Соц. Педагог.

9
Игра «Счастливый случай».
- развивать познавательную активность учащихся, расширять их кругозор;
- позволить детям более тесно пообщаться с родителями во время игры.
апрель
Кл. руководители, соц. педагог.

10
Выявление детей из неполных семей на конец учебного года

май
Кл. руководители, соц. педагог.

Используемая литература и методики:


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415