Методические материалы урока ОРКСЭ модуль Основы православной культуры №23
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ № 23
ТЕМА урока: Православие о Божием суде
ЦЕЛИ: задуматься над христианской идеей ответственности человека перед Богом и людьми как сдерживающим этическим началом;
побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости;
помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни, подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого.
РЕСУРСЫ УРОКА учебник, аудиоальбом, иллюстрации, презентация
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: Божий суд, бессмертие
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД и предметные умения
1.Метапредметные
1.1. Познавательные 1.2. Регулятивные
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя и сам-но;
следовать алгоритму действий на уроке;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
1.3. Коммуникативные 2. Предметные 3. Личные
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
укрепление преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
уч-ся
Оргмомент. Организация класса Самоорганизация
Мотивация учебной деятельности Как вы думаете, Бога можно обмануть?
Поисковые вопросы
Почему говорят, что христианин каждый день пишет себе приговор (приговор – решение о наказании)?
Ответ: Потому что человек всегда совершает поступки - дела добрые или злые. Христианину за них нужно перед Богом давать ответ – идти к Нему на Суд в конце жизни. Размышляют над темой и задачами урока, записывают тему.
Актуализация опорных понятий Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами?
Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Размышляют над вопросами, выполняют задания
Познавательная деятельность Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?
Исследовательская работа с текстом
Опережающее задание
Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми?
Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Вопросы
1. Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.
В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».
И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.
4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!
1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
3. Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).
Читают текст, размышляют, комментируют.
Выполняют познавательные и поисковые задачи
Усваивают понятия
Осмысливают текст
Физминутка Включает видео Выполняют упражнения.
Продолжение ПД Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...»
Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?
* *
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
14 июля 1918
Перечитывание стихотворения И.С. Бунина. Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?
Y. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.
Выбор стихотворения для заучивания наизусть. Читают и обсуждают стихотворенияПроверка полученных результатов. Коррекция Подведение итогов
Поговорим по душам
Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие? Синтез материала,
коррекция
Дом. задание учебник урок №23 Записывают д/з в дневники.
Задают уточняющие вопросы
Итог. Рефлексия Чему научились?
Что повторили?
Что нового узнали? Отвечают на вопросы, делают выводы.
Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью.
Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).
Тезисный конспект статьи учебника Отклик ученика
В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу Любой человек – посланник Неба на земле Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает Грехи человека уничтожают его душу Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект: