Презентация по истории на тему Закономерности и случайности в жизни народов 10 класс


Закономерности и случайности в жизни народовПараграф 2Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов Цель и задачи урока Рассмотреть религиозное, идеалистическое и материалистическое понимание истории Изучить ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ к анализу исторического развитияЦель: узнать, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям, или в истории господствует случайность?ЗАДАЧИИсследоватьУзнатьВыявитьВыяснитьОхарактеризоватьРассмотретьРаскрыть Обосновать Проанализировать


ПовторениеПонятие истории (что такое история?).Функции исторической науки (для чего нужно изучать историю)Особенности исторической наукиПринципы исторической наукиВиды исторических источниковВспомогательные исторические дисциплины историография Рассказать о возникновении и развитии исторической науки {93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Название этапа Особенности исторической науки на данном этапеПроизведения и их авторы Древний ВостокАнтичный мирСредние векаНовое времяХХ век ПланПонятие историософииРелигиозный, идеалистический и материалистический взгляд на историюФормационный и цивилизационный подходы к изучению истории Что движет историю? В процессе исторического развития в человеческом обществе происходят очень большие перемены. Почему мир меняется? Что движет историю? Цель урока: узнать, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям, или в истории господствует случайность?
Что движет историю? Что лежит в основе исторического развития?ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИЯ"philia" (любовь) и "sophia" (мудрость)Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?  Для философии краеугольным камнем является ценностный аспект,   благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем?" и "для чего?".Читать далее: Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышленияНаука о прошлом, изучающая закономерности развития человеческого обществаИСТОРИОСОФИЯ – философия истории ИСТОРИОСОФИЯ - раздел философии, занимающийся ОСМЫСЛЕНИЕМ исторического процесса




Главная проблема философииБЫТИЕ (существование; все, что есть)МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОЕ (духовное) БЫТИЕ МАТЕРИЯ - объективная реальность, данная нам в ощущениях СОЗНАНИЕ (идеальное бытие) - субъективный образ объективной реальности ЧТО ПЕРВИЧНО: МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ? МАТЕРИАЛИЗМ:Материя первична, сознание вторичноИДЕАЛИЗМСознание первично, материя вторичнаПЛАТОНАРИСТОТЕЛЬ






ВопросыЧто такое «историософия») Можно ли поставить знак равенства между наукой историей и историософией? Объясните.Что такое философия и в чем заключается ее главная проблема?Теперь рассмотрим основные концепции философии истории (историософии) - то есть философские подходы к пониманию движущих сил исторического развития
Движущие силы исторического процессаОсновой развития общества является СОЗНАТЕЛЬНАЯ деятельность людей (правителей, полководцев и т.д.)«СОЗНАНИЕ определяет БЫТИЕ»Философы-просветители «теория общественного договора»Георг Гегель  История как шествие мирового духа.  «Философии духа» Гегель показывает, что вся история человечества есть торжественное шествие мирового духа (абсолютной идеи) , поднимающегося ко все более полному осознанию свободы. В Древнем мире действовал принцип «свободен один». В Древней Греции -«свободны некоторые» Наконец, после долгого и трудного пути Мировой Дух пришел в германские государства, где было осознано, что «все свободны, т.е. что человек свободен в качестве человека» Вся экономическая, политическая, юридическая, религиозная, научная жизнь порождается этим могучим духом. «мировой дух» –коллективный разум человечестваМАТЕРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ: природа, климат, географическое положение.МАРКСИЗМ – вершина материалистического понимания истории Основой развития общества являются ОБЪЕКТИВНЫЕ законы, которые действуют в ЭКОНОМИКЕ (материальном производстве)История – это смена ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙВ каждой формации есть большие группы людей – КЛАССЫ (имущие и неимущие) КЛАССОВАЯ БОРЬБА – двигатель историиНе сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание— К. Маркс. «К критике политической экономии»Люди сами творят свою историю, но мотивы их деятельности обусловлены объективными условиями материального производства. В. ЛенинИдеалистическое понимание историиМатериалистическое понимание историиРелигиозно-мистический взгляд на историюОснова исторического развития – воля Богов. Язычество: вмешательство свыше, проявляющее себя через случайности, препятствует или помогает реализации замыслов людейХристианство- идея развития, подчиненного определенной цели. (божественному плану) Сотворение мира – Спасение мира - второе пришествие Христа.История – это борьба между Добром и злом. (Блаженный Августин) Объясните смысл этих историософских концепций












Движущие силы исторического процессаИдеалистическое понимание историиМатериалистическое понимание историиРелигиозно-мистический взгляд на историюКак вы думаете, какая из этих историософских концепций наиболее точно объясняет закономерности исторического развития? Основные подходы к изучению истории общества ФОРМАЦИОННЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙК. Маркс Ф. ЭнгельсИстория – это смена общественно-экономических формаций Теории стадиального развития мировой цивилизации У. Ростоу, Д. Гелбрэйт, Д. Белл, Э.Тоффлер Теория локальных цивилизаций Д. Вико Н.Я.ДанилевскийО. Шпенглер А. Тойнби –История – это смена локальных (отдельных) цивилизаций) Первобытнообщинный стройРабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая Аграрное общество Постиндустриальное обществоИндустриальное общество ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формацияРабовладельческая формация: рабовладельцы и рабыФеодальная формация: феодалы и зависимые крестьянеКапиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду)Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»




Структура общественно-экономической формацииЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАДСТРОЙКА: КультураРелигия Политикаидеология






Структура общественно-экономической формацииЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАДСТРОЙКА: КультураРелигия ПолитикаидеологияФЕОДАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯКАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯЭкономической основой прогресса является ПРОТИВОРЕЧИЕ между постоянно развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Вследствие этого постоянно идет КЛАССОВАЯ БОРЬБА и происходят СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, в результате которых одна формация сменяется другой






Структура общественно-экономической формацииЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Что входит в структуру общественно-экономической формации и как происходит смена формаций? НАДСТРОЙКА: КультураРелигия Политикаидеология Критика формационного подхода самостоятельная работа по учебнику: параграф 2, пункт 3В СССР формационный подход превратился в жесткую схему.Формационный подход отразил в основном опыт ЕВРОПЕЙСКИХ стран.Социальные отношения не сводятся только к классовой борьбе, в них большую роль играют особенности культуры и традиций данного общества (М. Вебер) Исключительное многообразие форм общественной жизни различных народов нельзя свести к общим абстрактным схемам.Карл Маркс НЕ РАССМАТРИВАЛ теорию формаций как обязательную для всего человечества (например, он писал, о существовании особого - азиатского способа производства, а так же о своеобразии германской и славянской общины).К. МарксВ.И.ЛенинИ.В. СталинДостоинства: формационный подход позволяет увидеть ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ в развитии различных народов, устанавливает определенные закономерности исторического развития общества, предлагает определенную периодизацию всемирной истории


Основные подходы к изучению истории общества ФОРМАЦИОННЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙК. Маркс Ф. ЭнгельсИстория – это смена общественно-экономических формаций Теории стадиального развития мировой цивилизации У. Ростоу, Д. Гелбрэйт, Д. Белл, Э.Тоффлер Теория локальных цивилизаций Д. Вико Н.Я.ДанилевскийО. Шпенглер А. Тойнби –История – это смена локальных (отдельных) цивилизаций) Первобытнообщинный стройРабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая Аграрное общество Постиндустриальное обществоИндустриальное общество Цивилизация Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.Локальный подход Тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой (Российская Цивилизация, Древнеегипетская цивилизация и т.д.)Стадиальный подход Единый процесс развития человечества, проходящий через определенные стадии Цивилизационный подход: теория локальных цивилизаций Критика общечеловеческой цивилизации. Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический укладПридавал огромное значение религиозному своеобразию РоссииНиколай Яковлевич Данилевский«Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны»1822-1885 Цивилизационный подход: теория локальных цивилизацийПредметом философско-культурологических исследований Шпенглера было своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.К числу «великих культур» Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации. («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм итехницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»).Каждая культура в своем развитии проходит ряд основных стадий: 1) мифо-символическая — стадия зарождающейся культуры, когда основные её формы только зарождаются; 2) стадия ранней культуры, когда её формы только возникают; 3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она достигает своего расцвета; 4) стадия старения и гибели культуры — стадия цивилизации.Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий историк и философ. Илья Глазунов. Закат Европы
Цивилизационный подход: теория локальных цивилизаций Отказываясь от линейной мировой истории, Тойнби делит человечество на ряд (21) цивилизаций, противостоящих примитивным обществам. Цивилизации появляются в ответ на вызов внешней среды. Однако чрезмерный вызов может привести к задержанию цивилизации. За расцветом следует надлом, когда «творческое меньшинство» вырождается в правящую элиту и происходит распад Создание элитой «универсального государства» для каждой конкретной цивилизации означает, что она уже прошла первый период упадка; падение «универсального государства» обычно сопровождается распространением новой вселенской религии, которая может стать основой для цивилизации следующего поколения (как христианство в недрах эллинской цивилизации стало таковой для западной и православной). Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский историк Запад и ВостокРАЦИОНАЛИЗМ (разум – основа познания)ИНДИВИДУАЛИЗМ (приоритет личности перед обществом государством)ДИНАМИЗМ (стремление к прогрессу)Господство над природойМИСТИЦИЗМ (иррациональное, интуитивное познание мира)КОЛЛЕКТИВИЗМ (приоритет общих интересов над личными)СТАТИЧНОСТЬ (поддержание традиционного образа жизни)Гармония с природойЗападная Европа, СШАКитай, Япония, Индия и т.д. РОССИЯ?



Самобытность Русской цивилизации в отечественной историософииРелигия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительное) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей (с. 480).Между тем, как англичанин, немец, француз, перестав быть англичанином, немцем или французом, сохраняет довольно нравственных начал, чтобы оставаться еще замечательною личностью, русский, перестав быть русским, обращается в ничто – в негодную тряпку. (с. 197) «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны»СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (XIX в.) – религиозно-философское течение русской общественной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – основоположник славянофильстваНиколай Яковлевич Данилевский Самобытность Русской цивилизации в отечественной историософииКаждый народ мира, в особенности каждый великий народ, имеет свои, неповторимые в истории мира пути. Не существует никаких исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности. Русская государственность, русская национальность и русская культура идут своим собственным путем, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но не повторяя путей никакой иной государственности, нации и культуры истории и современности. Империя Рюриковичей в начале нашей истории так же своеобразна и так же неповторима, как самодержавие московских царей, как Империя Петербургского периода, или даже, как сегодняшняя советская власть.Поэтому никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, — неприменимы для путей русской государственности, русской национальности и русской культуры.Тем более, что русская национальность, государственность и культура с чрезвычайной степенью резкости отражают индивидуальные особенности русского народа, принципиально отличные от индивидуальных особенностей и Европы, и Азии. Россия — не Европа, но и не Азия и даже не Евразия. Это — просто —Россия. Совершенно своеобразный национальный государственный и культурный комплекс , одинаково четко отличающийся и от Европы, и от Азии. 1891-1953 Самобытность Русской цивилизации в СОВРЕМЕННОЙ отечественной историософииПлатонов Олег Анатольевич род. в 1955 г. доктор экономических наук, директор общественной организации Институт Русской ЦивилизацииПеревезенцев Сергей Вячеславович, род. в 1960 г., доктор исторических наукНарочницкая Наталия Алексеевна род. в 1948 г., доктор исторических наукУрок-конференция «Русская цивилизация»
ВопросыКакие принципы лежат в основе теории локальных цивилизаций?Какие можно выявить достоинства и недостатки цивилизационного подхода к изучению истории? Основные подходы к изучению истории общества ФОРМАЦИОННЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙК. Маркс Ф. ЭнгельсИстория – это смена общественно-экономических формаций Теории стадиального развития мировой цивилизации У. Ростоу, Д. Гелбрэйт, Д. Белл, Э.Тоффлер Теория локальных цивилизаций Д. Вико Н.Я.ДанилевскийО. Шпенглер А. Тойнби –История – это смена локальных (отдельных) цивилизаций) Первобытнообщинный стройРабовладельческая Феодальная Капиталистическая Коммунистическая Аграрное общество Постиндустриальное обществоИндустриальное общество Аграрное общество (традиционное) –общество, в котором преобладает сельскохозяйственное производствоИндустриальное общество –общество, в котором преобладает промышленное производствоПостиндустриальное общество (информационное)Производство знаний (развитие науки, образования) Сфера услугОсновные стадии развития мировой цивилизации (теория модернизации)Модернизация Дэниел Белл (1919-2011) - американский социолог и публицист, основатель теории модернизацииПРОГРЕСС выражается в переходе к более совершенным формам производственной деятельности. Дж. Гелбрейт, У. Ростоу, Э. Тоффлер Вопросы Какие стадии в своем развитии прошла мировая цивилизация? В чем выражается прогресс с точки зрения данной теории?Что такое модернизация?Переход к каждой новой стадии – это предопределенность или возможность, реализации которой зависит от определенных предпосылок? Правомерно ли связывать прогресс с ростом производства и потребления? «мы можем отрицать, что в человеке как таковом содержится кaкая-то абсолютная ценность. Eгo разумность, можно сказать, служит только тому, чтобы сделать eгo наиболее зловредным и разрушительным созданием из всех животных. Она скорее слепое заблуждение или грубая шутка природы, чем ее наиболее рафинированный и благородный продукт. Eгo мораль - только рационализация или идеология... изобретенная им для тoгo, чтобы скрыть от себя caмoгo грубый факт своей животности. С этой точки зрения природный процесс, который привел к возникновению человека, не может рассматриваться как прогресс... Нет никакогo eстественнoгo и тем более необходимогo закона прогресса в истории.Вопрос о том, является ли конкретное изменение ycoвepшенствованием, надо, следовательно, решать отдельно для каждoгo случая, исходя из eгo особенностей».Коллингвуд Робин Джордж (1889-1943) – английский историк. Не наступает ли время переосмысления ценностей, когда главным критерием прогресса станет возможность духовного развития человечества?
Синхронистическая таблица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формационный подходЦивилизационный подход . Теория локальных цивилизацийЦивилизационный подход (теория МОДЕРНИЗАЦИИ)Первобытная 10000 л. н.неолитическая революцияАграрное общество (традиционное)РабовладельческаяДревнеегипетская цивилизация. Античная цивилизация (Греция и Рим) и т.д. Феодальная (феодализм)Европейская (германо-романская) цивилизация.Русская цивилизация и т.д. Капиталистическая (капитализм) + социализмПереход от аграрного к индустриальному1 пол. ХХ в. Индустриальное 2 пол. ХХ в. Постиндустриальное Домашнее заданиеПараграфы 2, учить записи.Подготовка сообщений (презентации) к уроку-конференции «Русская цивилизация» по книге О.А. ПлатоноваПравославие-Добротолюбие-СоборностьРодина-Государство-ЦарьДуша народа-Русская правдаНестяжательство – отношение к собственностиСвое, чужоеТрудолюбие как добродетельПредпринимательство-ХозяйствоНародовластие-свободаЛюбовь-семья Закат Европы (материал для учителя)Никакой скорой катастрофической гибели Запада Шпенглер в своей книге не пророчит. Поэтому любые словесные конструкции в публицистике типа «уже сто лет со Шпенглера предсказывают скорый закат Европы, а она живее всех живых» свидетельствуют о невежестве тех, кто их произносит.Шпенглер говорит о фазовом упадке европейской культуры и трансформации этой культуры на западной почве в «цивилизацию», то есть эпоху внешнего военного, политического и технического могущества. Да, за этим могуществом неизбежно должен последовать распад и выпадение Запада из большой истории, но это в далекой исторической перспективе. Сейчас же, напротив, — эпоха имперского расцвета Запада, характерного для Римской империи. В типологическом сопоставлении Гитлер мог бы считаться Цезарем западного мираПублицистическую задачу своей книги Шпенглер видел как раз в том, чтобы отвлечь немецкую молодежь от мечтательности, от желания быть художниками, писателями, музыкантами — творческий потенциал западной культуры полностью исчерпан и возможно стать только плохим музыкантом, художником и писателем. Зато можно и нужно становиться Цезарями и Сесиль Родсами — деятелями власти, финансов, техники. Душа Запада выражает себя сегодня через идеал военной мощи, экономического порядка, через совершенство всё новых и новых технических гаджетов. И так будет, пока не придет и для Америки, и для ЕС эпоха «солдатских императоров» и новых варварских нашествий.Современные движения народов наверняка показались бы Шпенглеру пустяками и лишь отдаленным провозвестием будущего. Куда больше внимания он уделил бы не шатаниям постисторических народов Азии и Африки, а движениям России, в которой предполагал новую поднимающуюся великую культуру. Эпоху Петра Великого он рассматривал как аналог эпохи Каролингов, Микенской ГрецииДавно известно — лучше написать плохо, но вовремя, чем великолепно и невпопад. Здесь же великолепная книга вышла в идеальный для неё момент. Составители вышедшего в 1921 году в Москве сборника «Освальд Шпенглер и Закат Европы» указали в предисловии, что пользовались вышедшим в 1920 году 32-м (!) изданием первого тома. Кстати, именно эта брошюра Степуна, Франка, Бердяева и Букшпана вызвала приступ ярости у Ленина. «Литературное прикрытие белогвардейской организации», — плевался вождь мирового пролетариата и велел выслать неугодных философов заграницу. Так Шпенглер невольно спровоцировал знаменитые «философские пароходы» (а значит, все высланные — Бердяев, Ильин, Франк, Булгаков и т. д. — обязаны ему жизнью).http://sputnikipogrom.com/philosophy/27419/der-untergang-des-abendlandes/#.V4i-q_mLTIX Материал для учителя Традиционно считается[2], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),материалистическое понимание истории (исторический материализм),учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм)[3].Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, (С. Платонов, 1989)[4], (А. Макарьева, 2011)[5],— является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, — для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека (С. Платонов, 1989)[4].Часто принято разделять:Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества. Материал для учителя  История как шествие мирового духа. В «Философии духа» Гегель показывает, что вся история человечества есть торжественное шествие мирового духа, поднимающегося ко все более полному осознанию свободы. Вся экономическая, политическая, юридическая, религиозная, научная жизнь порождается этим могучим духом. «Государство есть шествие бога в мире», - учил Гегель. В каждую эпоху определенный народ в лице своих выдающихся мыслителей становится носителем Мирового Духа, т.е. приобретает статус «исторического народа». Философия данного народа есть концентрированное духовное выражение всей эпохи, в «мыслях схваченная эпоха». Разные философские системы являются, таким образом, разными ступенями самопознания мирового духа, при этом позднейшие системы содержат в себе все прежние в снятом виде. Согласно Гегелю, Мировой Дух начал свое шествие с восточных деспотий, где действовал принцип «свободен один». В Древней Греции -«свободны некоторые» (в противоположность рабам, которые не свободны). Наконец, после долгого и трудного пути Мировой Дух пришел в германские государства, где было осознано, что «все свободны, т.е. что человек свободен в качестве человека»37. Здесь Мировой Дух достигает своей цели, поэтому именно в новейшей немецкой философии абсолютная идея осуществляет самопознание. Беспокойство Мирового Духа закончено: найдена абсолютная истина. На очереди реализация этой истины, разумное устройство общества: конституционная монархия с сильной централизованной власть. и хорошо отрегулированным механизмом управления. Создав ее, немецкий народ мог бы показать пример другим народам.Мировой Дух(в философии Гегеля) - форма абсолютной идеи, представляющая собой развивающуюся человеческую культуру, духовное содержание истории. (Фейербах критиковал Гегеля за то, что его система не отвергает, а обосновывает религию. Что такое абсолютная идея, творящая природу и человека? Разве это не тот же самый Бог, но только под другим,научнымназванием? http://www.studfiles.ru/preview/4600504/page:9/ Как происходит развитие общества: общественный прогресс ПРОГРЕССПрогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим 1) М.Бахтин: прогресс – «вздорный и вредный миф»; иллюзия движения к лучшему 2) Прогресс – неоспоримая закономерность и реальность (революционеры и реформаторы) Регресс Стагнация



Западная цивилизация Русская цивилизация ИНДИВИДУАЛИЗМКОЛЛЕКТИВИЗМ (СОБОРНОСТЬ)
Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet, Till Earth and Sky stand presently at God's great Judgment Seat;(Р.Киплинг) Приоритет духовных ценностей над материальнымиАнгличанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как ? Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский — как церковь. Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз хочет им импонировать, немец — ими командовать, — и только один русский не хочет ничего. Он не хочет делать ближнего своего — средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего.Вальтер Шуберт "Европа и душа Востока" ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – умение русских людей «уживаться» с представителями других национальностей«Англичане ведут себя в Азии менее цивилизованно, чем русские; они слишком презрительно относятся к коренному населению, и держаться на расстоянии от него…Русские же, напротив, привлекают к себе народы, которые они включают в свою империю, знакомятся с их жизнью и сливаются с ними» (О.Бисмарк) ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ«Россия, бесспорно, обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой…Русский братается в полном смысле слова…Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами…Я вспоминаю церемонию встречи царя Николая II в Баку, на которой присутствовали четыре хана из Мерва в русской военной форме. Это всего лишь случайная иллюстрация последовательно проводимой Россией линии…Англичане никогда не были способны так использовать своих недавних врагов»Лорд Джордж Керзон, вице-король Индии, министр иностранных дел Великобритании «Западный человек, говоря вообще, почти всегда доволен своим нравственным состоянием…Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки…даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов осознать его нравственную незаконность».И.В.Киреевский «…Пусть в нашем народе зверство и грех, но вот что в нем неоспоримо: это именно то, что он, в своем целом, по крайней мере (и не в идеале только, а самой заправской действительности) никогда не принимает, не примет и не захочет принять своего греха за правду»Ф.М.Достоевский