Урок-игра: «Помощь доктору Айболиту» Тема: Число и цифра 8. (1 класс)

Урок-игра: «Помощь доктору Айболиту»
Тема: Число и цифра 8.
Цель: Введение понятий и числе 8, его получении, о его месте в числовом ряду. Обучение правильному написанию цифры 8.
Задачи: познакомить с числом и цифрой 8. Научить писать цифру 8. закрепить знания о составе чисел, изученных ранее, умение решать равенства и неравенства. Воспитать интерес к предмету посредством игры.
Тип: изучение нового материала
Вид: урок-игра, комбинированный
Технология: на ситуативной основе (игровой), работа в парах.
Оборудование: рисунки, с изображением Айболита, Бармалея, попугая Кеши, 4 горы, карточки с цифрами, мяч, цифры от 1-9, домики на состав числа 5 штук, карточка «сбежавшие числа», палочки, часы, рисунок фигуры из палочек, учебник, пропись, цифры 8 (печатная и прописная), на что похожа цифра 8 , сумка Айболита, ребусы, цыплята с таблетками, а на них примеры и ответы, баночки с лекарствами, игрушки-животные, карточки для игры на внимание, фрукты с примерами, фломастер, цифры и буквы для слова «Айболит».
Ход урока
Оргмомент. Психологический настрой.
Объявление темы урока.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. На уроке сегодня мы с вами закрепим всё, что знаем и познакомимся с новой цифрой и числом 8.
К нам в гости пришёл сказочный герой. А кто? Чтобы нам его узнать, мы должны выполнить задание.
ЗАДАНИЕ № 1 «Расположи числа в порядке возрастания».
1
2
3
4
5
6
7

А
Й
Б
О
Л
И
Т


(У доски по цепочке)
Теперь прочитаем, что у нас получилось. (Айболит)
3.Вступительное слово учителя.
(Вывешивается рисунок с изображением Айболита)
Ребята, посмотрите, какой он грустный. Оказывается, ему пришла телеграмма из Африки. Заболели звери. Но злой Бармалей украл у него сумку с лекарствами и унёс её в горы.
(Вывешивается рисунок с изображением Бармалея)
4.Устный счёт
Дети, поможем доктору?
Нам нужно выполнить задания, и тогда мы найдём сумку.
(На доске нарисованы 4 горы, а под ними задания)
Наш путь идёт в горы. И чтобы нам не было скучно, пока мы идём, будем выполнять задания.
ЗАДАНИЕ № 2
Посчитаем от 1-10 и от 10-1 (игра с мячом)
Из тех чисел, которые я буду называть, указать меньшее: 2и4, 7 и 9, 3 и 5.
Назвать большее: 9 и 5, 8 и 3, 4 и 5.
Назвать соседей числа 4,5,9,7.
(Использовать карточки с цифрами)
-Мы уже почти подходим к горам. Необходимо всем пересчитаться. Итак, игра «Найди своё место».
(У детей по одной карточке с цифрами от 1-9, по команде: «Числа к доске!» стать по порядку от меньшего к большему.)
-Самое маленькое число к доске! Остальные числа встаньте по порядку.
-Итак, мы подошли к первой горе. Чтобы нам её перейти, мы должны выполнить задание, которое находится на ней.
ЗАДАНИЕ № 3. Игра «Сбежавшие числа».
(Задание готовое висит под горой, после выполнения задания каждой горы, задания и горы постепенно убираются.)
0


3


6



8
7


4


1


-Давайте вернём «сбежавшие» числа. (По цепочке)
-Идём дальше, а на пути вторая гора. Чтобы нам её перейти – выполним задание.
ЗАДАНИЕ № 4.Игра: «Засели жильцов».
(Работа в парах за партами. На карточках-домиках – состав числа)
-Дети, давайте поможем животным, живущим в этих домиках.
(Задание учитель проверяет сам, проходя мимо парт)

1



3

3





1



2

1


2


7
1



5

3



3

5



1



4

3



2

5


-Наконец мы преодолели вторую гору, на пути у нас уже третья гора. Мы её перейдём, если выполним задание.
ЗАДАНИЕ № 5








-Постройте фигуру из
Палочек, как показано на рисунке.




-Сколько здесь квадратов? (6)
-Уберите 4 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.






-Не успели мы преодолеть гору, как у нас на пути встречается ещё одна гора. Но эта гора выше всех гор. Так как на ней новая тема.
5. Объяснение новой темы.
1) –Сегодня мы знакомимся с новой цифрой и числом 8. Как же получается число 8?
-Положите перед собой 7 палочек, добавьте к ним ещё одну палочку.
-Сколько стало палочек?
2) Работа с учебником.
(По числовому ряду)
-Значит, число 8 находится в числовом ряду после числа 7. 8 больше 7 на 1.
-Где мы используем числа? Во-первых, когда измеряем длину фигуры, например, отрезка. Также числами мы пользуемся, когда хотим узнать который час.
-Сколько времени показывают часы на рисунке у нас в учебнике?
-А кто на наших часах покажет 8 часов? То есть, большая стрелка на 12, маленькая на 8.
-Число 8 обозначается цифрой 8.
СТИХ О ЦИФРЕ 8
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
-Вот как выглядит печатная и прописная цифра 8. (показать)
-А сейчас мы с вами напишем цифру 8. откройте тетради. Сначала посмотрите, как писать эту цифру.
ПИСЬМО ЦИФРЫ 8
-Восемь состоит из верхнего и нижнего овала. Начинаем писать верхний овал, немного ниже середины верхней стороны клетки, ведём вправо вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз влево, закругляем, касаясь нижней стороны клетки, ведём вверх к началу первого овала.
-Наконец-то добрались до последней горы и достаём сумку.
ЗАДАНИЕ № 7 Игра «Составим поезд».
-теперь в путь! Но как добраться? Посадим Айболита на сказочный поезд. Но вот беда! Все вагоны перепутаны. Давайте составим поезд. Для этого нужно решить примеры.

5-2

2+2

3+3

4+1

7+1









(К доске прикрепляются картинки с изображением паровозика и вагонов, на которых записаны примеры. Составляется поезд.)
-Какого вагона не хватает?
-Составьте устно пример с ответом 7.
-Молодцы, ребята! А пока Айболит в пути, мы отдохнём.
6. Физминутка.
Все встали. Если я называю чётные число – приседаете, нечётное- хлопаете.
2,5,6,3,4,8.
ЗАДАНИЕ № 8
-Ребята, доктор прибыл на место назначения и теперь лечит зверей. Он прописал им носить в холодную погоду носки и есть пирог с яблоками и капустой. Для того, чтобы звери правильно выполняли рекомендации врача, мы должны выполнить задание № 6 в учебнике на странице 42.
(Устно по цепочке)
-Ребята, звери нам очень благодарны за помощь и поэтому дарят нам ещё одно задание – ребусы. Справится с ними тот, кто будет внимательным.
40 О КА 40 А ПО 2 Л
ЗАДАНИЕ № 9.
-Дети, опять доктор просит нас помочь. Он забыл очки и не может раздать лекарства больным.
А) Учитель показывает игрушки-животных. У них на шее этикетки: 8,7,6. Тут же в сумке, три флакона, на которых наклеены примеры
1+7 8-1 0+6
К доске приглашаются 3 ученика, они берут игрушки, решают примеры и дают лекарство больным. (собака, бегемот, лиса)
Б) Мы поможем больным, если решим ещё неравенства в тетради стр. 27.
(по цепочке)
В) Работа с геометрическим материалом.
-Доктор Айболит благодарит вас, ребята, за помощь. А сейчас вспомните, кого лечил доктор. Загадка подскажет вам:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (ЗАЯЦ)
- Да, зайчик. Айболит пришил ему лапку. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит изображённый на доске зайчик.
-Сколько в нём треугольников? (4)
-Сколько кругов? (3)
-Сколько прямоугольников? (1)
-Сколько квадратов? (2)
-Сколько овалов? (5)
(Дети указкой показывают)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Г) Игра «Что изменилось?»
(Дети закрывают глаза, учитель забирает 1 фигуру или меняет местами их.)
-Отгадайте, что изменилось?





Загадка
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же она? (ЛИСА)
- Лисе Айболит тоже помог, излечил её от укуса осы. А нас просит развеселить лису. Давайте покажем её, как мы решаем примеры.
(тетрадь. Стр. 27)
Д) Работа по карточкам
-Молодцы, ребята! Вы были находчивы, быстро считали, поэтому смогли оказать помощь Айболиту. Но он просит ещё об одном одолжении. Он нечаянно перепутал таблетки и теперь не знает какому цыплёнку какую таблетку дать.
(На доске цыплята с примерами , а на таблетках ответы)
-Посчитайте пример и соедините мелом с нужной таблеткой.
(ПО ЦЕПОЧКЕ)

8 7 2 3 0 9 4 5 10
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

7+1 8-1 3+1 0+2 3-0 4-4 8+1 5+5 6-1




-Молодцы, ребята! За то, что вы помогли Айболиту, попугай Кеша прислал вам в подарок фрукты. Но они не простые. На каждом из них записан пример. Чтобы получить фрукты, вы должны их решить.
(Каждый ученик получает карточку с примером, вырезанную из бумаги в виде фрукта, и старается быстро записать ответ.)
(Проверить по цепочке в слух)
8. Итог урока.
-С какой новой цифрой вы сегодня познакомились на уроке?
-Понравилось ли вам помогать Айболиту?
-Что оказалось самым трудным?
-Что было самым интересным?
-О чём расскажете дома?
-А ещё Айболит вам на прощание дарит сладкое лекарство – конфеты.
15