РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салбинская средняя общеобразовательная школа»
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Бабич Елена Ивановна, учитель биологии и химии


Чтение текста и извлечение информации из него - большой и целенаправленный труд, важное и трудное искусство.
В.Ф. Берков
Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать.
Гёте
В современных условиях роль умения извлекать информацию из учебного материала, преобразовывать и структурировать ее всё больше возрастает из-за увеличения её объема.
Поэтому неслучайно, в соответствии с ФГОС основного общего образования в основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, а также совершенствованию техники чтения.
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения  четырёх междисциплинарных учебных программ, в том числе и программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
ФГОС ООО определяет, что при изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» выделяются результаты стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках предметов естественно-научного цикла:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
Выпускник получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Как видим из требований ФГОС и в соответствии с междисциплинарной программой «Формирования смыслового чтения и работы с текстом» на каждом уроке должна присутствовать работа с текстом. Основным и ведущим остается текст учебника как главный источник информации и основы приложения приемов и методов работы.
Приемы развития умений смыслового чтения и работы с текстом предлагают многие современные педагогические технологии.
В технологии В.Зайцева «Совершенствования общеучебных умений в начальной школе» предлагается целый ряд приемов развития скорости и осмысленности чтения, диагностики затруднений и их преодоления, что остается актуальным для ряда учеников 5 и даже 6 классов.
Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту):
ежеурочные пятиминутки чтения;
зрительные диктанты по И.Т.Федоренко (ежедневно);
жужжащее чтение;
артикуляционные упражнения;
пересказ содержания;
составление вопросов по тексту;
чтение перед сном.
Технология достижения оптимального результата чтения.
По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям можно рассматривать шесть диагностических ситуаций:
№ Диагностическая ситуация Используемые технологии
1 если скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту) то надо увеличить частоту тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;
2 если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то еще не вполне развита оперативная память надо использовать зрительные диктанты по И.Т.Федоренко
3 если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном или просмотр диафильмов
4 если падает осмысленность чтения то надо усилить упражнения по пересказу содержания
5 если падает выразительность чтения то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко - И.Г.Пальченко
6 если ученик устойчиво «застрял» на каком-то значении скорости чтения (в течение двух месяцев нет прибавки результата) то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнения может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объема. Поскольку во 2-3-м классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение является обязательным в рассматриваемой технологии.
Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти.
Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысла прочитанного, ему неинтересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И.Т.Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - наращивание их длины происходит постепенно, по 1 -2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист бумаги опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). По истечении его учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.
Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся очень длинными, то каждый набор повторяют по 4-5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при непременном соблюдении ряда условий.
Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается. В ходе эксперимента при ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составила в среднем 44 слова в минуту, то есть была в пять раз больше обычной.
Диктанты надо писать по текстам И.Т.Федоренко. Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, делает процесс тренировки облегченным.
Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будет.
Запись предложений производится на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.
Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запоминать не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдет усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти
Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идет вхолостую, так как трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.
По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Стимулирование.
Без эмоций и стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (используйте чтение перед сном). Если стимулирование не помогает, можно использовать облегченное чтение при просмотре диафильмов.
Для самозамеров оставляют в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитают, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах возникают отрицательные эмоции у кого-то из школьников, то его надо временно освободить от проведения самозамеров.
Второй способ (чтение перед сном) применять сложнее, здесь хороший прием предложила Т.А.Карпова, учительница 28-й средней школы города Йошкар-Олы. На каждом уроке она расспрашивала учеников, что они читали вчера, когда ложились спать. Как выглядели герои? Что они делали? Снились или нет? Вот такая простенькая беседа, но если ее провести несколько, раз, то ребята начинают по вечерам тянуться к книге.
Если у детей ослаблено воображение, то они не могут представить картинку, соответствующую тексту. Несколько прочитанных строк вызывают усталость, и тогда стимулирование не помогает, надо использовать облегченное чтение, нужны короткие тексты с картинками. Здесь могут помочь диафильмы: под каждым кадриком 1-2 строки текста, после их прочтения просмотр картинки - это и отдых, и облегчается работа воображения. Использовать диафильмы можно не только в школе, но и в домашних условиях.
Повышение осмысленности чтения достигается упражнениями традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту.
Тройка упражнений из системы И.Т.Федоренко - И.Г.Пальченко может быть использована для совершенствования выразтельности чтения. Если ребенок с выразительной речью читает невыразительно, то
он либо плохо ориентируется в тексте либо имеет артикуляционные затруднения
использовать многократное чтение небольшого отрывка читать в темпе скороговорки
После такой тренировки легко достигается выразительность, возрастает и скорость чтения. Затем эти качества переносятся на незнакомую часть текста. Рассмотрим это упражнение подробнее.
Многократное чтение. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. Ученики отмечают карандашом, до какого места они дошли, затем повторное чтение этого же отрывка, вторая карандашная пометка, и сравниваются результаты первого и второго прочтения. Естественно, во второй раз прочитано на несколько слов больше - это вызывает положительные эмоции. Ученики увереннее ориентируются в тексте. На этом же кусочке текста выполняем упражнение для снятия артикуляционных трудностей.
Чтение в темпе скороговорки длится всего 20 секунд, при этом не ставится задача выразительного чтения, но контролируется четкость проговаривания окончаний слов. Похвалив ребят, переходим к последнему, самому ответственному упражнению.
Снова надо читать сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно. Ученики прочитывают незнакомую часть текста; повышенная скорость чтения и выразительность, приобретенные при выполнении первых двух упражнений, сохраняются, но не надолго - на одну-две строчки незнакомого текста. Однако при ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается.
Если скорость чтения ребенка достигла 50-60 слов в минуту и далее не растет, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребенок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать, как раскачивание туловища, но чаще они носят незримый, внутренний характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, и тогда надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт:
«Три отрывка ежедневно, по три раза подряд». Выполняется это так. Ребенок читает выбранный текст в течение одно минуты, при этом определяется скорость чтения, например, 54 слова в минуту. Далее следует внушить мысль, что, если прочитать второй раз после такой тренировки, результат будет лучше. Следует второе чтение этого же отрывка, опят определяется скорость чтения и убеждаемся, что скорость увеличивается, скажем до 58 слов. Теперь надо обязательно похвалить: «Вот какой молодец! Уже на четыре слова больше. Ну-ка, давай еще попробуем». И, конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку -скорость уже выросла до 61 слова в минуту.
Если читать таким образом ежедневно, то за две недели резонансный барьер будет пройден, а дальше можно применять обычные упражнения - те же, что и для всего класса.
В технологии Зайцева В. Н. «Диагностико – технологическое управление образовательным процессом» предлагаются приемы пересказа коротких текстов, позволяющие развивать память учащихся, умение выделять главное, логичность речи.
«Пересказ по-самарски»
Самарский вариант обучения пересказу (разработан учителями Новокуйбыщевска, Самары, Тольятти, Чапаевска и Богатовского района) предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений - по 1 -2 минуты каждое:
чтение отрывка текста длительностью 1 -2 минуты;
осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);
запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);
образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;
жужжащий пересказ в парах;
пересказ текста слабым учеником.
Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам.
Второе упражнение не следует затягивать: не более 3-4 вопросов; можно ограничиться выделением главного.
Запись ключевых слов на доске выполняет учитель, но слова выбирают дети. Интересно, что не всегда это слова, обладающие большой семантической связностью с текстом; иногда ученики отдают предпочтение эмоционально окрашенным словам.
Образцовый пересказ нужен обязательно: слушая эмоциональный и логично построенный, богатый интонациями и смысловыми оттенками пересказ, ребята будут невольно подражать, будут усваивать хороший стиль пересказа.
Жужжащий пересказ в парах позволяет увеличить частоту тренировки: при 30 учениках в классе одновременно вполголоса пересказывают 15, а другие 15 слушают, исправляют, оценивают.
Последнее упражнение цикла (пересказ текста слабым учеником) выполняется на отметку. Естественно, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует все лучшим и лучшим ответам учеников.
Ради экономии времени тренировку можно приводить по текстам домашних заданий, тогда можно не проводить первые два упражнения, а начинать с записи ключевых слов.
Простые приемы конспектирования учебного текста влияют положительно на логичность и лаконичность письменной речи учеников, учат выделять главное, выражать содержание текста своими словами, строить речевое высказывание в обобщенном виде.
Конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым. Для этого надо выполнить несложные правила оформления ,которые позаимствованы у зарубежных студентов, обучавшихся в наших ВУЗах:
1. заголовок пишется цветной пастой;
2. левая треть листа отводится под поле для пометок, две трети справа предназначены для конспектирования;
3. Подзаголовки пишутся темной пастой от начала страницы и подчеркиваются цветной пастой;
4. в тексте конспекта высота строчных букв 2 мм (бумага в клетку, записи в каждой строке);
5. абзацы текста отделяются друг от друга пробельной строкой, чтобы облегчить чтение записей);
6. в каждом абзаце ключевое слово подчеркивается цветной пастой;
7. В конце изучаемой темы оставляется чистая страница для построения структурно-логической схемы или свертки информации другого типа.
Технология коллективного способа обучения обобщила целый ряд приемов и методов работы с текстом, как в индивидуальном порядке, как и в паре и малой группе, что не только способствует развитию смыслового чтения, но и коммуникативным умениям учащихся.
Самостоятельное изучение текста
Прочитай текст.
Озаглавь каждую часть, перечитывая текст по необходимости.
Подготовься к краткому пересказу.
Проверь себя у учителя.
Алгоритм самостоятельной работы по взаимопередаче тем
1. Запишите название темы в тетрадь.
2. Прочитайте абзац.
3. Разобрать все понятия абзаца.
4. Проговорить о чём этот абзац.
5. Ответьте на вопросы после абзаца.
6. Озаглавить абзац.
7. Записать заголовок в тетрадь.
8. Проработать другие абзацы алгоритма (2-7).
9. Восстановить содержание темы по своему плану.
10. Ответь на вопросы второго уровня.
11. Сдай тему учителю.
Алгоритмы парной работы изучения текста по методике Ривина (1)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I.Работа над собственным текстом.
Читаем новую часть текста.
Что узнали из этой части?
Объясните непонятные слова.
Какие слова считаете главными? Объясните их.
О ком или о чём говорится в этой части?
Что об этом говорится?
Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
Запиши на полях инициалы напарника.
Перескажи изученную часть.
II.Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-9.
III.Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-9.
IV.Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-9.
Порядок изучения текста по методике Ривина (2)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I.Работа над собственным текстом.
Читаем новую часть текста.
Что узнали из этой части?
Объясните непонятные слова.
Какие слова считаете главными? Объясните их.
Задайте вопросы друг другу.
Приведите примеры.
О ком или о чём говорится в этой части?
Что об этом говорится?
Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
Запиши на полях инициалы напарника.
Перескажи изученную часть.
II.Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-11.
III.Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.
IV.Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.
Алгоритмы работы в малой группе по изучению текста
Один читает (1 абзац), другие слушают.
Каждый самостоятельно подчеркивает непонятные слова.
Объясняем непонятные слова по очереди (по кругу).
Тот, кто читал абзац, пересказывает его.
Задать вопросы по содержанию текста читающему (по кругу).
Работаем со следующим абзацем по пунктам 1 – 5.
Алгоритм работы в малой группе.
1. Запишите название темы выступающего в тетрадь.
2. Запишите интересные факты, понятия по ходу рассказа ведущего.
3. Задайте вопросы на понимание выступающему.
4. Дополните выступление напарника имеющимися у вас интересными знаниями.
5. Ответьте на контрольные вопросы, заданные выступающим.
Приемы способа диалектического обучения работы с учебным материалом развивают логическое мышление и формируют целый ряд универсальных учебных действий детей. Главная цель с учебным текстом – извлечение информации из него, т.е. анализа изначально хаотичной информации для её структурирования и усвоения учащимися посредством выполнения системы заданий:
- вывести содержание новых или опорных понятий;
- установить объем понятий (указать виды понятий по разным основаниям деления);
- разработать сборник понятий
- построить логическую схему .отражающую объем понятий;
- сравнить с другими понятиями, выявить общие, особенное и единичные признаки;
- обобщить и ограничить понятия;
- найти факты, подтверждающие истинность;
- определить главную мысль текста;
- составить план;
- выявить логические закономерности или противоположности;
- сделать выводы (умозаключения);
- построить план ответа - краткую программу каких-либо действий изложения, тематическое структурирование и коротко сформулированных мыслей в форме заголовков – суждений;
- перевести информацию из текста в другую форму – схему, график, диаграмму, таблицу;
- описать (извлечь) информацию, представленную в схеме, графике, диаграмме, таблице.
- составить суждения – сравнения по карточке:
Карточка № 3 (сравнения)
1. По сравнению с ….
2. Так же, как и …..
3. Как ….., так и …..
4. Сравнивая ….., можно сказать ….
5. Кроме …, еще ….
6. Помимо …..
7. Больше чем….
8. Не только…., а и ….
9. Наряду с …..
10. Если ….., то ….
11. В отличие от ….
Задание должно предшествовать тексту, ученик сразу читает и выполняет задание, т.е. сразу читает осмысленно и целенаправленно.
Способы извлечения информации из текста:
1. Индуктивный: от частных случает к выводу – обобщению;
2. Дедуктивный – от общих положений ,конечных результатов к частным и единичным случаям.
Анкета.
Формула: Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре.
Вопрос к тексту
Формула:
1. Перед изучением учебного текста ребятам ставиться задача: составить к нему список вопросов.
- иногда целесообразно оговаривать количество вопросов: не менее 3 или 5
- оговаривать вид вопросов: вопросы-понятия или вопросы-суждения
2. В конце урока дается задание: составить вопросы к тексту для взаимопроверки.
3. В конце урока дается задание: составить вопросы, на которые сам легко ответишь (для выявления усвоения)
Вопросы-суждения
Формула:
1. По материалам урока ученики составляют вопросы к суждениям по схемам:
Вопрос – суждение
2
1
С ?
С – вопросительные слова
1 – первое понятие (субъект – подлежащее суждения)
- слово – связка между понятиями
2 – второе понятие (предикат – сказуемое суждения)
Синонимический ряд вопросительных слов
Чем объяснить, что …?
Как доказать, что …?
В каком случае …?
Когда …?
Каким образом…?
Вследствие чего…?
Почему…?
2. Проводят взаимоопрос по вопросам-суждениям.
Пример:
Суждение – Кожа пресмыкающихся не испаряет воду. Вопрос – Чем объяснить, что кожа пресмыкающихся не испаряет воду?
Вопросы-понятия
Формула:
1. В качестве домашнего задания учащиеся выучивают определения понятий урока.
2. Учащиеся по очереди задают вопросы-понятия и по очереди раскрывают содержание:
Синонимический ряд вопросительных слов вопроса-понятия:
Что называется…?
Что считается …?
Что понимается под…?
Что представляет собой…?
Что выражает…?
Что является…?
Что такое…?
Каковы свойства и виды…?
В чём заключается сущность…?
Пример:
1-ый ученик: Что такое озеро?
2-ой ученик: Озеро – это скопление воды в природном углублении. Что считается соленым озером?
И т.д.
Диктант с ошибками.
Формула:
Ученики должны выявить ошибочные утверждения.
Пример.
Учитель или ученик читает суждения, если оно верное ученики пишут «да», если неверное – «нет».
«Хорошо, да не очень» (решение противоречий)
Формула:
Ученикам дается противоречие (еще лучше, если они сами его увидят). Необходимо найти решение, логическое объяснение противоречия.
Пример:
Поступление пресной воды в озеро с реками, но вода в озере соленая.
Антарктида получает самое большое на Земле количество солнечной радиации, но остается самым холодным материком.
Южная Америка –самый влажный материк, но на его территории находится самая сухая пустыня мира – Атакама.
Третий лишний
Формула:
выбираются 3 объекта, 2 из них объеденены общим основание. Нужно выделить 3-й объект, имеющий другое основание. Необходимо объяснить основание. Их может быть несколько у одной группы.
Пример:
1.циклон
2.фронт
3.антициклон
Лишнее поняти №2, т.к. 1 и 3 –воздушные вихри, а 3 – граница между воздушными массами с разными свойствами.
1.жираф
2.слон
3.тигр.
Лишнее понятие №3, т.к. жираф и слон – травоядные, а тигр – хищник.
Таблица.
Формула:
После прочтения учебного материала, выбрать объекты для сравнения, выделить их характеристики (признаки сравнения), составить таблицу, заполнить ее.
Прием будет более эффективным, если в группах придумать свою таблицу, защитить ее, обсудить наиболее полный и удобный вариант и позволить учащимся выбрать понравившуюся таблицу.
Семинар.
Формула:
На уроке или дома учащиеся составляют вопросы-суждения по пройденной теме. На следующем уроке задают свои вопросы. Право задать свой вопрос имеет тот, кто правильно ответил на вопрос.
За правильный вопрос – 1 балл.
За правильный ответ – 1 балл.
Если в течение 30 секунд нет желающих ответить, то сам отвечает на свой вопрос и получает 2 балла.
За урок оценку «5» получает тот, кто задал все свои вопросы (количество оговаривается заранее) и ответил на такое же количество вопросов товарищей.
Суждение.
Формула:
В тексте выделить 2 понятия, объединенных смысловой связкой.
Пример:
Понятия - Давление температура
Суждение - Давление воздуха зависит от его температуры.
Понятия - Морские организмы соленость воды
Суждение - Морские организмы влияют на соленость воды.
Своя опора.
Формула:
1. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
2. Составить свой опорный конспект и объяснить его.
3. Составить опорный конспект по одной части материала, обменятся с соседом.
4. Составить конспект по всему материалу, обменяться с соседом тетрадями и пересказать по его конспекту.
5. Опоры составить в группах на плакатах, объяснить у доски, слушатели записывают себе в тетрадь.
Стимул:
- объявить конкурс на самый лучший конспект или шпаргалку.
- создать универсальную шпаргалку.
Разминка.
Формула:
1. Прочитать текст.
2. Ответить на вопрос «О чём этот текст?»
(на листочках за 10 минут не более 7 предложений)
3. Общее обсуждение.
4. Воспроизведение текста от разных лиц.
Реставрация.
Формула:
Учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо вписать недостающие слова, дорисовать элементы.
Пример:
Масштаб – это … , которое показывает … раз расстояние на плане … , чем на местности. Азимут – это … между направление на … и … местности.
Понимание.
Понимание всегда индивидуально и относительно.
Формула:
1. прочитать текст
2. «обжиться» в нем – отыскать в тексте что-то знакомое, посчитать незнакомые слова, найти самое короткое (длинное) предложение, найти знакомые понятия.
3. поиск странностей – найти странность явления, разрешить странность.
4. реконструкция – восстановить логику текста
5. выражение замысла – «о чем?» - выдвинуть версию, подтвердить версию краткой выдержкой из текста.
Окна.
Формула: Дается схема учебного материала. Некоторые части схемы пропущены. Необходимо по подсказкам (элементам схемы или таблицы) дополнить схему.
Осколки.
Формула.
1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в логическую последовательность.
2. Учащиеся получают запись в виде 2 или 3 столбиков. Нужно собрать фразы: 1 столбик- начало, 2 – середина, 3 – конец фразы.
3. В таблице понятия разбиты на слоги и перепутаны. Необходимо собрать понятия и дать им определение.
Пример:
1. Растения при дыхании, образуют известняк, морские организмы, поглощают кислород, влияют на соленость воды, их панцирей морских животных.
2. растения влияют на состав атмосферы
животные регулируют соленость морской воды
выветривание образуют горные породы
разрушают горные породы
Логичный пересказ.
Формула:
По тексту дается задание:
-поделить на части
-составить план
-выписать опорные слова (4-5 в каждой части)
-пересказать близко по смыслу, сохраняя логику изложения с опорой на план и слова.
Вариант мониторинга развития умения смыслового чтения и работы с текстом
Методика проведения мониторингового исследования:
Школьникам было предложено выполнить одинаковое задание.
Задание представляло собой фрагмент учебного текста, содержащий графический объект.
Учащимся нужно было:
А) прочитать и осмыслить текст,
Б) сформулировать определение термина о котором идет речь,
В) извлечь информацию из графического объекта
Г) отобрать материал для представления на слайде презентации.
В ходе исследования учитывалось время выполнения задания.
Выбор наиболее эффективных приемов работы с текстом из всего их многообразия разных технологий и использование на уроках естественно научного цикла остаётся приоритетом учителя.
Технологическое использование этих приёмов и методов даёт наибольший положительный результат.

Литература
Зайцев В.Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. 1989.-№ 8.
Зайцев. В.Н. Диагностико – технологическое управление образовательным процессом
Зайцев В.Н. Практическая дидактика
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.
Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.
Зайцев. В.Н. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. – 2005. – № 4. –С. 102-112
Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Тубольцева Е.А., Пидник С. В. «Значение УМК «Сферы» в развитии информационной компетенции учащихся»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования