Презентация по истории на тему Закономерности и случайности в жизни народов (10 класс)
Закономерности и случайности в жизни народовПрезентация подготовлена учителем истории и обществознания МОУ СОШ №4 Заплавой Е.А. для 10Б класса
Религиозно-мистические взгляды на историюМнение, что за действиями людей стоят высшие силы было характерно для времен античности и средневековьяВ эпоху античности полагали, что человек не в силах понять стремления высших сил, их цели.Для религий Востока (буддизм) характерна идея смены жизненных циклов (реинкарнация), длящихся миллионы лет. Идеи поступательного развития не существовало.
ХристианствоСтартовая точка возникновения сущего считался акт его сотворения по высшей, Божественной воле;Завершение истории связывали с наступлением Страшного суда.История – это борьба Добра со Зломпервая эпоха — от Адама до Великого потопавторая — от Ноя до Аврааматретья — от Авраама до Давидачетвёртая — от Давида до вавилонского плененияпятая — от вавилонского пленения до рождения Христашестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.седьмая — вечность
Ни политеистическая античность, ни ортодоксальное Христианство не исключали, что человек обладает свободой воли в выборе мистических покровителей. Человек не рассматривался как марионетка, слепо выражающая волю высших сил.
Движущая сила общественного развития – стремления людейЦель общественного развития – реализация идеалов людейОсновной ценностью эпохи Просвещения становится ЧЕЛОВЕК, имеющий право на жизнь, на распоряжение своим имуществом и судьбойИдея «золотого века» – гармония людей друг с другом и природой.Философия XVIII-XIX вв. Идея прогрессаДж. Локк (1632 – 1704)Вольтер (1694 – 1778)Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778)
Иммануил Кант (1724 – 1804)Основоположник немецкой классической философииКритическому анализу должна быть подвергнута как сама действительность, так и способность человека к ее познанию и адекватному отражению;Познание подлинной сути вещей невозможно;Реальность – постепенное улучшение положения людей и их природы, а также прогресс материальной культурыГеорг В.Ф. Гегель (1770 – 1831)история – процесс поступательного развития, позволяющий человеку наиболее глубоко постичь себя и окружающий мир, приближаясь к божественному уровню познания.Субъектом познания является все человечество в целом, коллективный разум которого Гегель определил как «мировой дух»Высшее воплощение «мирового духа» – национальная идея
Материалистический взгляд на мирШ.М. Монтескье (1689 – 1775)И. Гердер (1744 – 1803)Считали, что на жизнь общества, его культуру и традиции большое влияние оказали материальные факторы, прежде всего природная и географическая среда
К. Маркс (1818 – 1883)Ф. Энгельс (1820 – 1895)Развитие человечества – естественно-исторический процессЕго движущая сила – классовая борьба (борьба между имущими и неимущими слоями населения)Прогресс – последовательная смена общественно-экономических формаций: Первобытно-общинная; Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая. Различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства, социальной структуре общества и характеру отношений между классами, уровню развития производительных силРоль личности в истории и значение случайных факторов не отвергались. Но случайность в марксизме есть форма проявления закономерности, ибо успешными могут быть лишь те действия, которые осознанно предпринимаются в соответствии с потребностями общества.Внимание!!! Прочтите выделенный текст учебника на стр. 18, выскажите свою позицию относительно прочитанного. Ответ аргументируйте.
Макс Вебер (1864 – 1920)Социальные отношения не сводятся исключительно к классовой борьбе; У неимущих может отсутствовать основание для протеста (особенности культуры и традиций общества); На первый план в качестве движущей силы истории выходят религиозные или национальные интересы, не связанные с производством и распределением материальных благ.
XX векЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД – процесс смены локальных цивилизацийД. Вико (1668 – 1744) – основоположник подхода. Выделял «Эпоху Богов», «Эпоху Героев» и «Эпоху людей», после которых наступает период упадка.Н.Я. Данилевский (1822 – 1885) – теория культурно-исторических особенностей развития различных народов.О. Шпенглер (1880 – 1936), Л.Н. Гумилев (1912 – 1992) и А. Тойнби (1889 – 1975) внесли наибольший вклад в развитие цивилизационной теории.Прогресс связывался с наследованием одними цивилизациями достижений их предшественников с дальнейшим достижением ими более высоких уровней материальной и духовной культуры. Главный источник развития по концепции Л.Н. Гумилева – взаимодействие народов со средой их обитания.Дж. Гэлбрейт, У Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер (современные американские мыслители) видят движущую силу истории в расширении горизонтов знания, что позволяет совершенствовать орудия труда, а значит позволяет овладевать новыми формами хозяйственной деятельности. Переход здесь не являетсяжестко предопределенным законами поступательного развития. Это возможность, которая зависит от Существования определенных предпосылок.
Домашнее заданиеПараграф 2.Вопросы: 1-8 (устно)Вопрос №9 письменно (стр. 23) – заполнение таблицы.