Рабочая программа ОДО Математика для увлечённых

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРИНИЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № ___ от _____________

Утверждаю:  Директор школы__________ Л.А.Тютерев приказ № ___ от______20__ г.




Рабочая программа
ОДО «Математика для увлечённых»

для детей среднего школьного возраста,
срок реализации 1 год






Возраст детей: 5 -7 классы
Тип программы - авторская

Программа разработана:
учителем математики высшей квалификационной категории
Глущенко Т.И.




2015 – 2016 учебный год



Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом ОДО предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Целью данного курса «Математика для увлеченных» является обеспечение расширенного и углубленного изучения математики, знакомство с историей математики, развитие у учащихся интереса к предмету математики, обеспечение каждому ребёнку максимальной реализации, совершенствования, саморазвития.

Задачи:
-получение учащимися дополнительных сведений из истории математики,
-выработка навыков решения математических ребусов, кроссвордов, головоломок,
-развитие навыков решения задач повышенной сложности,
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой,
- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
- воспитание высокой культуры математического мышления,
- развитие творческих способностей учащихся,
- воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Программа курса рассчитана на 175 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю: понедельник – 2,5 ч, вторник- 2,5 ч

Принципы программы:
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.





Программа ОДО «Математика для увлеченных».

1. Из истории развития математики(50 ч).
Как люди научились считать. Развитие арифметики. Математика у народов нашей Родины. Как измеряли в древности. Старые русские меры. Метрическая система мер. Известные математики. Некоторые приёмы быстрого устного счёта.
Основная цель – дать учащимся сведения из истории развития математики, известные факты из биографий учёных – математиков, научить учащихся некоторым приёмам быстрого устного счёта.

2. Занимательная математика(60 ч).
Математические ребусы. Математические кроссворды. Что такое магический квадрат? Математические игры. Математические софизмы. Старинные математические задачи.Логические задачи.
Основная цель – научить учащихся решать математические ребусы, кроссворды, головоломки, выработать умение заполнять магические квадраты, решать старинные математические задачи.

3. Из истории возникновения геометрии (65 ч)
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни.
Геометрические фигуры. Геометрические фигуры.
Основная цель – дать учащимся сведения из истории развития геометрии, научить решать геометрические задачи на разрезание и складывание фигур.

Формы занятий.
1.Занятие – семинар.
2.Занятие – игра.
3.Занятие – конкурс.
4.Занятие – турнир.
проект.






















Календарно-тематическое планирование

№ п/п
ТЕМА
Кол-во
часов
Дата планируемая
Дата
фактическая

1 четверть


Из истории развития математики


1
Из истории математики.
5
1.09, 7.09


2
Волшебный мир чисел. Как люди научились считать.
5
8.09, 14.09


3
Из истории развития арифметики. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.
5
15.09, 21.09


4
Системы счисления. История нуля. История математических знаков.
5
22.09, 28.09


5
Биографии известных математиков.
5
29.09, 5.10


6
Открытия некоторых известных математиков.
5
6.10, 12.10


7
Интересные приёмы устных вычислений.
5
13.10, 19.10


8
Правила и приемы быстрого счета.
5
20.10, 26.10


9
Проект « В мире чисел».
10
27.10, 16.11, 17.11, 23.11


Занимательная математика


10
Веселые вопросы и задачи. Задачи-шутки, задачи-загадки.
5
24.11,30.11


11
Переливания, взвешивания.
5
1.12, 7.12


12
Задачи со спичками.
5
8.12, 14.12


13
Головоломки, ребусы.
5
15.12, 21.12


14
Знакомство с принципами составления числовых ребусов. Решение и составление числовых ребусов.
5
22.12, 28.12


15
Игра «Лабиринт».
5
12.01, 18.01


16
Математический турнир.
5
19.01, 25.01


17
Логические задачи.
5
26.01, 1.02


18
Составление и решение математических кроссвордов.
5
2.02, 8.02


19
Соревнование «Математическая регата».
5
9.02, 15.02


20
Проект "Сборник задач"
10
16.02, 22.02, 23.02, 29.02


Из истории возникновения геометрии


21
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни.
5
1.03, 7.03


22
Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические задачи.
5
8.03, 14.03


23
Проект «Мир геометрических фигур»
5
15.03, 21.03



Различные задачи




24
Графы. Решение задач с помощью графов
5
22.03, 4.04


25
Криптография. Исторический экскурс.

5
5.04, 11.04


26
Задачи старые, старинные и совсем древние
5
12.04, 18.04


27
Проект "Удивительная Математика"
5
19.04, 25.04


28
Равносоставленные фигуры. Танграм.
5
26.04, 2.05


29
Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле.
5
3.05, 9.05


30
Геометрия в пространстве
5
10.05, 16.05


31
Магические квадраты.
5
17.05, 23.05


32
Итоговое занятие – конкурс презентаций «Занимательная математика»
5
24.05, 30.05



Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач


Литература:

Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника
математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: просвещение, 1989.
Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.
сред.шк. – М.: Просвещение , 1988.
Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл.
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
Я.И.Перельман. Живая математика. – М.: Наука, 1994.
Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. – М.: Издательство
Русанова, 1994.
Н. Лэнгдон, Д.Кук, Д. Льюис. В мире математики и
калькуляторов: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990.
Н. Лэнгдон, Ч. Снейп. С математикой в путь: Пер. с англ. – М.:
Педагогика, 1987.
Сборники задач "Кенгуру".
Беляева Э.С. Развитие интереса к математике.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы.
Блинков и др. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои по математике.
Шевкин А.В. Школьные олимпиады по математике.

15