Методика использования интерактивного оборудования на уроках.
Методика использования интерактивного оборудования на уроках.
Средства обучения это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и обучающихся для достижения поставленных целей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и развития.
Современный мультимедийный урок – это не только и не столько красивая презентация и обилие эффектов. А что же ещё?...
Сначала рассмотрим урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран или экран персонального рабочего места ученика. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Но, прежде всего при создании такого урока учитель должен владеть методикой использования и (или) подготовки интерактивных средств обучение. Наличие таких навыков у учителя значительно повышает результативность урока, а отсутствие дает, хорошо, если нулевой результат, но чаще всего вредит делу.
Вопрос о наличии такой методики очень актуален. В современном педагогическом сообществе он вызывает наибольший интерес, т.к. возможности интерактивного обучения в сравнении с пассивным или активным намного больше, дают больший простор педагогическому творчеству, дают большие возможности улучшения результатов обучения.
Имеющийся по рассматриваемому вопросу материал разрознен, не систематизирован. Наличие же обобщения по этой теме позволит учителю как опытному, так и начинающему эффективнее использовать возможности интерактивных средств обучения.
Интерактивные доски, компьютеры и информационные технологии это удобные инструменты, которые при разумном использовании способен привнести в школьный урок элементы новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое представление, которого ждут ученики и которое старается создать преподаватель. Особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали темы, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы умственные и творческие ресурсы учащихся. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.
Разумеется, как и при классических уроках, центральное место при проведении уроков с интерактивными средствами обучения принадлежат тематическому наполнению, зависящему от направленности и назначения уроков.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний?
Конечно же, презентация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или тех, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
научности;
наглядности;
доступности;
системности и последовательности;
сознательности и активности;
прочности;
связи теории и практики;
интерактивности;
индивидуализации;
перманентности комплексного восприятия информации.
При проектировании презентации необходимо помнить, что визуальные средства – всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25 %, из аудио – 12%. Если же мы будем сочетать аудио- и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65%.
При их разработке и использовании нужно учитывать, что:
они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
усиливают воздействие презентации
Презентация для урока может сквозной – презентация, которая используется на протяжении всего урока, и несквозной – презентация, которая используется на каком-то этапе урока.
Сквозные презентации применяются редко. Очень часто при применении такого рода презентаций учитель просто заменяет доску на презентацию, что не совсем правильно и эффективно. Кроме того, очень сложно удержать внимание учеников к этой презентации. Поэтому, если Вы используете на уроке сквозную презентацию, надо продумать об интерактивных средствах, используемых в ней.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем презентация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько, уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одним из самых прогрессивных интерактивных средств обучения являются интерактивные доски.
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать следующий алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски;
Апробация урока.
Следует отметить, что при использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения. В первом-втором классе просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10 минут на протяжении одного урока [3].
В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключается в следующем:
уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
формирование информационной культуры у ребенка;
развитие ИКТ-компетентности ребенка;
более быстрое формирование универсальных учебных действий;
возможность выбора оптимального темпа прохождения материала.
ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.
Заключение
Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании математики. С помощью интерактивных средств обучения, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Подобное решение вопроса помогает использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.
Литература и Интернет-ресурсы
Интерактивные технологии в образовании / Учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с
Интерактивные средства обучения в образовательном процессе: монография / А. В. Картузов. –Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – 292 с
Новые информационные технологии/под ред. Е. Поллад, М., 2002 г.
СанПиН, 2.4.2.1178-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» раздел 2.9.;
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Гаврилина Оксана Владимировна
Заверено: директор КГКОУ ШИ № 13 Н.В.Линькова
·